Дыхательные и физические упражнения для чтения стихотворных текстов.
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Дыхательные и физические упражнения
для чтения стихотворных текстов.
Картотека игр и упражнений
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В начале обучения логопед сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и т.д.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, НА Маранова).
Формирование
диафрагмального дыхания
Упражнение 1. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение 2. «Часики»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо.
Упражнение 3. «Щука»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
Упражнение 4. «Наклоны»
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх).
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).
Упражнение 5. «Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте - руки вверх — вдох, опустить руки - выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку — бух! (Присесть.)
Дифференциация носового и ротового дыхания.
Упражнение 6. «Вдох – выдох»
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос — выдох через нос,
вдох через рот – выдох через нос,
вдох через рот — выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения)
Шаг на месте не спеша.
Дышим глубже, а потом как?
Покажем малышам!
Упражнение 7. «Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать
на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и
подуть).
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон
вперед, подуть).
Я подую близко
(руни положить на грудь
и подуть на них).
Развитие силы диафрагмального выдоха.
Закрепление диафрагмального типа дыхания.
Упражнение 8. «Деревце качается»
Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя) - Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево). Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).
Упражнение 9. «Осенние листики»
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево - вправо) На веточках сидели.
Дунул вечерок (подуть на листочки),
И мы полетели (легкие взмахи руками).
Мы летели, мы летели (медленно приседать) И на землю тихо сели (присесть).
Упражнение 10. «Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые снежинки.
Упражнение 11. «Повороты»
Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот вдох, вправо — выдох.
Боком-боком, боком-боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Упражнение 12. «Хлопки»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик, Целый день играет ежик. С барабаном за плечами, Ёжик в сад забрел случайно.
Упражнение 13. «Стирка»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю.
Упражнение 13. «Колеса»
Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.
Катились колеса,
Колеса, колеса,
Катились колеса,
Все влево, все косо.
Скатились колеса
На луг под откос,
И вот что осталось
От этих колес.
Упражнение 14. «Зарядка»
Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.
Все выходят по порядку (ходьба на месте), Дружно делают зарядку: Влево - вправо! Влево - вправо (наклоны)!
Получается на славу
(присесть)!
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть
(потрясти руками)!
Теперь можно отдохнуть
(встряхнуть ступни ног.).
Раз-два! Раз-два
(наклоны туловища)!
Замелькали пятки
(бег на месте),
Как чудесно босиком
(бег на носках)
Бегать на зарядке
(бег на пятках)!
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки
(соответствующие движения).
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Вот так, вот так:
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.
Развитие речевого дыхания.
Упражнение 15. «Погрей ладошки»
Имитировать дутье иа озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими) И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки). Надо лапочки погреть (подуть на них). Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать (поскакать).
Упражнение 16. «Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками), Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами), Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж (руки рупором, произносить звуки на выдохе).
Упражнение 17. «Ребята заблудились»
Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу: Ау-ау-ау!
Упражнение 18. «Буква О»
Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Не под окном, а около
(руки вверх, в стороны, кругом)
Каталось О и охало
(дважды плавные круговые
движения перед собой),
О охало, О охало
(те же движения)
Не под окном, а около
(руки в стороны, вниз).
Дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой
(адаптрованные для детей дошкольного возраста).
Упражнение 19. «Кошка»
Ноги на ширине шлеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжееть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева — в темпе шагов. Выдох произвольный.
Топ-топ-топ —
Вот крадется черный кот.
Упражнение 20. «Обними плечи»
Поднять руки на уровень плеч, согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу: они параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произвольный.
Обнимите плечики,
На лугу кузнечики.
Упражнение 21. «Постучи молотком»
Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон — вдох. Выдох произвольный.
А ну-ка веселее
Ударим молотком,
Покрепче, поровнее
Мы гвоздики забьем: Тук-тук, тук-тук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [Ч]-[Щ] в стихотворных текстах
Речевой материал в картинках...
Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)
Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...
Стихотворные тексты к физическим упражнениям
Стихотворные тексты к физическим упражнениям...
Звук и буква "Ц". Чтение слогов, стихотворных текстов
Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием....
Звук и буква "Й". Чтение слов, стихотворных текстов
Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать простой анализ слов с за...
Буква "Ь". Чтение слов, стихотворных текстов
Цель:1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Её особенностью обозначения мягкости согласных; Совершенствовать технику чтения учащихся;2. Развивать фонематический слух, словарный запас учащихся;3. Вос...
Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов
Цель занятия: Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак. Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях. Закрепить навык образования приставочных глаголов. Закрепит...