Буква "Ь". Чтение слов, стихотворных текстов
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель:

1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Её особенностью обозначения мягкости согласных; Совершенствовать технику чтения учащихся;

2. Развивать фонематический слух, словарный запас учащихся;

3. Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Буква «ь». Чтение слов, стихотворных текстов.

Цель:

1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Её особенностью обозначения мягкости согласных; Совершенствовать технику чтения учащихся;

2. Развивать фонематический слух, словарный запас учащихся;

3. Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.

Ход урока

1.Организационный момент

С добрым утром, начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать!

2. Актуализация знаний.

- Какие буквы уже умеете писать?

- Вы любите мечтать или воображать? Умение воображать нам сегодня пригодится на уроке. Представьте, что мы с вами попали в страну Букварию. И не только попали, а нам нужно помочь одному жителю этой страны, который оказался в беде. И это не простой житель, а фокусник.

- А вот и жители этой страны. (На доске буквы)

- Кто они? (буквы)

3.Постановка общей проблемы.

1. А теперь соберите буквы в одно слово и узнаете главное слово на уроке.

Какое главное слово вы составили? (Буква)

Почему слово Буква главное на уроке? (Мы сегодня познакомимся с новой буквой.)

А вот с какой буквой познакомимся, вы узнаете чуть позже.

2. В этой стране Букварии жили-были буквы, они жили не тужили, потому – что все дружили.

- Прочитаем буквы с доски хором звуками:

М В С Л Б З Р Д П Н Т

- Почему они дружат? (Согласные)

- Жила среди них буква – известный фокусник. Как его зовут? Догадайтесь.

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь)

(Прикрепляю карточку ь)

- Значит, с какой новой буквой познакомимся на уроке? (ь)

- Будем чему учиться? (Будем учиться читать слова с ь)

- На что похож ь?

Владимир Степанов написал стишок:

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Ковш, половник и черпак.

4. Открытие детьми нового знания

- Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

- Давайте попробуем произнесём её звуком.

- Почему у нас не получается? (Не обозначает звука).

А если она не обозначает звука, может быть она гласной, или согласной? (Она не может быть гласной, и согласной).

- ь не обозначает никакого звука, это особая буква, она не умеет говорить и никто с этой буквой не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко.

1. Чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках

- Давайте попробуем ей найти друзей, подставим её к согласным буквам и прочитаем.

- Читаем дружно хором.

ЛЬ БЬ ЗЬ - Как произносятся согласные звуки с ь? (Произносятся мягко)

МЬ ВЬ СЬ -

РЬ ДЬ ПЬ

НЬ ТЬ

- Как вы думаете, наша буква-фокусник может дружить с согласными? Вот наконец-то ей теперь не одиноко. Она очень рада и благодарит вас за помощь.

2.Работа со словами.

- На партах у вас лежат карточки со словами.

Прочитайте самостоятельно слова.

УГОЛ

БЫЛ

ПЫЛ

КОН

- А теперь в конце каждого слова подпишите карандашиком ь.

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Какое волшебство сделал ь со словами? (Изменил значение слов).

Беседа о лексическом значении слов каждой пары.

- Почему он называет себя фокусником?

5. Работа в прописи

а) сравнение буквы Ь с буквой Ы

б) показ письма буквы на доске

в) письмо буквы Ь учащимися (2 строчки)

г) физкультминутка для пальчиков

6. Закрепление

-Я написала слова, прочитайте их, в чём моя ошибка? (Нет ь)

- Давайте исправим их.

ГУС

ЛЕН

ОЛЕН

ЛОС

- Для чего служит ь? (Для обозначения мягкости согласного звука)

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ? (1 слог)

- Сколько букв? (4 буквы)

-Сколько звуков?(3 звука)

- Почему звуков меньше, чем букв? (ь – не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков)

7.Работа в Азбуке

а) чтение слов

б) работа с текстом:

- самостоятельное чтение;

- выделенные трудности чтения;

- прямая речь;

- чтение вслух;

- выборочное чтение; (Кем был Вова? Во что они играли? Кто упал? Что сказала Ира?)

в) рассказывание по картинке с изменением и дополнением текста.

8. Письмо со слуха (на доске): Вова катал Иру. Мой конь Орлик устал.

9. Итог урока

- С какой новой буквой вы познакомились на уроке?

- Как вы думаете, помогли мы этой букве-фокуснику в ее беде?

- Благодаря вам теперь у этой буквы много друзей. И ей хорошо в своей стране Букварии.

- А правда ли он фокусник

- Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

Подготовка детей к обучению грамоте "Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука."

Цель: упражнение детей в определении количества слогов в словахЗадачи:Образовательные: составлении предложений и их графической записи; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); учи...

Звук и буква "Ц". Чтение слогов, стихотворных текстов

Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием....

Звук и буква "Й". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать  простой анализ слов с за...

Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель занятия: Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак. Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях. Закрепить навык образования приставочных глаголов. Закрепит...