Звук и буква "Ц". Чтение слогов, стихотворных текстов
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель:
познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obucheniyu_gramote.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов.
Цель:
познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.
Задачи:
- способствовать развитию фонематического восприятия посредством определения наличия или отсутствия заданного звука в слове, различения с близкозвучащими звуками;
- способствовать умению производить звукобуквенный анализ слов, слогов;
- учить читать прямые слоги: ЦА, ЦО,ЦУ,ЦЕ,ЦИ,ЦЫ;
- Способствовать формированию правильной и четкой артикуляции звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, стихотворных строчках .
Оборудование:
мольберт, магниты, буквы разрезной азбуки, символыдля согласного звука [Ц], индивидуальные тетради на каждого ребёнка «От А до Я»Е.В.Колесниковой, простые карандаши, наборы букв для слов: огурец, заяц,предметные картинки, шуточное изображение буквы Ц , «Рабочая клетка» для объяснения написания печатной буквы Ц.
1.Оргмомент.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
СЛАЙД 1
Добрый день, ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в страну букв и звуков. Сейчас мы повстречаемся с вами еще с один звуком и буквой.
Ребята, внимание на экран.
СЛАЙД 2 -3
2.Уточнение артикуляции звука [Ц], соотнесение звука со схематическим изображением.
- Чтобы правильно произнести звук[Ц], нужно улыбнуться широко, кончиком языка быстро провести сверху вниз по нижним зубкам.
- Какой звук [Ц]? (Согласный, только твёрдый, глухой.)
Его мы будем обозначать синим квадратом.
А теперь давайте вместе,
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.
3. Ребята, внимание на экран, следующая наша станция ИГРА «Загадки и отгадки», послушайте загадки.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Был белый дом,
Чудесный дом,
Вдруг что-то застучало в нем.
Разбился домик – и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок)
СЛАЙД 4
- Послушайте слова и в каких словах вы слышите звук[Ц]:
цапля, цепь, цветы, тень, цыпленок, утенок, Тима, цель, тюльпан, яйцо.
- В тетрадях найдите задание под цифрой 1, обведите в кружок простым карандашом картинки только со звуком [Ц]. Какая здесь лишняя картинка? Объясните, почему?
.
- Ребята вот и добрались мы до нашей игровой станции «Слоговые шарики» Давайте с вами познакомимся с Буквой «Ц»
Знакомство с буквой Ц, её печатание.
Буква «Ц», смотрите сами,
Как скамейка вверх ногами.
СЛАЙД 5 -6
А вот так пишется буква Ц. (Показ на доске.) Лапка-царапка находится справа.
- В тетрадях, в задании 2: букву «ц» напечатайте по прерывистой линии, а затем перед каждой гласной буквой, приготовьтесь чётко прочитать слоги.
-Почему будем печатать её синим карандашом?
-Прочтем слоги, что нужно помнить про букву Ц? (Она даёт только твердый и глухой согласный звук. Читаем хором. Затем 2-3ребенка - по желанию.)
СЛАЙД 7
- Молодцы! А, сейчас мы с вами отдохнем, становимся в кружочек.
5.Физминутка.
( Дети стоят на одной ноге (левой), правая - отведена в сторону навесу.)
- Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не пускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
- Следующая наша станция игра: «Найди и назови слова со звуком Ц»
Давайте с вами посмотрим на экран. СЛАЙД 8
-Ребята назовите, только те слова где вы слышите звук «Ц».
- Молодцы, а теперь тихо сели, и посмотрели в правый верхний угол?
- Что вы там увидели?
- Молотком работал Петя
Целых три часа подряд.
Сколотил из трёх дощечек
Букву Ц и очень рад!
- Сколько Пете понадобилось дощечек, чтобы сколотить букву Ц?
- В верхнем правом углу тетради раскрасьте дощатую букву Ц, убедитесь, что она состоит из трёх элементов.
-Каким цветом мы ее раскрасим? (Синим)
7. Ребята нам нужно с вами прочитать отрывок.
Слайд 9
- Назовите из этого отрывка слова со звуком «Ц». (цапля, птенцы)
- Назовите слово из отрывка, в котором звук «Ц» в середине (птенцы).
- Молодцы!
6.Воспитатель. Ребята, а я у вас хочу спросить: «Могут ли буквы рассыпаться?» И следующие путешествие в игру «Буквы рассыпались»
Вам нужно собрать буквы, которые рассыпались и назвать слово, а помогут написать нужное слово под рисунком.
-Какие предметы у нас нарисованы: огурец или заяц.
- Напечатайте слова под картинками.
(Проверка и оценка выполненных заданий.)
СЛАЙД 10
- Воспитатель. Как интересно путешествовать, но наше путешествие подошло концу.
И я вам предлагаю последнею игру закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
Молодцы, ребята.
Все вы были молодцы, спасибо, мне сегодня понравилось, как вы работали на занятии. Скажите, с какой новой буквой и звуком мы сегодня познакомились?
9. Итог.
- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
- Что вызвало затруднение?
- Что вам на занятии понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Ф...
Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласн...
Звук и буква "Й". Чтение слов, стихотворных текстов
Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать простой анализ слов с за...
Буква "Ь". Чтение слов, стихотворных текстов
Цель:1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Её особенностью обозначения мягкости согласных; Совершенствовать технику чтения учащихся;2. Развивать фонематический слух, словарный запас учащихся;3. Вос...
Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов
Цель занятия: Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак. Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях. Закрепить навык образования приставочных глаголов. Закрепит...