Звук и буква "Ц". Чтение слогов, стихотворных текстов
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель:

познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов.

Цель:

познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.

Задачи:

  1. способствовать развитию фонематического восприятия посредством определения наличия или отсутствия заданного звука в слове, различения с  близкозвучащими звуками;
  2. способствовать умению производить звукобуквенный  анализ слов, слогов;
  3. учить читать прямые слоги: ЦА, ЦО,ЦУ,ЦЕ,ЦИ,ЦЫ;
  4. Способствовать формированию правильной и четкой артикуляции звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, стихотворных строчках .

Оборудование:

мольберт, магниты, буквы разрезной азбуки, символыдля согласного  звука  [Ц], индивидуальные тетради на каждого ребёнка «От А до Я»Е.В.Колесниковой, простые карандаши, наборы букв для  слов: огурец, заяц,предметные картинки,  шуточное изображение   буквы Ц , «Рабочая клетка» для объяснения написания печатной буквы Ц.

1.Оргмомент.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 СЛАЙД 1

Добрый день, ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в страну букв и звуков. Сейчас мы повстречаемся с вами еще с один звуком и буквой.

Ребята, внимание на экран.

СЛАЙД 2 -3

2.Уточнение артикуляции звука [Ц], соотнесение звука со схематическим изображением.

- Чтобы правильно произнести звук[Ц], нужно улыбнуться широко, кончиком языка быстро провести сверху вниз по нижним зубкам.

- Какой звук [Ц]? (Согласный, только твёрдый, глухой.)

Его мы будем обозначать синим квадратом.

А теперь давайте вместе,

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

3. Ребята, внимание на экран, следующая наша станция ИГРА «Загадки и отгадки», послушайте загадки.  

                                            На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

                                            Тычет клювом наугад –

        Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Вдруг что-то застучало в нем.

Разбился домик – и оттуда

Живое выбежало чудо. (Цыпленок)

СЛАЙД 4

- Послушайте слова и в каких словах вы слышите звук[Ц]:

цапля, цепь, цветы, тень, цыпленок, утенок, Тима, цель, тюльпан, яйцо.

- В тетрадях найдите задание под цифрой 1, обведите в кружок простым карандашом картинки только со звуком [Ц]. Какая здесь лишняя картинка? Объясните, почему?

.

  1. Ребята вот и добрались мы до нашей игровой станции «Слоговые шарики» Давайте с вами познакомимся с Буквой «Ц»

Знакомство с буквой Ц, её печатание.

         Буква «Ц», смотрите сами,

         Как скамейка вверх ногами.

СЛАЙД  5 -6

А вот так пишется буква Ц.  (Показ на доске.) Лапка-царапка находится справа.

- В тетрадях, в задании 2: букву «ц» напечатайте по прерывистой линии, а затем перед каждой гласной буквой, приготовьтесь чётко прочитать слоги.

-Почему будем печатать её синим карандашом?

-Прочтем слоги, что нужно помнить про букву Ц? (Она даёт только твердый и глухой согласный звук. Читаем хором. Затем 2-3ребенка -  по желанию.)

 СЛАЙД 7

- Молодцы! А, сейчас мы с вами отдохнем, становимся в кружочек.

5.Физминутка.

( Дети стоят на одной ноге (левой), правая -  отведена в сторону навесу.)

- Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

  1.  Следующая наша станция игра: «Найди и назови слова со звуком Ц»

 Давайте с вами посмотрим на экран. СЛАЙД 8

-Ребята назовите, только те слова где вы слышите звук «Ц».

-  Молодцы, а теперь тихо сели, и посмотрели в правый верхний угол?

 - Что вы там увидели?

- Молотком работал Петя

 Целых три часа подряд.

 Сколотил из трёх дощечек

 Букву Ц и очень рад!

- Сколько Пете понадобилось дощечек, чтобы сколотить букву Ц?

- В верхнем правом углу тетради раскрасьте дощатую букву Ц, убедитесь, что она состоит из трёх элементов.

-Каким цветом мы ее раскрасим? (Синим)

7.  Ребята нам нужно с вами прочитать отрывок.

Слайд 9

 - Назовите из этого отрывка слова со звуком «Ц». (цапля, птенцы)

- Назовите слово из отрывка, в котором звук «Ц» в середине (птенцы).

- Молодцы!

6.Воспитатель. Ребята, а я у вас хочу спросить: «Могут ли буквы рассыпаться?»  И следующие путешествие в игру «Буквы рассыпались»

Вам нужно собрать буквы, которые рассыпались и назвать слово, а помогут написать нужное слово под рисунком.

-Какие предметы у нас нарисованы: огурец или заяц.

- Напечатайте слова под картинками.

(Проверка и оценка выполненных заданий.)

СЛАЙД  10

  1. Воспитатель. Как интересно путешествовать, но наше путешествие подошло концу.

 И я вам предлагаю последнею игру закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята.

 Все вы были молодцы, спасибо, мне сегодня понравилось, как вы работали на занятии.  Скажите, с какой новой буквой и звуком мы сегодня познакомились?

9. Итог.

- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

- Что вызвало затруднение?  

- Что вам на занятии понравилось больше всего?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов

Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные  и согласные. Ф...

Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.

Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные  и согласн...

Звук и буква "Й". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать  простой анализ слов с за...

Буква "Ь". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель:1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Её особенностью обозначения мягкости согласных; Совершенствовать технику чтения учащихся;2. Развивать фонематический слух, словарный запас учащихся;3. Вос...

Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель занятия: Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак. Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях. Закрепить навык образования приставочных глаголов. Закрепит...