"Согласные звуки [З, З`], буквы З, з. Слово, предложение."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Знакомство с согласным звуком «З, З`» буквой «З, з». Формирование понятия «однокоренные слова». Закрепление понятий «гласный», «согласный» звук; слово, предложение. Развитие лексико-грамматического строя речи; слухового внимания; мелкой моторики. Формирование навыков печатания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_zvuki_z_z_bukvy_z_z._slovo_predlozhenie._.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе.
Составила: Быкова Н.В., воспитатель
Тема: Согласные звуки (З, З`), буквы З, з. Слово, предложение.
Цель: Знакомство с согласным звуком «З, З`» буквой «З, з». Формирование понятия «однокоренные слова». Закрепление понятий «гласный», «согласный» звук; слово, предложение. Развитие лексико-грамматического строя речи; слухового внимания; мелкой моторики. Формирование навыков печатания.
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком и буквой «З», закрепить характеристики гласных и согласных звуков;
2. Развивать фонетико-фонематический слух; речеслуховое внимание, чувство ритма через дидактическую игру «Подскажи словечко»
3. Продолжать обучать детей звукобуквенному анализу: учить выделять звук в слове, определять его место в слове, словоизменению с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
4. Продолжать обучать детей умению составлять предложения по картинкам на тему «Зима» и обозначать их схематически, определять количество слов в предложении.
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация «Звук З», плакаты: гласные и согласные звуки; тренажеры: звук «З» в открытых слогах, звук «З» в закрытых слогах; звуковая дорожка со звуком «З»; полоски - схемы для составления предложений;
раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы на закрепление звука и буквы «З»
Ход занятия:
I Организационный момент
- чему мы учимся на занятии по обучению грамоте: (различать звуки, читать слоги, составлять слова, предложения)
II Вводная часть
Повторение:
- Какие звуки бывают? (гласные и согласные)
- Почему гласные звуки называются «гласными»?
- С помощью чего произносятся согласные звуки? (губы, зубы, язык)
- Для чего нам нужны звуки? (с помощью звуков составляем слова)
- Каким цветом схематически обозначаются гласные (согласные) звуки? (гласные – красным, согласные – синим)
- Назовите гласные звуки (а, о, у, ы, э, я, е, ю, и)
III Основная часть
1. Сообщение темы занятия
- Какое время года наступило? (зима)
- На какой звук начинается слово «Зима»? (звук «З»)
- Какой это звук? Почему? (согласный, потому что произносим его с помощью языка и зубов – характеристика звука «З»)
2. Фонетическое упражнение «Как поет комарик» (презентация «Звук «З», тренажер «комарик»)
- Дети посмотрите внимательно на экран. На слайде изображен комарик. Какой звук произносит комарик? (З-з-з-з) Сейчас комарик полетит, а мы будем произносить этот звук вместе, пока комарик летит (дети произносят звук совместно с тренажером на выдохе)
3. Фонетическое упражнение «Произнесение звука «З» в открытых и закрытых слогах» (тренажер)
- Какой звук произносит пчелка, когда летит? (З-з-з-з)
- Какие звуки нарисованы на цветочках (сотах)? (Дети называют гласные звуки)
Задание 1: пчелки летят к цветкам, чтобы собрать нектар. Произноси слоги
Задание 2: пчелки собрали нектар и летят к сотам. Произноси слоги
4. Упражнение «Найди звук в слове»
На тренажере изображены картинки со звуком «З», соединенные между собой красными (и синими) стрелками. Дети зрительно проходят сначала по красным, затем по синим стрелочкам, называют слова и определяют место звука в слове. Педагог схематически обозначает синим квадратом место звука в слове на тренажере.
5. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («шагать» по столу указательным и средним
пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепить» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошить хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (провести ладонью правой руки по левой
руке от кисти до локтя)
А ещё в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой
стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивать ладошки)
Съели суп (движения воображаемой ложкой)
и спать легли. (ладошки под щеку).
7. Закрепление нового материала.
Индивидуальная работа в карточках: закрашивание буквы «З», печатание буквы «З», определение местоположения звука «З» в слове.
8. Знакомство с понятием «Однокоренные слова». Игра «Подскажи словечко:
Задание: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На проселки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
9. Физминутка. Игра с мячом «Назови ласково»
снег - снежок
лед – ледок
мороз – морозец
снежинка – снежиночка
кормушка - кормушечка
снегурка - снегурочка
санки – саночки
холод – холодок
дерево – деревце
звезда – звездочка
забава – забавушка
снеговик – снеговичок
валенки – валеночки
шапка - шапочка
10. Закрепление навыков составления предложений и запись их схематически с помощью полосок.
Задание: на столе картинки на зимнюю тематику, полоски для схематической записи предложений. Ребенок выбирает картинку, составляет предложение и схематически записывает его на доске, определяет количество слов в предложении.
IV Релакасация
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Что составляли с помощью этого звука?
- Где может прятаться звук в слове?
- С помощью чего составляем предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласный звук (м), (мь), буква "М". Звуковой анализ слова "малыш".
Данное занятие для подготовительной группы детского сада. В нем расположен материал по звуковой культуре речи. Дается знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками (м), (мь)....
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...
Согласный звук Л (Л), буква Л. Звуковой анализ слова «лиса».
ННОД по развитию речи...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...
Тема. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П (П), буква П. Закрепление понятия «глухой» согласный звук.
Занятие: "Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П, буква П....