"Согласные звуки [З, З`], буквы З, з. Слово, предложение."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Быкова Наталья Владимирвона

Цель: Знакомство с согласным звуком «З, З`» буквой «З, з». Формирование понятия «однокоренные слова». Закрепление понятий «гласный», «согласный» звук; слово, предложение. Развитие лексико-грамматического строя речи; слухового внимания; мелкой моторики. Формирование навыков печатания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvuki_z_z_bukvy_z_z._slovo_predlozhenie._.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе.

Составила: Быкова Н.В., воспитатель

Тема: Согласные звуки (З, З`), буквы З, з. Слово, предложение.

Цель: Знакомство с согласным звуком «З, З`» буквой «З, з». Формирование понятия «однокоренные слова». Закрепление понятий «гласный», «согласный» звук; слово, предложение. Развитие лексико-грамматического строя речи; слухового внимания; мелкой моторики. Формирование навыков печатания.

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком и буквой «З», закрепить характеристики гласных и согласных звуков;

2. Развивать фонетико-фонематический слух; речеслуховое внимание, чувство ритма через дидактическую игру «Подскажи словечко» 

3. Продолжать обучать детей звукобуквенному анализу: учить выделять звук в слове, определять его место в слове, словоизменению с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

4. Продолжать обучать детей умению составлять предложения по картинкам на тему «Зима» и обозначать их схематически, определять количество слов в предложении.

Оборудование:

Демонстрационный материал: презентация «Звук З», плакаты: гласные и согласные звуки; тренажеры: звук «З» в открытых слогах, звук «З» в закрытых слогах; звуковая дорожка со звуком «З»; полоски - схемы для составления предложений;

раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы на закрепление звука и буквы «З»

Ход занятия:

I Организационный момент

- чему мы учимся на занятии по обучению грамоте: (различать звуки, читать слоги, составлять слова, предложения)

II Вводная часть

Повторение:

- Какие звуки бывают? (гласные и согласные)

- Почему гласные звуки называются «гласными»?

- С помощью чего произносятся согласные звуки? (губы, зубы, язык)

- Для чего нам нужны звуки? (с помощью звуков составляем слова)

- Каким цветом схематически обозначаются гласные (согласные) звуки? (гласные – красным, согласные – синим)

- Назовите гласные звуки (а, о, у, ы, э, я, е, ю, и)

III Основная часть

1. Сообщение темы занятия

- Какое время года наступило? (зима)

- На какой звук начинается слово «Зима»? (звук «З»)

- Какой это звук? Почему? (согласный, потому что произносим его с помощью языка и зубов – характеристика звука «З»)

2. Фонетическое упражнение «Как поет комарик» (презентация «Звук «З», тренажер «комарик»)

- Дети посмотрите внимательно на экран. На слайде изображен комарик. Какой звук произносит комарик? (З-з-з-з) Сейчас комарик полетит, а мы будем произносить этот звук вместе, пока комарик летит (дети произносят звук совместно с тренажером на выдохе)

3. Фонетическое упражнение «Произнесение звука «З» в открытых и закрытых слогах» (тренажер)

- Какой звук произносит пчелка, когда летит? (З-з-з-з)

- Какие звуки нарисованы на цветочках (сотах)? (Дети называют гласные звуки)

Задание 1: пчелки летят к цветкам, чтобы собрать нектар. Произноси слоги

Задание 2: пчелки собрали нектар и летят к сотам. Произноси слоги

4. Упражнение «Найди звук в слове»

На тренажере изображены картинки со звуком «З», соединенные между собой красными (и синими) стрелками. Дети зрительно проходят сначала по красным, затем по синим стрелочкам, называют слова и определяют место звука в слове. Педагог схематически обозначает синим квадратом место звука в слове на тренажере.

5. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять,                         (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.                       («шагать» по столу указательным и средним

                                                                       пальчиками)

Бабу снежную лепили,                                («лепить» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,                       («крошить хлеб» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,                       (провести ладонью правой руки по левой

                                                                       руке от кисти до локтя)

А ещё в снегу валялись.                              (класть ладошки на стол то одной, то другой

                                                                        стороной)

Все в снегу домой пришли.                         (отряхивать ладошки)

Съели суп                                                      (движения воображаемой ложкой)

и спать легли.                                                (ладошки под щеку).

7.  Закрепление нового материала.

Индивидуальная работа в карточках: закрашивание буквы «З», печатание буквы «З», определение местоположения звука «З» в слове.

8. Знакомство с понятием «Однокоренные слова». Игра «Подскажи словечко:

Задание: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё летят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

На проселки, на лужок

Всё снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик)

Рядом – снежная фигурка,

Эта девочка - … (Снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег)

9. Физминутка. Игра с мячом «Назови ласково»

снег - снежок

лед – ледок

мороз – морозец

снежинка – снежиночка

кормушка - кормушечка

снегурка - снегурочка

санки – саночки

холод – холодок

дерево – деревце

звезда – звездочка

забава – забавушка

снеговик – снеговичок

валенки – валеночки

шапка - шапочка

10. Закрепление навыков составления предложений и запись их схематически с помощью полосок.

Задание: на столе картинки на зимнюю тематику, полоски для схематической записи предложений. Ребенок выбирает картинку, составляет предложение и схематически записывает его на доске, определяет количество слов в предложении.

 

IV Релакасация

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Что составляли с помощью этого звука?

- Где может прятаться звук в слове?

- С помощью чего составляем предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласный звук (м), (мь), буква "М". Звуковой анализ слова "малыш".

Данное занятие для подготовительной группы детского сада. В нем расположен материал по звуковой культуре речи. Дается знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками (м), (мь)....

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...