Конспект ОД по речевому развитию (обучение грамоте) для детей подготовительной группы в технологии «Ситуация».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_obucheniyu_gramote_tablitsa_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по речевому развитию (обучение грамоте)
для детей подготовительной группы в технологии «Ситуация».
Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование представления детей о дифференциации гласных и согласных звуков.
Открытие нового знания: без гласного звука не может быть ни одного слова.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о «звуке», его буквенном обозначении;
- закреплять умение детей давать характеристику звукам;
- тренировать детей выделять в слове гласные звуки, согласные;
- продолжать учить выделять звук в начале, конце и середине слов, определять положение звука в слове;
- учить изменять слова путём добавления, изменения звука или буквы;
- продолжать формировать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
- обогащать словарный запас детей словами противоположными по значению.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции (анализ – определение общего звука в словах), сравнение, внимание (произвольное), память (слуховую и зрительную), речь (устную диалогическую);
- продолжать развивать артикуляционный аппарат;
- развивать логическое мышление;
Воспитательные:
- продолжать развивать способность детей к общению;
- продолжать развивать чувство сопереживания, взаимопомощи, радости от полученного результата.
Ход занятия:
Этап | Действия педагога | Действия (ответы) детей |
1.Введение в игровую ситуацию | Воспитатель собирает около себя детей. - Ребята к нам за помощью обратился Ежик. Он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо. Дорогой Ребята! Я отправился в путешествие! Я попал в очень странный город. Жители не могут разговаривать, вместо слов произносят какие-то звуки. Я ничего не понимаю! На вывесках домов непонятные надписи. Вот попробуйте прочитать и произнести: Д_М; _ПТ_К_; М_Г_З_Н; Самому мне никак не разобраться, что здесь случилось. Чтобы попасть в этот город, надо подготовиться, а потом сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в странном городе очутись» | Дети подходят к воспитателю. - Давайте. |
2.Актуализация знаний и умений | - Чтобы отправиться в путешествие в странный город, нам с вами надо подготовиться. Вспомнить все, что мы знаем про звуки и буквы. Давайте, еще раз взглянем на карточку. (показывает карточку) - Ребята, вы понимаете, что здесь написано? Давайте попробуем прочитать. - Может быть, в этих словах чего-то не хватает? Ведь их даже произнести никак. - Давайте, вспомним, что такое буквы? - А что такое – звуки? - А какие звуки мы с вами знаем? Какие бывают? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? | Дети перечисляют знакомые буквы, пытаются их складывать. Но слоги не получаются. - Да. В этих словах мало букв. - В этих словах пропущены буквы. В городе пропали какие-то звуки и буквы. - Это то, что мы пишем. - Это то, что мы произносим, когда говорим, слышим. - Гласные и согласные. - Гласные звуки можно пропеть, поэтому они и называются гласными, а согласные – нельзя. |
3.Затруднение в игровой ситуации. | - Давайте попробуем произнести слово без гласных звуков, например слово «мука», какие звуки мы слышим? Давайте составим слово на доске. - А теперь уберем гласные, что получается… - Понятно, что за слово?- А давайте придумаем такие слова, где нет гласных, только согласные. - Получается? | - (М) (У) (К) (А) - (М) (К) - Нет Дети пробуют, убеждаются, что в каждом слове есть гласные звуки. - Нет. |
4. Открытие нового знания. | - Что это значит? - В письме Ежик просит нас с вами помочь жителям города! Значит, они уверены, что мы знаем, как это сделать, и все сумеем! Не боитесь трудностей? А опасностей? А приключения любите? Ну, тогда в дорогу!Вспоминайте, какие волшебные слова нам надо сказать? | - Без гласных звуков слов не получается, в каждом слове обязательно есть гласные звуки. Дети говорят волшебные слова «Вокруг себя повернись, В странном городе очутись», закрывают глаза, оборачиваются вокруг себя. Подходят к доске, на ней картинка с домиками. |
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка. | - Это необычный город, но он чем-то похож на наш. Давайте вспомним, что вообще есть в городе? -А на каких улицах вы живете? Как они называются? - Ребята. Как вы думаете, как может называться эта улица? - Почему вы так думаете? - Но в том то и дело, что их здесь нет. И все что говорят жители города – непонятно. - Ребята, что же сделать, чтобы гласные звуки вернулись в свои домики? - Где же мы можем их поискать? На полу? Под столом? Разве можно увидеть звук? Потрогать его? -Тогда как же вернуть звук в домик и обозначить его, что он там есть? На столах лежат картинки с изображениями домов, разных по высоте, ширине, разного цвета. У каждого домика свой набор предметных картинок в названиях предметов, на которых есть общие гласные. Необходимо определить какие звуки живут в этих домиках. - Рассмотрим этот домик. Какой он? - Что нарисовано на картинках вокруг домика? - Какой общий звук мы слышим в этих словах? - А какой буквой мы обозначаем звук А? - Найдите эту букву на столе - Посмотрите, мы нашли один из звуков! - Ребята чтобы понять какой звук здесь живет нам нужно отгадать загадки? Воспитатель читает загадки, отгадки на звук «Э». На палочке в бумажке В шоколадной рубашке В руки просится само Что же это? (ЭСКИМО) К нам во двор забрался крот Роет землю у ворот Много в рот земли войдет, Если крот откроет рот. (ЭКСКОВАТОР) На любой зов дает ответ, А ушей и рта у него нет. (ЭХО) - Какой общий звук мы слышим в этих словах? - А какой буквой мы обозначаем звук Э? -Давайте рассмотрим этот домик. - Ребята, что нарисовано на картинках возле домика? - Какой общий звук мы слышим в этих словах? - А какой буквой мы обозначаем звук О? - Найдите эту букву на столе. - Прочитайте, что получилось. Над домиком написано слово ДЫМ, но буква Ы – перевернута. - Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не то? Какие вы молодцы, нашли еще один звук. Звук Ы. Какой буквой обозначаем звук Ы? - Ребята, а у этого домика все в порядке? - Какие вы молодцы, нашли еще один звук. Звук У. -Какой буквой обозначаем звук У? - Как здорово! Мы с вами нашли все гласные звуки! Давайте вспомним и произнесем их. - Ребята, какие вы молодцы! Все гласные вернулись в свои домики. Давайте теперь поможем жителям города вернуть буквы и в другие слова. Ежик приготовил для вас буквы, которые потерялись из слов. В этих конвертах карточки со словами и буквы, необходимо поставить пропущенную букву. (Показывает карточки (по количеству детей) со словами, в которых пропущены гласные, и раздает каждому по конверту. В конверте 2 гласные буквы. Задание: надо вставить гласные так, чтобы получилось слово.) Воспитатель вместе с детьми прочитывает получившиеся слова. - Какие вы молодцы! Воспитатель достает вывески, где гласные звуки все встали на свои места. Читает текст: «ДОМ, АПТЕКА, МАГАЗИН». - Вот теперь жители города смогут общаться между собой. Почтальон правильно разнесет почту по адресам, а вывески станут понятными. Ежик вас благодарит за помощь! Вы, наверное, очень устали? Давайте присядем. | - Дома, дороги, аптека, магазины, школы, улицы… Варианты ответов детей (Южилина, Молодежная, Набережная, Школьная Нефтяников…) - Она похожа на улицу гласных звуков. - Потому что, у каждого домика есть хозяин в красных башмачках, значит, там живут гласные звуки. - Позвать, поискать… - Нет! Мы можем звуки только услышать. - Можно написать букву. Дети подходят к первому домику и описывают его. - Арбуз, ваза, глаза. - звук А - звук А обозначается буквой А Дети находят букву на столе, приносят ее, ставят у домика. Дети подходят ко второму домику, рядом с домиком лежит лист, на нем загадки. - Звук Э -Звук Э обозначается буквой Э. Дети ставят букву э домика. Дети подходят к третьему домику и описывают его - Сок, волк, зонт, енот - Звук О, -Звук О обозначается буквой О Дети ставят букву у домика. Дети подходят к четвертому домику. - Да, буква Ы пишется не так, ее надо перевернуть. Дети переворачивают букву Ы , читают слово ДЫМ. - Звук Ы обозначаем буквой Ы. Дети ставят букву у домика. Дети к пятому домику. Над пятым домиком написано слово ЛУК, но буквы У – нету. Вокруг домика лежат предметные картинки: кукуруза, лук, бусы, щука. - Нет, пропущена буква, ее надо вернуть. Дети проговаривают слова, находят общий гласный звук. - звук У обозначается буквой У. Дети ставят букву У наместо, читают слово ЛУК, ставят букву у домика. - А, О, У, Ы, Э. Дети работают на карточках индивидуально. |
Упражнение на релаксацию: | Воспитатель проводит минуту релаксации. Глазки закрываем, плечи опускаем, головку наклоняем. Так минутку посидим, помолчим, как будто спим. Мы с вами как цветочки на клумбе. Солнышко пригрело, голова поднимается, глазки открываются. Ручки к солнцу потянулись, лица солнцу улыбнулись. Беседа с детьми продолжается сидя на ковре. - Ребята вы помогли навести порядок в странном городе и нам пора возвращаться обратно. Давайте скажем слова: «Вокруг себя повернись, у нас в группе очутись» | Дети садятся на колени на ковер. |
6. Итог занятия | Ребята, где мы сегодня побывали? Что случилось в том городе? - Скажите, пожалуйста, мы смогли помочь Ежику и жителям города? - Почему у нас это получилось? Какие знания и умения нам помогли в этом? Воспитатель подводит итог. - Вы справились потому что вы понимаете, что в каждом понятном слове должны быть и гласные и согласные звуки; умеете находить их в словах, знаете, какими буквами их обозначать. -Вы большие молодцы! | - В странном городе. - Пропали гласные звуки. - Да -Потому что мы знаем гласные и согласные звуки, умеем их находить в словах, знаем, как пишутся буквы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Знаний»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....
Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"
Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!» (для детей подготовительной группы)
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»(для детей подготовительной группы)Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема : «Ребятам о зверятах».
Совершенствование владения устной речью, обогащение словаря. Познакомить детей с новым словом »лежанка « и его образованием.» Совершенствовать умение в словообразовании Развивать фон...