Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ларионенкова Людмила Александровна

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

(для детей подготовительной группы)

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_rechevomu_razvitiyu_yunye_gramotei.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области

Викторина по речевому развитию

 «Юные грамотеи!»

(для детей подготовительной группы)

Подготовила:

воспитатель 1 кв. кат. Ларионенкова Л.А.

Сафоново 2021г.

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

(для детей подготовительной группы)

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.

Задачи:

- образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; учить составлять слова  из слогов (устно); упражнять в составлении простых предложений;

- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;

- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Проложи ряд»; презентация для задания «Закончи предложение» (слайды с изображением отдельных картинок: один слайд – одна картинка); листы с письменным заданием для капитанов команд «Найди слово»; простые карандаши; указка; фишка (можно монетку).

Примечание: викторину можно проводить как  в рамках одной группы (команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, учитель – логопед, сотрудник библиотеки. 

Задания оформлены таблицами для того, чтобы членам жюри было удобнее делать заметки о выполнении заданий каждой командой и только потом заносить результаты в оценочный лист.    

Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные задания викторины  оцениваются по пять баллов. Если команда допускает ошибку, то один балл (из пяти)  вычитается и команда получает за задание четыре балла.

Ход викторины:

Ведущий.  Словесная разминка.

Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные задания викторины  оцениваются по пять баллов. Если команда допускает ошибку, то один балл (из пяти)  вычитается и команда получает за задание четыре балла.

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Словесные игры, шифровки из слов…

Посмотрим сейчас, кто ответить готов!

Кто дружит со звуком, слогом и словом.

Команды, я думаю, точно готовы.

Начнем, как обычно, с разминки.

Отвечайте точно, быстро, без запинки.

 Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;

- кровать из дерева (какая?) – деревянная;

- шапка из меха (какая?) – меховая;

- кольцо из золота (какое?) – золотое;

- кувшин из глины (какой?) – глиняный;

- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;

- платок из пуха (какой?) – пуховый;

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;

- каша из манки (какая?) – манная.

Ведущий. Показывает детям фишку или другой маленький предмет (например: декоративный камешек) и объясняет, что с помощью этого предмета будет определяться очередность хода. Можно произнести такие слова:

- Перед вами камешек…

В какой ладошке камешек надо угадать,

А если угадаете, вам первым отвечать!

Задание 1. Игра «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.  Каждой команде для продолжения дается пять рядов. Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко  (из пяти) отнимается  и команда получает четыре очка.

Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы:

Словесный ряд для команды № 1

Словесный ряд для команды № 2

1. Банан, лимон, ананас

2. Валенки, кеды, сапоги

3. кувшин, стакан, чашка

4. вишня, клубника, слива

5.утёнок, медведь, собака

1. редис, огурцы, репа

2. пила, молоток, плоскогубцы

3. платье, пальто, рубашка

4. стол, стул, шкаф

5. жук, стрекоза, пчела

 Задание 2. «Подходящее слово или кто, где живет?»

Ведущий называет слово (жилище животного), дети должны назвать животного. Например: дом - человек. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

1. гнездо – птица

2. будка, конура – собака

3. улей – пчелы

1. берлога – медведь

2. дупло – белка

3. нора – лиса, барсук

Задание 3. «Зашифрованное слово».

Ведущий предлагает детям перепутанные слоги слов, дети должны поставить слоги в правильном порядке и назвать слово. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко (из пяти) отнимается и команда получает четыре очка.

Задание для команды № 1

Задания для команды № 2

- ка – ру (рука)

- са – ко (коса)

- ра – но (нора)

- са – ли (лиса)

- ша – ка (каша)

- ба – шу (шуба)

- бо – не (небо)

- ра – го (гора)

Задание 4. «Разложите слова». Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.

 

Слова для команды № 1

Слова для команды № 2

  1. самосвал
  2. хлеборезка
  3. рыболов
  4. самолёт
  5. ледокол
  6. водопад
  7. трубочист
  8. самолёт

Разминка  

Ну – ка, маленький народ,

Все выходим в хоровод!

Я принимаю такое решение  -

Переходим все к движению:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

Мы на месте не стоим,

Все движения повторим:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

А теперь скажу я вам:

- Все садимся по местам!

 Задание 5.  «Повтори шифровку». Для капитанов команд. Каждому капитану предлагается запомнить и повторить  по две шифровки. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке фишка (монетка). Первым начинает отвечать  капитан, который угадал, в какой руке фишка:

Шифровка для капитана команды № 1

Шифровка  для капитана команды № 2

- дом – стол – арбуз – кошка – миска

- озеро – мак – заяц – карандаш – рис

- лодка – цветы – двор – книга – ужин

- поле – конь – утка – стул – грабли

Задание 6. «Рифмы». Командам по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

- свечка – печка

- день – пень

- картина – корзина 

- подушка – ракушка

- ракета – конфета

- губа – труба

Задание 7. «Продолжи слово». Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

По – поле, пол, поляна, порог

Ва – ваза, вата, вагон

Ре – река, ремонт, рекорд

Ди – диван, дикарь, Дима

Задание 8. «Предложение с заданным словом». Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами.  Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

                 - Медведь, ветер, снег, солнце.

Задание 9.  Задание для капитанов команд. «Найди слово». Письменное задание. Дети садятся за столы и выполняют задание на карточках. Для удобства подведения итогов выполнения задания можно использовать  карточки разного цвета (белые, бледно – зеленые).

УКЕНГШЩЗДОМХФЫВАДОМПРТИМСЧЯДОМЮБЬТИДОМЦУКЕН;

- УКЕНГСАДНГШЩЗХСАДФЫВАПРОЛСАДЖЯЧМИТЬБЮСАДИТЬГШ.

Задание 10. «Закончи предложение». Командам по очереди предлагается закончить предложение (по три предложения каждой команде).  Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску).  Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Предложения для команды № 1

Предложения для команды № 2

- Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).

- На Новый год мне  подарили рыжую ... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки).

- Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).

 

 

- В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока).

- Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).

- Во дворе гуляли четыре... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка).

 

Ведущий.  

Все шифровки повторили,

Рифмы нужные нашли.

Речевые испытания

Вы с достоинством прошли!

Можно в школу собираться,

Покупать портфель пора!

Вы – большие грамотеи,

Я хвалю вас, детвора!

Автор: Ларионенкова Л.А.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  2. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «Олма – пресс Образование», 2003.
  3. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. А. С. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2008.   
  4. Разминка. Стихотворные тексты для ведущего. И. Ф. Кугаевская.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»...

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи»

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи»...

Викторина по речевому развитию "Юные грамотеи" для детей 6-7 лет компенсирующей направленности с ОНР

Викторина направлена на закрепление знаний у детей с ОНР по образовательной области "Речевое развитие". Подобраны коррекционные речевые игры, упражнения, задания для детей старшего дошкольно...

Викторина по речевому развитию "Юные грамотеи"

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития....

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.Задачи:- образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с опреде...

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития....