Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук и буква Й»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Елисеева Юлия Александровна

Тема: звук [Й] буква Й.

Цель: познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];

-продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

-познакомить с графическим образом буквы Й;

- закрепить умение детей выделять звук [Й] из ряда слов;

- упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

Упражнять в чтении слогов со звуком [Й].

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;

-воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: звуковички  - магниты (синего, зелёного, красного), предметные картинки: попугай, ручки, зеркала, папки с фонематическими схемами, напечатанные листы с буквой Й..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы

«Звук и буква Й»

Учитель-логопед Елисеева Ю.А.

Тема: звук [Й] буква Й.

Цель: познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];

-продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

-познакомить с графическим образом буквы Й;

- закрепить умение детей выделять звук [Й] из ряда слов;

- упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

Упражнять в чтении слогов со звуком [Й].

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;

-воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: звуковички  - магниты (синего, зелёного, красного), предметные картинки: попугай, ручки, зеркала, папки с фонематическими схемами, напечатанные листы с буквой Й..

Ход НОД,

1. Орг. момент:     Приветствие.

Доброе утро улыбчивым лицам!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро продлится до вечера!

2. Введение в тему занятия

-Чтобы узнать тему занятия, я  вам загадаю загадку, а вы по отгадкам

узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслажденьем выпей... (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук мы слышим в конце этих слов?

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт».

3. Игра «Подскажи словечко»

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? (Канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (Чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

-Городской транспорт? (Троллейбус)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

- Согласна с вами - в середине и в конце слов.

4. Задание «Опиши звук». Давайте поможем Кеше описать звук [й].

- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)

- А этот звук звонкий или глухой

- Послушайте меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).

- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й: этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.

5. Игра «Определи нужный звук»

Логопед развешивает картинки на доску, а дети определяют позицию звука в слове. Для наглядности на доске схема положения звука.

Картинки: майка, попугай, чайник, ручей, чайка, лайка.

Логопед ставит фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).

6. Физкультминутка «Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. 

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. 

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. 

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. 

 Мы размялись от души

И на место вновь спешим. 

7. Составление схемы слова ЧАЙ и МАЙКА

Работаем с фонетическими схемами. Достаем из конвертов слоговую схему и круги, обозначающие звуки. Выкладываем схемы слов самостоятельно. Затем проверяем все вместе.

8. Пальчиковая гимнастика «Hу-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу!

(дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)

Покажи свою охоту.

Большаку – дрова рубить,

Печи все – тебе топить,

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А тебе – посуду мыть,

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

9. Буква Й.

Буква Й.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Логопед вывешивает на доску букву Й.

 Рисуем букву Й в воздухе.

 А теперь пишем букву Й на своих листах.

10. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Какие слова мы знаем со звуком Й.

Что сегодня понравилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Звуки [Т], [Т`]. Буква Т».Цель занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков т и т`, знакомство с буквой Т.Задачи занятия: Коррекционные:1)...

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."

Методическая разработка " Конспект фронтального логопедического по обучению грамоте  для детей 6-7 лет с ОНР. Звуки Д, Дь. Буква Д."...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР. Звуки [х], [х’] и буква Х.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков; чтение предложений из 2...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Звук и буква Й

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Звук и буква Й...