Обучение грамоте. Тема: «Цветик-Семицветик» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Итоговая непосредственно образовательная деятельность. Обучение грамоте. в подготовительной группе.
Тема: «Цветик-Семицветик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote_1.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая непосредственно образовательная деятельность.
Обучение грамоте.
Тема: «Цветик-Семицветик»
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепить полученные детьми знания по обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
2. Читать слова по слогам.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения
4. Продолжать формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
- Развивать связную речь, логическое мышление, внимание
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух,
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, видеописьмо, карточки с рисунками.
Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); домики; полоски-схемы для составления предложения.
Организация детей: в кругу, за столами;
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Структура:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- «Вопрос — ответ»
- «Составь предложение по картине»
- Физкультминутка
- «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
- Игра «Наоборот».
- «Подели слова на слоги и определи их количество»
- «Собери цветок»
3. Итог НОД.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Давайте встанем в круг.
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! Солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия.
Проблемная ситуация.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, цветик-семицветик, а к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова».
Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). В добрый путь!
Мы сегодня много будем говорить, и чтобы наша речь была красивой сделаем зарядку
для нашего язычка.
Подготовим наши язычки для чистоговорки
Повторите за мной чистоговорки:
Ра-ра-ра — начинается игра
Лы-лы-лы — забиваем мы голы
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа
Са-са-са — под кустом сидит лиса
Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима
Ша-ша-ша — мама моет малыша
Ар-ар-ар — кипит наш самовар
Усь-усь-усь — на лугу пасётся гусь
Та-та-та — у нас в доме чистота
Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.
Итак, откроем первым лепесток, Имя ребёнка?
Задание № 1. «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)
Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки речи.
• Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
• Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э)
• Почему они называются «гласными» (они произносятся только с помощью голоса,
их можно петь)
• Назовите согласные звуки (Б, В, Д, Т, М, Н)
• Почему они не поются? Что мешает? (зубы, губы)
• Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим)
• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
• Какие бывают согласные? (твердые и мягкие)
• Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
• Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Вывод: Ребята, мы справились с первым заданием.
Как оно называлось?
Задание № 2. «Отгадай загадку и опиши»
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (Весна)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная,
«Составь предложение по картине»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). Давайте вспомним, ребята, что мы называем предложением. (Ответы детей: предложение – это 2,4,6 слов, которые дружат между собой.)
Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.
На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений:
1. Наступила долгожданная весна. (I____ ____ ____.)
2. Дети пошли гулять в парк. (I____ ____ ____ ___.)
(Дети выкладывают схемы предложений.
Ребенок, первым справившийся с заданием, выполняет у доски)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.
Вывод: Ребята, мы справились со вторым заданием.
Что мы делали?
Задание № 3. Физкультминутка «В школу осенью пойду»
В школу осенью пойду (дети шагают на месте)
Там друзей себе найду (дети здороваются друг с другом)
Научусь читать, писать (наклоны головы в сторону)
Быстро правильно считать (поочередно загибают пальцы)
Я таким ученым буду, (руки вверх)
Что свой садик не забуду. (обнимают себя).
Воспитатель: Молодцы! А давайте еще раз пойдем в школу.
Вывод: как называется наше третье задание?
Ребята, мы справились заданием.
Задание №4 «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «Книга».
У вас на столах лежат кружочки синего, зеленого и красного цвета.
- Какие звуки обозначаются синим цветом?
- Какие звуки обозначаются красным цветом?
- Какие звуки обозначаются зеленым цветом?
- Сколько звуков в слове «Книга»?
- Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «Книга».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова «Книга». Один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
(Ответы детей: 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных).
-У кого кружочки расположены в том же порядке, что и на доске, поднимите руки.
Молодцы!
Вывод: как называется наше четвертое задание?
Ребята, мы справились заданием.
Задание № 5 «Игра-наоборот».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети находят антоним)
Большой-маленький
Толстый-тонкий
Черный-белый
Старый-новый
Горячий-холодный
Легкий-тяжелый
Чистый-грязный
Ребенок-взрослый
Смеяться-плакать
Высокий-низкий
Вывод: что мы с вами делали?
Ребята, мы справились заданием.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: срываем следующий лепесток. Слушайте задание.
Задание № 6. «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в домике, столько слогов в слове. Вам нужно выбрать для каждого слова свой домик, я называю слово, а вы поднимаете тот домик, который подходит для данного слова. (у каждого по три домика с разным количеством окон).
Воспитатель показывает картины: радуга, роза, мак, сосульки, верба, грач.
Дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Вывод: как называется наше шестое задание?
Ребята, мы справились заданием.
Воспитатель. Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Задание № 7.
Собери слова из 2 слогов. «Собери цветок»
Воспитатель: ребята, на полянке у нас половинки цветов, они не простые, вам нужно собрать их и прочитать слово. ЛИСА, ЗАЯЦ, КАША, ВАЗА, ЛИПА.
Анализ:
Воспитатель:
- Ребята, от кого мы сегодня получили письмо с заданиями?
- Сколько заданий отправила нам Мудрая сова?
- Какое задание было самым интересным?
- Было ли вам сложно?
Итог:
А мне ребята очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Мудрой Совы! Я вами горжусь!
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать письмо и рассказать о наших достижениях Мудрой Сове в ответном письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"
Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...
Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».
•Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя....
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».
Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».Задачи: •Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. "Поможем Мальвине." для детей подготовительной группы.
С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направления...