Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Тарадуда Галина Николаевна

•Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.

•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

 •Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

 •Закреплять умение детей делить слова на слоги.

 •Продолжать упражнять детей в составлении предложения по заданной схеме, определять количество слов в предложении.

 •Продолжать учить подбирать антонимы к словам.

 •Совершенствовать фонематический слух.

 •Воспитывать интерес к учебной деятельности.

 •Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».

Конспект занятия  НОД по теме : « В гостях у сказки».                                                      /конспект разработала воспитатель Тарадуда Г.Н.. /

Задачи:

 •Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.

•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

 •Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

 •Закреплять умение детей делить слова на слоги.

 •Продолжать упражнять детей в составлении предложения по заданной схеме, определять количество слов в предложении.

 •Продолжать учить подбирать антонимы к словам.

 •Совершенствовать фонематический слух.

 •Воспитывать интерес к учебной деятельности.

 •Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Материал:

 •Мультимедийное сопровождение

 •Фишки для звукового анализа слова

 . карточки со слогами, карточки - схемы.

 . Касса букв.

 . Массажные мячики.

Ход:

 Ребята, а вы когда-нибудь хотели, читая книжку, оказаться внутри её? Не сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им преодолеть все невзгоды?

 Сегодня у вас есть такая возможность.

 Мы с вами отправимся в путешествие по знакомой сказке. А кто её главный герой, вы догадаетесь, отгадав мою загадку.

В шляпе с круглыми полями

 И в штанишках до колен

 Занят  разными делами,            

 Лишь учится ему лень.

 Кто он, быстро отгадай-ка,

 Как зовут его?

 (Незнайка.)

             ( включаю видео)

- Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру?

 Да, к сожалению, Незнайка иногда бывает груб, иногда не может подобрать нужные слова, чтобы пообщаться с друзьями, потому что ни в какую не хочет учиться.

 Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку и сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать.

 Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?

 Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем Незнайке стать умнее и воспитаннее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы?

Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза, и повторим все вместе:

          Мы спокойны, мы спокойны.

          Говорим всегда красиво,

          Четко и неторопливо.

           Вспомним обязательно,

            Что учили на занятиях.

 Ну, тогда в путь, в Цветочный город.

- Посмотрите, нас уже кто-то встречает у своего домика. Вам знаком этот малыш?

Этот умный коротышка

 Прочитал уже все книжки

 Он и вправду много знает

 Никого не обижает. (Знайка) 

- Правильно ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и, конечно, же он сразу усадил Незнайку за парту. Давайте посмотрим, как у них проходит урок …

 Так-так, кажется, Незнайка уже получил двойку. Ребята, а я знаю, почему Незнайка наделал столько ошибок. Он написал слова, так как они слышатся, потому что глупенький Незнайка забыл, чем же буквы отличаются от звуков. Давайте ему напомним. Чем буквы отличаются от звуков?

- Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

- Правильно ребята. А давайте расскажем Незнайке, из чего состоит наша речь. (Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

 -Какими бывают звуки? (Звуки бывают согласными и гласными.)

 -Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

 -Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.)

 -Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим)

 -Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным)

 -Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

 Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся.

Вот еще одно задание:   Игра: « Кто больше составит слов».

 ( на магнитной доске выставлены два столбика слогов . Соедините слоги правого и левого столбика так, чтобы они образовали слова).

        ШИ          ША

        СЛИ         НА

        КА           ВА

- Можем продолжить наше путешествие по Цветочному городу. Ого, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы.  А скажите, название реки какое: длинное или короткое?  Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей) Я согласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить? (предложения детей) Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ»

 (игра «Звуковая цепочка»)

/мост- тост- пост- рост- хвост/

 Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.

- Ого, какой сильный ветер поднялся, срывает листья с деревьев, поднимает пыль с дороги. Вот беда: посмотрите, ребята, этот ужасный ветер по хозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки, от её домика осталась одна стена, даже крышу сорвало. Вы поможете Незнайке навести порядок?

 Ребята, а какой звук встречается в словах ветер, двор, подружка, дорога, Ромашка? Правильно, звук Р. Во дворе у Ромашки находятся предметы, в названиях которых обязательно должен встречаться этот звук. Давайте сначала отремонтируем дом.

 -Что нам понадобится? (крыша, рамы, труба, крыльцо, чердак)

 - Что может находиться во дворе у Ромашки? (груша, трава, забор, розы, корова)

Ромашка еще обижается на Незнайку за то, что бывая у нее в гостях, он не знает как правильно назвать предметы, в которые кладут?  Подскажем ему:

       Хлеб  -  хлебница;

       Сухари  - сухарница;

        Салфетки – салфетница;

         Суп  -  супница;

         Соль  -  солянка;

         Перец  -  перечница;

         Салат  -  салатница;

         Чай  -  заварник ;

         Масло  - масленка;

        Молоко – молочница.

 Ну вот, Ромашка больше не сердится на Незнайку, и мы с вами можем идти дальше.  

- Ребята, а вы догадались, куда мы пришли? (ответы детей) Да, это - аптека. А кто работает в ней? (Доктор Пилюлькин) Смотрите, кажется, наш Незнайка чего-то боится? Как вы думаете чего? Лечиться, он, конечно, не любит, как и все малыши, но сейчас ему это и не нужно, он ведь не болеет. Давайте просто зайдём к Пилюлькину в гости и посмотрим как у него дела.

- А доктор Пилюлькин оказывается, получил новые медикаменты для своей аптеки, но не знает как их разложить по полочкам. Ведь каждое лекарство должно лежать на своём месте. Я думаю, если Незнайка поможет Пилюлькину, то они снова станут друзьями. Подскажем Незнайке как это сделать?

 На первой, самой нижней полочке, должны лежать лекарства, которые состоят из одной части, то есть одного слога. На второй полочке, которые состоят из двух слогов. Ну, а на третьей –из трёх. Что нам помогает определить количество слогов в словах? (ладоши) Вы готовы? Начнём! (индивидуальное определение количества слогов)

- Вот и все лекарства на своих местах, вы не сделали ни одной ошибки, и доктор Пилюлькин очень доволен вами и Незнайкой. Попрощаемся с доктором.

- Ух, как красиво на лесной полянке. Посмотрите, и у художника Тюбика появилось желание нарисовать такой чудесный пейзаж. Но, ребята, что за странная у него картина? Она вам что-то напоминает? Мне тоже кажется, что это схема предложения. Сколько слов в этом предложении. (два)

 Я догадалась, Тюбик предлагает нам отгадать, что же он нарисовал. Мы сможем угадать, если осмотрим внимательно полянку и составим предложение из двух слов. (ответы детей) На первой картине Тюбик нарисовал как лев рычит.

 А чтобы, угадать вторую картину, мы должны придумать предложение уже из трёх слов. (ответы детей) Вы правильно догадались, на второй картине художник нарисовал, как собака виляет хвостом. Ну что ж, с заданием Тюбика мы справились, значит, можем с Незнайкой идти дальше.

 Ребята, а вы узнали этих малышей? Это Авоська и Небоська. Они неразлучные друзья, и всегда играют вместе. Вот и сейчас затеяли новую игру «Скажи наоборот». Хотите с ними поиграть? Авоська будет предлагать слова, а мы будем помогать Небоське подбирать слова, противоположные по смыслу.

 (Игра «Скажи наоборот») 

- Отлично справились! Незнайка снова подружился с малышами. Вам понравилась игра? Значит, будем играть в неё с вами почаще

Предлагаю детям сесть за столы .

А сейчас сделаем  массаж рук мячиком – ежиком: « Физкультминутка»

     Я мячом круги катаю,

     Взад – вперед его гоняю.

     Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошки.

        И сожму его немножко,

        Как сжимает лапу кошка.

        Каждым пальцем мяч прижму

        И другой рукой начну.

        А теперь последний трюк –

        Мяч летает между рук.

-Вот еще одно задание приготовили для вас Коротышки:  у вас на столах карточки.  Составьте слово по первым буквам названий , напишите. ( ведро, ель, солнце, носки, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось?  ( весна).

http://youtu.be/h-7l1wwbDK8

А сейчас давайте проводим Незнайку до его домика.

- Незнайка так устал, что идёт еле-еле. Ну, вот он даже дверь открыть не может. Как вы думаете, почему? (висит замок, нужен ключ) А открыть ключом этот замок не просто, нужно сначала ввести цветной код в эти квадратики. А код мы узнаем, когда сделаем звуковой анализ слова КЛЮЧ.

-Сначала мы составим это слово из букв и с помощью фишек сделаем звуковой анализ.

-Откройте  «Кассы букв» и составляем  из букв это слово, затем  пододвигайте фишки, выкладываем цветную схему к слову КЛЮЧ. (работа на местах, один ребёнок у доски) Проверяем. (ответы детей)

 Код замка мы узнали, давайте попробуем открыть его.

- Вот Незнайка и дома. Сегодня он помирился со всеми коротышками, а помогли ему в этом вы. С вашей помощью он справился со всеми заданиями, вы показали ему, что учиться совсем и не скучно, а очень даже интересно. А завтра Незнайка отправится в Солнечный город, его ждут там новые приключения

 Но это уже другая история и другая книжка.

- Понравилось вам путешествие в сказку? А что именно понравилось? Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями в Цветочном городе. Молодцы!

 презентацию перевела в видеоформат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».

Конспект итоговой  НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».Задачи:  •Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные...

Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Весенняя школа"

Конспект по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной логопедической группе "Весенняя школа"...

Итогового занятия по ФЭМП, обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект интегрированного итогового занятия по ФЭМП, обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе....

Контрольное занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе Тема: "Сказочные сани"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«ДЕТСКИЙ САД № 16 «РУЧЕЁК» Тема: "Сказочные сани" Контрольное занятие по обучению...

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема:  «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...