Знакомство со звуком ( Л - ЛЬ ) и буквой "Л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Знакомство со звуком (Л – ЛЬ) и буквой «Л».
Составил
учитель - логопед: Тулякова Ю. А.
Конспект занятия по звуковой культуре речи
в старшей группе
Тема: Обозначение согласного звука «Л» буквой Л.
Цели: - Познакомить детей со звуком и буквой Л.
- развивать фонематическое восприятие, наблюдательность, логическое мышление.
- научить правильно произносить звук «Л», дифференцировать его на слух и в произношении.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, загадки.
Тип занятия: Изучение нового материала.
План занятия:
- Организационный момент.
-К нам сегодня на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Д: Здравствуйте!
- К нам пришел еще один гость. Посмотрите, кто это?
Д: Лошадка
- У лошадки горе. Потерялся первый звук его клички. И теперь его зовут «…ОРД».
-Давайте поможем ему найти потерявшийся звук.
-Поможем?
Д: Да!
«В добрый путь ребята!» - говорит вам лошадка.
- Артикуляционная гимнастика для звука «Л».
Перед тем как приступим к поиску пропавшего звука давайте поиграем с нашим языком.
- Упражнение «Часики»:
Тик – так, тик-так
Ходит маятник вот так!
- Упражнение «Качели»:
Вверх-вниз
Вверх-вниз
Ты качаться не ленись.
Выше вверх и ниже вниз,
Язычок не торопись.
- Упражнение «Маляр»:
раз-два, раз-два
и покрашена стена
три-четыре, три-четыре
потолок мы побелили!
- Упражнение «»Лошадка»:
Ты, лошадка, хвост не прячь,
На тебе помчимся вскачь.
- Изучение нового материала.
-Посмотрите, что это здесь лежит?
Д: Письмо.
-Давайте посмотрим, что в нем. А в нем лежат загадки!
- Давайте отгадаем их:
1) На ветке не птичка –
Зверек – невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто же это?... (БЕЛКА)
2) Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (ВОЛК)
3) Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (ЕЛКА)
4) Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (ИГОЛКА С НИТКОЙ)
5) Сидит дед в сто шуб одет
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)
- Давайте проговорит ответы-отгадки.
Д: БЕЛКА, ВОЛК, ЕЛКА, ИГОЛКА С НИТКОЙ, ЛУК.
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах?
Д: «Л»
- На звук «Л» узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается
По бокам от языка
Воздух пробирается
«Л» получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный.
(Гул самолета).
- Характеристика звука «Л».
-Какой это звук: гласный или согласный,
Твердый или мягкий, звонкий или глухой.
- Игра «Один –много»
Белка-белки, волк - …, елка-.., игла - .., луковица-…, слон -…, стол - …, стул- …, молоток-…, болт -… .
- Физминутка «БАБОЧКА»
- Письменное обозначение звука «Л».
-На письме звук «Л» обозначается буквой Л.
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
- На что еще похожа буква Л?
ИГРА «ХЛОПРИ В ЛАДОШИ, КОГДА УСЛЫШИШ ЗВУК «Л»
Ш, м, л, в, к, л…., ла, ма, по, ро, ло… , лапа, шум, лак, лавка, дом, лайка, лоб, ком, лодка, суп, шапка, лук, луна.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ
АХ, ОХ, ОН(уточнение значения слова)
-Какой звук слышится в начале этого слова?
-Какой он по счету в слове?
-Какой звук слышится в конце слова?
-Какой по счету звук «Х» в слове?
- Сколько букв в этом слове?
VII. Итог.
Давайте вспомним все слова отгадки.
-Какой звук чаще всего в них встречается?
-Так какой же звук потерялся?
- Какая кличка у нашей лошадки?
«Лорд» очень благодарен вам за то, что вы отыскали пропавший звук и правильно прочитали его кличку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»
Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...