Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.
Тема: «Звук и буква И».
Цели: Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с гласной буквой «И».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Знакомство со звуком [И];
- Знакомство с многозначными словами;
Коррекционно-развивающие:
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
- Выделение звука из слова;
- Развитие умения составлять предложения по картинкам;
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: телевизор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_i.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.
Тема: «Звук и буква И».
Цели: Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с гласной буквой «И».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Знакомство со звуком [И];
- Знакомство с многозначными словами;
Коррекционно-развивающие:
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
- Выделение звука из слова;
- Развитие умения составлять предложения по картинкам;
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: телевизор.
Ход занятия:
1.Организациооный момент.
- Ребята! Доброе утро!
Дети: Доброе утро!
- Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Я хочу прочитать вам стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки».
И в больнице есть иголки.
Все иголки очень колки.
- Какое слово прозвучало несколько раз? Ответы детей.
- Иголки одинаковые или разные? Ответы детей.
- Посмотрите, (на слайде иголка швейная, ёлка, ёж.). Есть иголки для шитья, швейная, у ёлки есть иголки, у ежа есть иголки.
- У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Какое слово признак мы можем подобрать к слову «иголка»? Швейная, иголки ежа, иголки у ёлки – все они какие?
- Острые.
Я ещё раз произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом? Какой звук первый? Ответы детей.
- Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
( На слайде артикуляция звука и).
3. Артикуляция звука и его характеристика.
- Я буду произносить звук и вы вместе со мной произнесём звук [И]. (Хором, индивидуально, громко, тихо).
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Наши губы растягиваются в улыбке.
Кто хочет проверить, так ли это?
Дети произносят звук.
Вопросы:
- Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык
- Этот звук поётся?
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
- Какой это звук?
- И жить он будет в каком домике. (на слайде красный домик).
- Вот его домик.
Кто хочет посмотреть в зеркало и увидеть, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И]?
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и живёт в красном домике.
4.Выделение гласного звука в словах:
( на слайде картинки со звуком в начале, и картинки, в которых этого звука нет.) (Игрушки, индюк, иголка, изюм).
- Дети, посмотрите, сколько картинок на экране. Кто хочет назвать слова, в названиях которых есть звук [И]? Называем слово так, чтоб звук [И] хорошо слышался.
5.Отгадывание загадок.
И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать.
Ответы детей
- Какой первый звук в слове имя?
- Кто хочет сказать своё имя?
6.Физкульминутка.
- Мы с вами превратимся в ёжиков.
Ходит, бродит ёжик - коротенькие ножки.
(Дети идут, присев на корточки.)
А свернётся в клубок- и не видно больше ног.
(Останавливаются, обхватывают колени руками, опускают голову.)
Одни иголки торчат,
(Встают, показывают пальцами иголки).
- Мы называла имена детей. Есть имена и у пальчиков.
7.Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
- Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
- Мишка-серёдка,
- Гриша сиротка
- Да крошка Тимошка!
6.Составление предложений со словами, изображёнными на слайде.
( На слайде картинки на звук И)
- Кто хочет составить предложение со словами на звук [И]?
Составление предложений.
7.Игровое упражнение «Закончи предложение»
Сказка о братьях Ик, Ищ.
Я хочу рассказать вам сказку. Хотите послушать?
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов») (на слайде)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
- А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.
- А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста. Ответы детей.
8.Знакомство с буквой И.
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
- Звуки мы не видим.
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой И. Вот как она выглядит (показ буквы на сладе).
У нас на столе есть буквы, кто хочет может их потрогать.
и обвести их пальцем (работа с раздаточным материалом).
9. Итог занятия.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»
Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи: Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»
Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР "Звук и буква Ф"
Данный конспект поомжет учителям-логопедам при проведении фронтального занятия....
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква О».
Цели: Знакомство с гласным звуком [O], его характерными особенностями, с гласной буквой «О».Задачи: Коррекционно-образо...
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Тема: "Звук Щ,буква Щ".
Цель:познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:1.Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ,определение места звука в слове.2.Создать условия для знакомства с буквой Щ....
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему : «Звуки и буквы П,Т,К. Повторение »
Закрепление зрительных образов звуков и навыков правильного произношения звуков П,Т,К; формирование умения выделять согласные звуки П,Т,К в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и...