Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему : «Звуки и буквы П,Т,К. Повторение »
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Закрепление зрительных образов звуков и навыков правильного произношения звуков П,Т,К; формирование умения выделять согласные звуки П,Т,К  в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, чтение слогов г+с,с+г,с+г+с

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данное индивидуальное логопедическое занятие рассчитано на детей старшей-подготовительной группы детского сада с фонетическим недоразвитие речи и

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Конспект фронтального логопедического занятия на тему : «Звуки и буквы П,Т,К. Повторение »

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление зрительных образов звуков и навыков правильного произношения звуков П,Т,К; формирование умения выделять согласные звуки П,Т,К в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, чтение слогов г+с,с+г,с+г+с

Коррекционно-развивающие цели. Развитие пространственного восприятия , слухового внимания, фонематического слуха и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков организованного поведения, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: магнитная доска, ламинированные карточки синего и красного цвета картинки с предметами на звуки П,Т,К.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.]

Логопед организует приветствие, затем предлагает детям сесть в той последовательности, в которой он назовет их имена

Логопед. Сегодня у нас с вами ответственное задание. К нам с просьбой о помощи обратилась королева страны Звукландии .Ее зовут Азбука и она оказалась в бедственном положении . Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года ?

Дети : Осень.

Логопед. Правильно . и дело в том , что в Звукландии на полях и в садах ,созрел большой урожай овощей и фруктов. И соседи Звукландии- другие королевства ,захотели отнять такой богатый урожай. Азбуке требуется защита и помощь ,поэтому она обратилась к нам за помощью ,потому что мы с вами изучаем звуки и буквы.

Как вы думаете дети ,кто проживает в стране Звукландии ?

Дети : Звуки.

Нам надо создать несколько отрядов. Вы готовы помочь королеве Азбуке?

Дети : Да

Логопед предлагает детям занять свои места ,но сесть нужно в той последовательности, в которой он назовет их имена

.

2. Предварительная беседа. [Развитие диалогической речи.]

Логопед : Молодцы. Мы сформируем три отряда. У каждого отряда есть своя эмблема , в которой зашифровано название отряда. Отряды будут называться по первому звуку в названии их эмблемы.

Первый отряд – картинка «Тыква» и отряд получил название …

Дети : Т

Логопед : Второй отряд – картинка Капуста и отряд получил название: Отряд …

Дети :К

Логопед : Третий отряд – картинка Помидор и отряд получил название: Отряд …

Дети : П

Логопед : Молодцы. А теперь ,давайте, разберемся кто в каком отряде будет служить.. Каждый из вас ,берет картинку, расположенную слева , называет ее , выделяет первый звук в названии этой картинки и мы сразу понимаем, в какой отряд вы записаны..

2. Упражнение : «Определи первую букву в слове». (развитие

Дети поочередно называют предметы в единст. и множест. числе , выделяют первую букву в слове.

3. Упражнение : «Найди слог». (развитие зрительного внимания , навыков чтения и звукового анализа)

Логопед : Молодцы. Замечательно. Теперь каждая команда должна подобрать себе снаряды, которыми они будут защищаться. Все вы помните ,кто в какой команде находится? Поднимите, руку кто в команде К. Прошу вас подойти к столу и взять карточки, на которых написан слог со звуком К. Молодцы. Поднимите ,пожалуйста карточки вверх. Ребята ,давайте проверим все ли правильно ?

Если допущены ошибки , дети исправляют их самостоятельно либо с помощью логопеда.

Логопед : Посмотрите ,пожалуйста, есть ли слог ,который отличается от остальных ?

Дети : Да. В слоге КАМ буквы .

Логопед : Правильно. Тот, кто держит слог КАМ, будет капитаном команды К.

Далее – тоже самое повторяем, с командами П и Т.

Логопед : Молодцы. Скажите ,пожалуйста, а в чем разница между звуком и буквой ?

Дети : Звук мы слышим и говорим, а буквы пишем. видим и читаем

Логопед: Верно. И вся страна Звукландия разделена на 2 больших района . В одном районе проживают звуки, которые очень любят петь. Их песня льется свободно и не встречает никаких преград и проживают в этом районе …. Какие звуки ?

Дети : Гласные.

Логопед : Как произносим гласные ?

Дети : Воздух идет свободно и есть голос

А другом районе проживают звуки ,у которых петь не получается ,зато они хорошо умеют фыркать, гудеть. И это ….. Какие звуки?

Дети : Согласные.

Логопед : Как мы произносим согласные ?

Дети : Воздух встречает преграду.

Логопед: Молодцы. Правильно. В районе ,где живут согласные ,там то же есть разделение на северную и южную часть. Те звуки, которые живут на севере стучат громко ,сильно. например ДДД ,БББ, а те ,которые на юге ,звучат тихо ППП,ФФФ. Как будут называть звуки ,что живут в северном районе ?

Дети : согласные звонкие

Логопед : А как будут называться звуки ,проживающие в южном районе ?

Дети : Согласные глухие

Логопед : Замечательно. Теперь мы можем проверить насколько наши отряды быстрые, собранные, внимательные. Я попрошу вас собрать схему слога , который лежит перед вами из карточек синего и красного цвета. Синяя карточка обозначает согласный звук, а красная карточка гласный звук.

Дети выкладывают последовательность звуков в слоге при помощи карточек.

Логопед : Молодцы . Глаза у вас внимательные, а умеете ли вы внимательно слушать ?

Логопед просит детей встать .

4. Физкультминутка,

Дети встают за спинку стула ,логопед просит детей прыгать, но добавить дополнительное движение на каждый из изучаемых звуков :

Логопед : Давайте попрыгаем , но в это время вы должны меня внимательно слушать ,и если услышите звук К, то киваете головой, звук П, то хлопаем в ладоши, звук Т,то крутим руками. Логопед произносит р,м,с,П,а,д,ж,э,К,в,н и т.д., дети выполняют движения.

Логопед : Молодцы, ножки размяли ,а теперь давайте разомнем ручки.

Игра с пальчиками : пальчики здороваются друг с другом ,крепко прижимаясь подушечкой к подушечке, при этом проговариваются слоги па,пу,пи ; та,ту,ти .Далее в обратном порядке двигаются пальцы и проговариваются слоги.

5. Упражнение : «На первый, второй рассчитайся».

Логопед выкладывает на стол большие карточки с буквами П,К,Т,М и А,У,О,И.

Логопед : А сейчас ,я попрошу подойти 3 человека с последнего ряда,3 человека с первого ряда и 2 человека со второго ряда». Возьмите, пожалуйста, по одной карточке со стола и постройтесь в ряд ,карточки держим перед собой .Что мы видим в руках ребят ?

Дети : Буквы .

Логопед : Правильно. Скажите мне ,пожалуйста, чтобы получился слог АП, кто должен сделать шаг вперед ?

Дети отвечают .

Логопед : Скажите , а какая буква расположена между буквами П и Т? Какая буква перед буквой У? Какая буква первая , последняя ? Какая буква после буквы И? и т.д.

6. Упражнение : «Запомни». (развитие зрительной памяти )

Логопед : Давайте прочитаем буквы ,которые выстроились в ряд и постараемся их запомнить . Закроем глаза. (Логопед просит одного ребенка повернуться спиной ). Ребята ,скажите, какой буквы не хватает ?

Дети : Буквы П

Логопед : Молодцы. Правильно. Садитесь на свои места. Возьмите белые карточки, которые лежат перед вами, сомните их и сделайте бумажный шарик .Это наши снаряды. Давайте проверим вашу меткость. Ко мне выходит команда П.

7. Упражнение :«Меткие стрелки». (развитие общей моторики ,звукового анализа ,мышления).

Логопед выставляет стул , обмотанный липкой лентой. Дети бросают бумажные шарики ,стараясь попасть в липкую ленту. Перед броском ребенок должен назвать слог, включающий в себя название команды : команда П -слоги ,АП,ПА,УП и т.д. Выигрывает команда ,у которой прилипло больше бумажных шариков.

Итог занятия:

Логопед : Вы молодцы! Хорошо подготовились к защите королевы Азбуки. Мы сегодня с вами повторили звуки П,Т,К. Закрепили умение составлять и читать слоги из букв П,Т,К, вспомнили ,что такое звук, такое буква ,какие звуки считаются гласными ,а какие согласными .Вы хорошо поработали! До свидания.

Вариант последействия: После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта "Одеяло дружбы" (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам. Примечания: Дидактические игры, используемые на занятии: 1) "Логопедическая слоговая ходилка". Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле. Речевая инструкция: "Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог." Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги). 2) "Четвертый лишний". Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий "посуда", "инструменты", "транспорт", "одежда", "овощи", "цветы", "мебель", "продукты питания", "школьные принадлежности", "птицы", "дикие животные". Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему. Речевая инструкция: "Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?" 3) "Логопедическая ромашка". Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л]. Речевая инструкция: "У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки." Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий. К конспекту занятия прилагается презентация: 1) Презентация "Письмо от зайки Лапушки". Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд...). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел "Формат" – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Весенние цветы. Звук Ц"

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детского сада

Тема: "Насекомые". Логопедическая цель: "Автоматизация звука [ж] в словах". Логопедическая тема: "Путешествие весёлого жука"....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

План-конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной группы на тему "Звук [о] и буква О"

Тема занятия: «Звук [о]. Буква О»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: подготовительная к школе возрастная группаЦель: обучение грамоте детей на материале формирования у ...