Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Гг"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Черёмухина Светлана Юрьевна

Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Гг" в подготовительной группе по методике Машанёвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_g.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                              «Ивановская СОШ Оренбургского района» Оренбургской области

Конспект

образовательной деятельности

группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

на тему: «Согласные звуки [г], [г]. Буква Г, г».

 

                                                                                                                                                       Подготовила и провела:                                                                                                                                             Черемухина Светлана Юрьевна,                                                                                                                                                                            воспитатель высшей квалификационной

категории

                                                                                                                                                         

        

                              Оренбургский район, с. Ивановка

Конспект занятия

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Речевая образовательная область

1.2

Виды деятельности

 детей

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Творческая активность

Двигательная активность

Продуктивная

Художественная

Трудовая

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

Согласные звуки [г], [г]. Буква Г, г.

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.                                                                              Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сюрпризный момент; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; дидактическая игра; подвижная игра; создание положительного эмоционального фона.                                            

 Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание, игра; обследование; организация продуктивной деятельности детей.

Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.

Приемы оценки и самооценки: совместная оценка занятия.

2.3

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет

2.4

Цель:

Знакомство детей с согласными звуками [г], [г], буквами Г, г. 

2.5

Задачи:

Образовательные: Познакомить с новыми буквами Г и г ; научить выделять звуки [г] и [ г] в речи; определять местонахождение новых звуков в словах; давать характеристику изученным звукам [ г], [г′]; формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение анализировать схемы слов, делить слова на слоги.

Развивающие: Развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, мелкую  моторику рук. Воспитательные:  Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

2.6

Планируемые

результаты

Знание букв Г и г.                                                        Выделение звуков [г] и [ г] в речи.                  Определение местонахождения новых звуков в словах.                                                                                   Умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.                                                                                   Умение анализировать схемы слов, деление слов на слоги.                                                                           Развита диалогическая речь, речевой слух.            Развито фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, память, мышление. Развита мелкая  моторика рук.                                       Воспитаны самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

Материалы и оборудование: Тетради, ручка, карандаши цветные, иллюстрации : бабочка, улитка, курица, волк, аист, гиря, гитара, игла, книга, гусь. Пазл «Буква Г». Дидактическая игра «Буква заблудилась». Комплект букв. Презентация к сказке Г. Юдина «Генерал Гена».

Сундучок, мешочек с буквами. Письмо.

2.8

Обогащение словаря

Генерал, градусник, гардероб, газета, гитара, кочерга.

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

 предшествующие

режимные моменты

Знакомство с буквами алфавита. 

игры  «Угадай по описанию »;    дидактическая  игра  «Наоборот»;    

рассматривание  азбуки  в  картинках;  разучивание физкультминутки; работа в

букварике; настольные игры, на которых изображены буквы.

рассматривание  азбуки  в  картинках;  разучивание физкультминутки; работа в

букварике; настольные игры, на которых изображены буквы.

рассматривание  азбуки  в  картинках;  разучивание физкультминутки; работа в

букварике; настольные игры, на которых изображены буквы.

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с предметами начинающими на букву Г.

Индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Громко прозвенел звонок,                                                                                           Начинается урок.                                                                                       Наши ушки на макушке                                                                                Глазки широко открыты.                                                   Слушаем, запоминаем                                                                                     Ни минуты не теряем.

/Дети под музыку входят в группу, здороваются с гостями/.

Воспитатель: Встали, дети, в ровный круг,                             Улыбнулись всем вокруг.                                                    Здравствуй правая рука,                                                      Здравствуй левая рука.                                                                Ты мой друг и я твой друг,                                                              Мы друг другу все друзья-                                                           Это точно знаю Я

 Воспитатель:   Игра «Буква заблудилась»

(Детям надо угадать, какие буквы перепутались и подобрать нужное слово.)

Неизвестно, как случилось,                                                             Только буква заблудилась.                                                    Забежала в чей-то дом                                                                                        И хозяйничает в нем.

Синеет море перед нами.                                                                      Летают майки (чайки) над волнами.

На виду у детворы                                                                                             Крысу (крышу) красят маляры.

Сели в ложку (лодку) и айда,                                                                                        Плаваем туда-сюда.

Закричал охотник: «Ой!                                                                    Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко                                                         Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,                                                                             Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,                                                                                       В конце поставил бочку (точку)                                                                            

3.1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: -Ребята, жители Буквограда прислали сундучок. Я попробовала его открыть, но у меня ничего не получилось. Здесь есть ещё письмо, давайте его прочитаем. Может тут написано, как он открывается.                                                                           «Дорогие дети подготовительной группы! Мы прислали для вас подарок в сундучке. Сундучок непростой - волшебный. Знаем, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Поэтому как открыть его, догадайтесь сами!».                                                                    Воспитатель: -Что же нам делать? Вот так задача! А давайте попробуем назвать предметы, выделяя первый звук в слове. Написать буквы, которые обозначают данные звуки, может тогда он откроется.                         /На доске картинки: бабочка, улитка, курица, волк, аист/.    –Что у нас получилось?  /буква/        Воспитатель: А здесь ещё мешочек лежит. Интересно, что в нём. (смотрят в мешочек, там лежат знакомые детям буквы). Давайте назовём буквы. Вы вытаскиваете одну букву, показываете и называете её.       (Дети вытаскивают поочередно знакомые буквы и называют их).                                       Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. (Дети открывают сундучок и достают оттуда букву Г разрезную).

3.1.3.

Целеполагание

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Воспитатель: -Посмотрите, какую  новую букву прислали нам жители Буквограда?

(Дети складывают разрезную букву Г, на доске вывешена буква Г различной конфигурации) 

- Давайте внимательно посмотрим, из каких элементов состоит буква Г? (Буква Г состоит из длинной и короткой палочек) 

- А на что похожа буква Г? (на кочергу, на подъёмный кран и т.д.)

(Показываю картинки с буквой Г и читаю стихотворения):

 а) Перед нами буква «Г» стоит подобно кочерге

 б) Буква Г как кран подъёмный

    Груз поднимет многотонный!

 

в) Г - похожа на гуся,

      Изогнулась буква вся.  

 

г) Букву на плече носил.

      На лугу траву косил.

д) «Г» – топор обыкновенный, Но в труде помощник верный.

3.2.2

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

Воспитатель: -Отгадайте загадку.

                           По лужку он важно ходит,

                           Из воды сухим выходит,

                           Носит красные ботинки,

                          Дарит мягкие перинки.  (гусь)

Воспитатель: Проговорите это слово несколько раз и понаблюдайте, как работает ваш язык. Во рту есть преграды при произнесении, значит звук несвободный, согласный.

Гуся зовут Гена. Повторите кличку.(дети повторяют).

-Какой первый звук слышите? (звук [г]) 

-Чем он отличается от звука [г] ? (звук [г] – мягкий, а звук [г]  -твёрдый)

-Послушайте сказку Г. Юдина  «Генерал Гена».  

(Чтение сказки, дети запоминают и называют слова со звуками [г], [г]. На доске по ходу рассказа появляются картинки: гардероб, газета, галстук, гвоздь, градусник, галочки, галчонок).

Воспитатель: Понравился вам гусёнок Гена? (да, понравился). Чем он вам понравился? (весёлый, выдумщик,фантазёр, умеет играть).  

-Вы внимательно слушали? Какие слова со звуками [г] и [г] вы запомнили?   (дети называют слова). 

 Воспитатель: Хотите поиграть с Геной?(да)      

Как ходят гуси? (лапы короткие, шея длинная, ходят переваливаются) 

По узкой дорожке гусиным шажком

Гусиное войско шагает гуськом.

- Покажите как гуси ходят. (Дети идут друг за другом , переваливаясь из стороны в сторону, затем садятся на места).

Воспитатель: Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (на доске картинки: груша, гитара, книга, кегли) Назовите место звуков [г], [г] в словах, мягкость или твёрдость звука и обозначьте нужным цветом.

-В каких словах звук [г], [г]  стоит вначале? (груша, гитара)

- В середине слова? (книга, кегли)

- Сколько слогов в слове груша? гитара? книга? кегли? (ответы детей)

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

Работа в тетрадях. (Дети работают самостоятельно. Воспитатель проводит проверку.)                                                                    (На доске нарисована звуковая схема слова гусь). Воспитатель: Посмотрите на звуковой домик и скажите сколько звуков «живёт» в этом слове? Почему? Какое из трёх слов – гусь, гиря, игла соответствует этой звуковой схеме? (гусь) Сделайте звуковой анализ слова гусь.                                                                                         Самостоятельно составьте звуковую схему слова гиря. Сколько в домике построено комнат? (четыре) Сделайте звуковой анализ слова гиря.          Самостоятельно составьте звуковую схему слова игла. Сделайте звуковой анализ слова игла.                              

Пальчиковая гимнастика «Петушок».                                Гусь стоит и всё гогочет,                                                      Ущипнуть тебя он хочет.                                        

Воспитатель: А сейчас заштрихуйте буквы Г, г слева направо прямыми линиями большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. (дети штрихуют)   Дальше печатаем буквы Г, г по образцу.          (Воспитатель следит за осанкой детей).

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

-Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями жителей Буквограда и познакомились с ещё одной новой буквой.  

-Какую новую букву вы сегодня узнали? (Буква Г) 

- Какое задание  вам понравилось больше всего выполнять?

-Ребята, сундучок-то наш волшебный. Давайте посмотрим, может там ещё что-то есть для вас (Дети достают подарок  - дидактическую игру «Составь слово»).

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Просмотр мультфильмов и развивающих презентаций на тему «Буква Г».

Печатание буквы Г в самостоятельной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Чтение слогов, слов с буквой Г.

3.4.2

Длительность занятия:

30 минут

ГЕНЕРАЛ ГЕНА. Сказка про букву Г
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало — настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
— Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
— А вот же, под крылом,— говорит Гена.
— А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
— Эх вы, глупенькие,— грустно сказал Гена.
— Нет у вас фантазии.
Г.Юдин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...