Знакомство со звуками [ Н ] и [ Н' ]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звуки Н, Нь, буква Н».
Цель: познакомить детей со звуками [Н]-[Нь] и буквой Н.
Задачи:
Воспитывать навыки чёткого произнесения звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях.
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление, память; развивать мелкую моторику.
Учить умению слушать друг друга и воспитателя; учить детей определять место звука Н-Нь в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять умение делать звукобуквенный анализ слова; учить составлять предложения по двум опорным картинкам. Чтение слогов с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.
Материал: русский алфавит с названиями букв. Предметные картинки: нос, небо, машина, деньги, леденец, наклейка, телефон, слон, лимон, тюлень, ноготь, клоун. Подносы с манной крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята отгадайте загадку:
Две босые ножки ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву …
Знакомство со звуками "Н", "Нь".
- Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но – но - но).
- Какой звук вам знаком в этом слове?
- А какой звук не знаете?
- Можно пропеть звук "Н"?
- Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы).
Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).
Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.
Игра "Где звук?"
Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: нос, небо, машина, деньги, леденец, наклейка, телефон, слон, лимон, тюлень, ноготь, клоун.
У детей по две картинки.
Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.
- Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.
- У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.
- в начале слова.
- в середине слова.
Звукобуквенный анализ слова СЕНО.
- Составим схему слова СЕНО.
- Сколько слогов в слове СЕНО? (похлопали)
Дети. Два слога.
- Какой первый слог?
Дети. СЕ.
- Какой первый звук в этом слоге?
Дети. Звук [C].
- Дайте ему характеристику.
Дети. Согласный, глухой, мягкий.
- Каким квадратом обозначим?
Дети. Обозначим синим квадратом.
- Какой второй звук в этом слоге?
Дети. Звук [Е].
- Дайте ему характеристику
Дети. Гласный звук.
- Каким квадратом обозначим?
Дети. Обозначим красным квадратом.
- Какой второй слог в слове СЕНО?
Дети. Слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО?
Дети. Звук [Н],
- Дайте характеристику звука [Н].
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.
- Какой второй звук в слоге НО?
Дети. Звук [О].
- Дайте характеристику звуку [О].
Дети. Гласный звук.
- Молодцы!
Игра "Найди пару".
Составление предложений по двум опорным картинкам.
У детей по одной картинке: лимон, диван, нельзя, машина.
На столе у воспитателя картинки: чай, подушка, цветы, дорога.
Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.
Пример: Нельзя рвать цветы на клумбе.
Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.
На что похожа буква "Н"?
"Вот буква «Н» - её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна».
У детей подносы с манной крупой. Написать букву "Н" на крупе.
Игра "Слоговой домик".
Чтение слогов по строчкам и столбикам.
НО | НА | НУ | НЫ | НИ |
ЛО | ЛА | ЛУ | ЛЫ | ЛИ |
Пополнение словарного запаса.
Сказка про букву «Н»
Автор: Ирис Ревю.
Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая.
Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у неё был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет!
Букве Н нравилось говорить слово «нет», и ничего при этом не делать.
Какая неуживчивая буква!
Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ всё время слышать слово «нет»?
Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто её ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался!
Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной!
И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что говорят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой!
Нужной!
Нежной!
Находчивой!
Вот так вот буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н очень хорошая, потому что она – самая новогодняя буква на свете!
Итог занятия.
- Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
- А о какой букве?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что для вас было самым сложным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»
Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...