ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»
рабочая программа по обучению грамоте (младшая группа)
Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не только учат звуки, учатся правильно держать карандаш, но еще играют и осваивают различные техники нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agadzhanyandk_rabochaya_programma_umnye_palchiki.docx | 53.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № ________________________ | «ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол № |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Объединение «Умные пальчики»
Направленность: художественно-эстетическая, познавательная, речевая.
Возраст: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Составитель (разработчик):
педагог дополнительного образования
Агаджанян Диана Камоевна
Москва
2023 год
РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для детей 3-4 лет. (Второй младший и средний возраст)
Направленность (профиль) программы – подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 с интеграцией художественно-эстетической области
Уровень программы - ознакомительный
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития познавательного потенциала и творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Новизна программы заключается в том, что в данном возрасте мы начинаем интенсивно готовиться к подготовке к школе, начиная с малого и доходя до масштабного изучения звуков и букв не только в игровой форме, но и с помощью прописей и нетрадиционной техники рисования.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в нее включены практически все направленности дошкольной образовательной программы.
Отличительной особенностью данной является использование элементов различных логопедических, художественно-эстетических и образовательных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов, внимание, воображение. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Цель и задачи программы
Цель программы - выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению; развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования; развитие мелкой моторики рук.
Задачи
-Обучающие:
- научить детей различать звуки и буквы, правильно их произносить;
- научить детей держать в руках кисть и карандаш;
- учить детей обводить рисунок по пунктирным линиям.
-Развивающие
- развивать у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать мелкую моторику рук.
-Воспитательные
- воспитывать аккуратность и прилежность на занятиях;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Форма организации обучения: очная
Срок реализации программы: 1 год.
Объем программы и режим работы: Пример: 34 часа (по 30 минут одно занятие), 2 раза в неделю.
Категория учащихся по программе: возраст учащихся 3-4 года.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – 25 человек)
Режим занятий:
занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 час в неделю
34 часа в год
67 занятий в году
№ п/п | Название раздела, темы | Количество минут | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие | - | ||||
1 | Знакомство с многообразием слов. Проведи линию. Рисуем «Горох» ватными палочками. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш и ватную палочку. |
2 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие). Проведи линию к нужному домику. Рисуем «Тучки и дождик» ватными палочками и мятой бумагой | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш и ватные палочки |
3 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Обвести по пунктиру узоры на осенних листьях. Рисуем «Солнышко» отпечатками осенних листьев | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение держать кисть, правильно наносить краску на лист |
4 | Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги. Проведи линию к предмету. Рисуем «Воздушные шарики» с помощью ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение держать кисть. |
5 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Проведи линии по точкам. Рисуем «Осеннее дерево» ватными палочками | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш и ватные палочки |
6 | Знакомство с неречевыми звуками. Обведи пунктирные линии и продолжи рисовать штриховку. Рисуем «Осеннее дерево» мыльными пузырями | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
7 | Знакомство с речевыми звуками. Дорисуй на ягодах черные зернышки. Рисуем «Чудо-цветок». Ниткография | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Быть аккуратным при выполнении работ с краской |
8 | Звук «А». Обвести пунктирные линии и продолжить рисовать штриховку. Рисуем «Муравьишки и арбузная долька» с помощью пленки пупырки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Уметь правильно держать кисть |
9 | Звук «Я». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Колобка» с помощью ватного диска. (Ориентирование на плоскости) | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение ориентироваться н аплоскости. Умение правильно держать кисть |
10 | Звуки «А» и «Я». Нарисуй дождь. Рисуем «Осеннее дерево» с помощью кляксографии | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
11 | Звук «У». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Вазу с цветами» с помощью набрызга | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
12 | Звук «Ю». Дорисуйте кроны на деревьях. Рисуем «Птицу на ветке» с помощью свечи и акварели | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
13 | Звуки «У», «Ю». Нарисуйте сочную зеленую траву на лугу Рисуем «Уток» мятой бумагой | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
14 | Звук «И». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Мышку» с помощью техники шаблонография. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
15 | Звук «Ы». Дорисуй котам усы. Рисуем «Грибы» с помощью ладошки. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
16 | Звуки «Ы», «И». Дифференциация. Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Позднюю осень» в технике набрызг. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
17 | Звук «Э». Собери бусы на ниточку. Учимся технике «Монотопия» | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть. Умение складывать лист пополам |
18 | Звук «Е». Нарисуй по пунктирным линиям. Рисуем «Осенний лес» в технике монотопия. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть. Умение складывать лист пополам |
19 | Звуки «Э», «Е». Дифференциация. Прописи. Буква «А». Рисуем «Красивую Луну» с помощью восковых мелков. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать восковые мелки |
20 | Звук «О». Прописи. Буква «О». Рисуем «Красивые узоры» с помощью воды. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
21 | Звук «Ё». Прописи. Буква «Ё». Рисуем «Цветы» с помощью воздушных шариков. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
22 | Звуки «Ё», «О». Дифференциация. Обведите по пунктиру узоры. Рисуем «Заснеженное дерево» с помощью мятой бумаги. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
23 | Звук «М». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Морозные узоры» с помощью свечей | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
24 | Звук «М». Повторение. Нарисуйте волны Рисуем «Елочку-красавицу» с помощью ватных палочек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать ватные палочки |
25 | Звук «Н». Прописи. Буква «У». Рисуем «Снежинку» с помощью свечи и ладошек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
26 | Звук «Н». Повторение. Дорисуйте кудряшки льву. «Рисуем «Деда Мороза» с помощью ладошек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
27 | Звук «Б». Прописи. Буква «Ю». Рисуем «Новогодние игрушки» с помощью ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
28 | Звук «П». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зайчика» с помощью шаблонографии | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
29 | Звуки «Б», «П». Прописи. Буква «Я». Рисуем «Снеговика» с помощью ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
30 | Звук «Д». Нарисуй мыльные пузыри. Раскрашиваем «Елочные игрушки» с помощью акриловой краски и воздушных шариков. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
31 | Звук «Т». Нарисуйте семечки для арбуза. Разукрашиваем «Варежки» с помощью ватных палочек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш и ватных палочек |
32 | Звуки «Д», «Т». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зимние узоры» с помощью ниток | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
33 | Звук «Г». Дорисуйте палочки на одуванчиках. Рисуем «Ночное небо» в технике набрызг | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
34 | Звук «К». Нарисуйте иголку ежу. Рисуем «Несуществующих животных» в технике раздувание краски. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
35 | Звуки «Г», «К». Обведите буквы по пунктирным линиям. Рисуем «Пингвина» с помощью ватных дисков и ладошки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
36 | Звук «В». Помоги животным перебраться в нужное место. «Рисуем белого медведя» в технике набрызг | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
37 | Звук «Ф». Дорисуй дождик по пунктирным линиям. Раскрашиваем «Фартук Матрешки» с помощью мятой бумаги и ватных палочек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть и ватные палочки |
38 | Звуки «В», «Ф». Заштрихуй рыбок. Рисуем «Военный корабль» с помощью пупырки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
39 | Звук «З». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Самолет в небе» в технике набрызга | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
40 | Звук «С». Помоги машине доехать до дома. Рисуем «Танк» с помощью ладошки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
41 | Звуки «З», «С». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «Льва» с помощью вилки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
42 | Звук «Х». Закончи штриховку зайчика. Рисуем «Вьюгу на фольге. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
43 | Звук «Х». Повторение. Закончи штриховку мыши и ежа. Рисуем «Вьюгу» на фольге | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
44 | Звук «Ж». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «подснежник» в технике гратаж | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
45 | Звук «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Подснежник» в технике гратаж | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
46 | Звуки «Ж», «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Цветок» в технике ниткография. Закрепление полученных знаний | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
47 | Звук «Л». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Веточку мимозы» с помощью ватных палочек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
48 | Звук «Л». Повторение. Выполни штриховку. Рисуем «Бабочку-красавицу» в технике монотопия | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
49 | Звук «Р». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «подсолнух» с помощью ватных дисков и ватных палочек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
50 | Звук «Р». Повторение. Дорисуй дождь. Рисуем «Одуванчики» с помощью втулок | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
51 | Звук «Й» Заштрихуй все мячи слона. Рисуем разноцветный букет цветов с помощью ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
52 | Звук «Й» Повторение. Заштрихуй ромбы. Рисуем «одуванчики» с помощью ватных палочек | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
53 | Звук «Ч». Обведи флажки. Рисуем «Гортензии» с помощью пупырки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
54 | Звук «Ч». Повторение Обведи грибы. Рисуем «Весенние деревья» в технике кляксография | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
55 | Звук «Ц». Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Разноцветных осьминожек» с помощью ладошки | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
56 | Звук «Щ». Помоги белочке добраться до ореха. Рисуем «Цветы» с помощью вилки. | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
57 | Что такое гласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Помидоры» с помощью ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
58 | Повторение всех гласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Маки» с помощью ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
59 | Что такое согласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Ежика» с помощью вилок | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
60 | Повторение согласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «весенний лес» в технике монотопия | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
61 | Какие бывают согласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
62 | Повторение речевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
63 | Повторение неречевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «звездное небо» с помощью набрызга и ватных дисков | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
64 | Каким цветом отмечаем гласные звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» с помощью втулок | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
65 | Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Танк» с помощью набрызга | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
66 | Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. |
67 | Повторение пройденного материала. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике | 30 | 15 | 15 | Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть |
ИТОГО: | 33часа 30 минут | 16 часов 75 минут | 16 часов 75 минут |
РАЗДЕЛ 3.
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Тема | Краткое содержание |
1 | Вводное занятие Знакомство с многообразием слов. Проведи линию. Рисуем «Горох» ватными палочками. | Введение в тему. Правила техники безопасности. |
2 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие). Проведи линию к нужному домику. Рисуем «Тучки и дождик» ватными палочками и мятой бумагой | Научиться сравнивать слова по звучанию, учиться держать правильно карандаш, рисовать ровные линии; научиться рисовать ватными палочками. Развитие первоначальных графических навыков. |
3 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Обвести по пунктиру узоры на осенних листьях. Рисуем «Солнышко» отпечатками осенних листьев | Научиться громко и тихо произносить слова, слышать звуки; держать правильно карандаш; держать правильно кисть и раскрашивать. Развитие первоначальных графических навыков. Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. |
4 | Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги. Проведи линию к предмету. Рисуем «Воздушные шарики» с помощью ватных дисков | Учимся делить слова на слоги, знакомимся с разнообразием слов, обогащаем словарь. С помощью кисти, гуаши и ватных дисков рисуем красивые воздушные шарики. Развитие первоначальных графических навыков. |
5 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Проведи линии по точкам. Рисуем «Осеннее дерево» ватными палочками | Знакомимся с органами артикуляционного аппарата; продолжаем учиться рисовать ровные линии; учимся рисовать тычком |
6 | Знакомство с неречевыми звуками. Обведи пунктирные линии и продолжи рисовать штриховку. Рисуем «Осеннее дерево» мыльными пузырями | Продолжаем изучать звуки и разделять их. Рисуем штриховку. |
7 | Знакомство с речевыми звуками. Дорисуй на ягодах черные зернышки. Рисуем «Чудо-цветок». Ниткография | Продолжаем изучать звуки и разделять их. Учимся ориентироваться на плоскости и определенном предмете. Учимся складывать лист пополам, аккуратно обращаться с краской. - дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов. |
8 | Звук «А». Обвести пунктирные линии и продолжить рисовать штриховку. Рисуем «Муравьишки и арбузная долька» с помощью пленки пупырки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
9 | Звук «Я». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Колобка» с помощью ватного диска. (Ориентирование на плоскости) | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
10 | Звуки «А» и «Я». Нарисуй дождь. Рисуем «Осеннее дерево» с помощью кляксографии | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. |
11 | Звук «У». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Вазу с цветами» с помощью набрызга | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
12 | Звук «Ю». Дорисуйте кроны на деревьях. Рисуем «Птицу на ветке» с помощью свечи и акварели | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели. |
13 | Звуки «У», «Ю». Нарисуйте сочную зеленую траву на лугу Рисуем «Уток» мятой бумагой | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
14 | Звук «И». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Мышку» с помощью техники шаблонография. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
15 | Звук «Ы». Дорисуй котам усы. Рисуем «Грибы» с помощью ладошки. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
16 | Звуки «Ы», «И». Дифференциация. Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Позднюю осень» в технике набрызг. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
17 | Звук «Э». Собери бусы на ниточку. Учимся технике «Монотопия» | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; Дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение |
18 | Звук «Е». Нарисуй по пунктирным линиям. Рисуем «Осенний лес» в технике монотопия. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; Дети складывают лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение |
19 | Звуки «Э», «Е». Дифференциация. Прописи. Буква «А». Рисуем «Красивую Луну» с помощью восковых мелков. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы А |
20 | Звук «О». Прописи. Буква «О». Рисуем «Красивые узоры» с помощью воды. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы О |
21 | Звук «Ё». Прописи. Буква «Ё». Рисуем «Цветы» с помощью воздушных шариков. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы Ё |
22 | Звуки «Ё», «О». Дифференциация. Обведите по пунктиру узоры. Рисуем «Заснеженное дерево» с помощью мятой бумаги. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
23 | Звук «М». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Морозные узоры» с помощью свечей | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели. |
24 | Звук «М». Повторение. Нарисуйте волны Рисуем «Елочку-красавицу» с помощью ватных палочек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
25 | Звук «Н». Прописи. Буква «У». Рисуем «Снежинку» с помощью свечи и ладошек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы У. - познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и ладошек. |
26 | Звук «Н». Повторение. Дорисуйте кудряшки льву. «Рисуем «Деда Мороза» с помощью ладошек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
27 | Звук «Б». Прописи. Буква «Ю». Рисуем «Новогодние игрушки» с помощью ватных дисков | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы Ю |
28 | Звук «П». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зайчика» с помощью шаблонографии | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
29 | Звуки «Б», «П». Прописи. Буква «Я». Рисуем «Снеговика» с помощью ватных дисков | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы Я |
30 | Звук «Д». Нарисуй мыльные пузыри. Раскрашиваем «Елочные игрушки» с помощью акриловой краски и воздушных шариков. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
31 | Звук «Т». Нарисуйте семечки для арбуза. Разукрашиваем «Варежки» с помощью ватных палочек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
32 | Звуки «Д», «Т». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зимние узоры» с помощью ниток | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
33 | Звук «Г». Дорисуйте палочки на одуванчиках. Рисуем «Ночное небо» в технике набрызг | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
34 | Звук «К». Нарисуйте иголку ежу. Рисуем «Несуществующих животных» в технике раздувание краски. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
35 | Звуки «Г», «К». Обведите буквы по пунктирным линиям. Рисуем «Пингвина» с помощью ватных дисков и ладошки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
36 | Звук «В». Помоги животным перебраться в нужное место. «Рисуем белого медведя» в технике набрызг | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
37 | Звук «Ф». Дорисуй дождик по пунктирным линиям. Раскрашиваем «Фартук Матрешки» с помощью мятой бумаги и ватных палочек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
38 | Звуки «В», «Ф». Заштрихуй рыбок. Рисуем «Военный корабль» с помощью пупырки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
39 | Звук «З». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Самолет в небе» в технике набрызга | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
40 | Звук «С». Помоги машине доехать до дома. Рисуем «Танк» с помощью ладошки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
41 | Звуки «З», «С». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «Льва» с помощью вилки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
42 | Звук «Х». Закончи штриховку зайчика. Рисуем «Вьюгу на фольге. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
43 | Звук «Х». Повторение. Закончи штриховку мыши и ежа. Рисуем «Вьюгу» на фольге | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
44 | Звук «Ж». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «подснежник» в технике гратаж | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
45 | Звук «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Подснежник» в технике гратаж | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
46 | Звуки «Ж», «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Цветок» в технике ниткография. Закрепление полученных знаний | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов. |
47 | Звук «Л». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Веточку мимозы» с помощью ватных палочек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
48 | Звук «Л». Повторение. Выполни штриховку. Рисуем «Бабочку-красавицу» в технике монотопия | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; Дети складывают лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение |
49 | Звук «Р». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «подсолнух» с помощью ватных дисков и ватных палочек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
50 | Звук «Р». Повторение. Дорисуй дождь. Рисуем «Одуванчики» с помощью втулок | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
51 | Звук «Й» Заштрихуй все мячи слона. Рисуем разноцветный букет цветов с помощью ватных дисков | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
52 | Звук «Й» Повторение. Заштрихуй ромбы. Рисуем «одуванчики» с помощью ватных палочек | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
53 | Звук «Ч». Обведи флажки. Рисуем «Гортензии» с помощью пупырки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
54 | Звук «Ч». Повторение Обведи грибы. Рисуем «Весенние деревья» в технике кляксография | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. |
55 | Звук «Ц». Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Разноцветных осьминожек» с помощью ладошки | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
56 | Звук «Щ». Помоги белочке добраться до ореха. Рисуем «Цветы» с помощью вилки. | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
57 | Что такое гласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Помидоры» с помощью ватных дисков | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
58 | Повторение всех гласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Маки» с помощью ватных дисков | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
59 | Что такое согласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Ежика» с помощью вилок | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
60 | Повторение согласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «весенний лес» в технике монотопия | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; Дети складывают лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение |
61 | Какие бывают согласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
62 | Повторение речевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
63 | Повторение неречевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «звездное небо» с помощью набрызга и ватных дисков | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
64 | Каким цветом отмечаем гласные звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» с помощью втулок | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; |
65 | Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Танк» с помощью набрызга | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. |
66 | Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - познакомить детей с интуитивным рисованием; - создать веселое настроение, учить детей рисовать, то что им хочется. |
67 | Повторение пройденного материала. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике | - развитие фонематического слуха; - ознакомление с символами изучаемых речевых звуков; - развитие речевого дыхания, просодической стороны речи; - познакомить детей с интуитивным рисованием; - создать веселое настроение, учить детей рисовать, то что им хочется. |
РАЗДЕЛ 4.
Планируемые результаты реализации программы
В результате обучения ребёнок будет
Знать:
- звуки и буквы;
- гигиенические правила письма;
- правильное расположение;
- тетради и ручки при письме;
- правила штриховки;
- цвета;
- все техники нетрадиционного рисования, которые использовались.
Уметь:
- отличать звуки и буквы;
- называть буквы;
- правильно держать карандаш;
- выполнять штриховку, соблюдая правила;
- правильно держать кисть, ватную палочку.
В результате обучения у ребенка будет
Развита:
- мелкая моторика руки (гимнастическое развитие, зрительно- моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- пространственные и временные представления (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
- крупные движения и умение владеть своим телом;
- навыки учебной деятельности;
- активная речь словарного запаса.
Воспитана:
- бережное отношение к своей работе;
- обогащение словарного запаса;
- любовь к родному языку.
РАЗДЕЛ 5.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
– текущий контроль (в течение всего учебного года; творческие работы, тесты, решение практических задач);
Критерии оценки учебных результатов программы:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- широта кругозора;
- свобода восприятия теоретической информации;
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
- качество выполнения практического задания;
- культура организации своей практической деятельности;
- культура поведения;
- творческое отношение к выполнению практического задания.
Способы фиксации учебных результатов программы: педагогическое наблюдение.
Методы выявления результатов воспитания:
- наблюдение;
- беседа;
Методы выявления результатов развития:
- беседа;
- самостоятельная работа;
- творческие работы;
- дидактические игры.
РАЗДЕЛ 6.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Умные пальчики» необходимы следующие условия:
Печатные пособия:
- Книжка «Уроки грамоты для малышей» к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. – (Библиотека современного детского сада);
- Рабочая тетрадь «Прописи для малышей» к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Список литературы для педагога:
Список использованной литературы:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Издат. «Ювента».
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Издательство «Ювента» 2012.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
- Колесникова Е.В. «Раз- словечко, два -словечко». (Рабочая тетрадь). Издательство «Ювента» 2016 ( Допущенно ФГОС)
- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи». Пособие по логопедии. Издательский дом «Литера».2004.
Интернет-ресурсы
Информационные условия реализации программы
Размещение Программы «Умные пальчики» на официальном сайте школы, размещение детских рисунков в холле первого этажа здания «Единство».
Кадровое обеспечение реализации программы:
Занятия для детей 3-4 лет в кружке «Умные пальчики» проводит педагог дополнительного образования Агаджанян Диана Камоевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), понимание речи; га...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка»
Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ори-ентирована на развитие познавательной активности, самостоятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМНЫЙ РЕБЕНОК»
Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный малыш» для детей 3-5 лет
Рабочая программа кружка "Умный малыш"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:1. Создать условия ...
- Мне нравится (1)