ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»
рабочая программа по обучению грамоте (младшая группа)

Агаджанян Диана Камоевна

Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не только учат звуки, учатся правильно держать карандаш, но еще играют и осваивают различные техники нетрадиционного рисования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agadzhanyandk_rabochaya_programma_umnye_palchiki.docx53.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа №

________________________

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

Протокол

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Объединение «Умные пальчики»

Направленность: художественно-эстетическая, познавательная, речевая.

Возраст: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: ознакомительный

Составитель (разработчик):

педагог дополнительного образования

Агаджанян Диана Камоевна

Москва

2023 год

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для детей 3-4 лет. (Второй младший и средний возраст)

Направленность (профиль) программы – подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 с интеграцией художественно-эстетической области

Уровень программы - ознакомительный

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития познавательного потенциала и творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

Новизна программы заключается в том, что в данном возрасте мы начинаем интенсивно готовиться к подготовке к школе, начиная с малого и доходя до масштабного изучения звуков и букв не только в игровой форме, но и с помощью прописей и нетрадиционной техники рисования.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в нее включены практически все направленности дошкольной образовательной программы.

Отличительной особенностью данной является использование элементов различных логопедических, художественно-эстетических и образовательных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов, внимание, воображение. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Цель и задачи программы

Цель программы - выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению; развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования; развитие мелкой моторики рук.

Задачи

-Обучающие:

- научить детей различать звуки и буквы, правильно их произносить;

- научить детей держать в руках кисть и карандаш;

- учить детей обводить рисунок по пунктирным линиям.

-Развивающие

- развивать у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму;

- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- развивать мелкую моторику рук.

-Воспитательные

- воспитывать аккуратность и прилежность на занятиях;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Форма организации обучения: очная

Срок реализации программы: 1 год.

Объем программы и режим работы: Пример: 34 часа (по 30 минут одно занятие), 2 раза в неделю.

Категория учащихся по программе: возраст учащихся 3-4 года.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – 25 человек)

Режим занятий:

занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

1 час в неделю

34 часа в год

67 занятий в году

№ п/п

Название раздела, темы

Количество минут

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

-

1

Знакомство с многообразием слов. Проведи линию. Рисуем «Горох» ватными палочками.

30

15

15

Умение держать карандаш и ватную палочку.

2

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие). Проведи линию к нужному домику. Рисуем «Тучки и дождик» ватными палочками и мятой бумагой

30

15

15

Умение держать карандаш и ватные палочки

3

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко,

громко, тихо. Обвести по пунктиру узоры на осенних листьях. Рисуем «Солнышко» отпечатками осенних листьев

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение держать кисть, правильно наносить краску на лист

4

Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги. Проведи линию к предмету. Рисуем «Воздушные шарики» с помощью ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение держать кисть.

5

Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Проведи линии по точкам. Рисуем «Осеннее дерево» ватными палочками

30

15

15

Умение держать карандаш и ватные палочки

6

Знакомство с неречевыми звуками. Обведи пунктирные линии и продолжи рисовать штриховку. Рисуем «Осеннее дерево» мыльными пузырями

30

15

15

Умение держать карандаш.

7

Знакомство с речевыми звуками. Дорисуй на ягодах черные зернышки. Рисуем «Чудо-цветок». Ниткография

30

15

15

Умение держать карандаш. Быть аккуратным при выполнении работ с краской

8

Звук «А». Обвести пунктирные линии и продолжить рисовать штриховку. Рисуем «Муравьишки и арбузная долька» с помощью пленки пупырки

30

15

15

Умение держать карандаш. Уметь правильно держать кисть

9

Звук «Я». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Колобка» с помощью ватного диска. (Ориентирование на плоскости)

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение ориентироваться н аплоскости. Умение правильно держать кисть

10

Звуки «А» и «Я». Нарисуй дождь. Рисуем «Осеннее дерево» с помощью кляксографии

30

15

15

Умение держать карандаш.

11

Звук «У». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Вазу с цветами» с помощью набрызга

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

12

Звук «Ю». Дорисуйте кроны на деревьях. Рисуем «Птицу на ветке» с помощью свечи и акварели

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

13

Звуки «У», «Ю». Нарисуйте сочную зеленую траву на лугу Рисуем «Уток» мятой бумагой

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

14

Звук «И». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Мышку» с помощью техники шаблонография.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

15

Звук «Ы». Дорисуй котам усы. Рисуем «Грибы» с помощью ладошки.

30

15

15

Умение держать карандаш.

16

Звуки «Ы», «И». Дифференциация. Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Позднюю осень» в технике набрызг.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

17

Звук «Э». Собери бусы на ниточку. Учимся технике «Монотопия»

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть. Умение складывать лист пополам

18

Звук «Е». Нарисуй по пунктирным линиям. Рисуем «Осенний лес» в технике монотопия.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть. Умение складывать лист пополам

19

Звуки «Э», «Е». Дифференциация. Прописи. Буква «А». Рисуем «Красивую Луну» с помощью восковых мелков.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать восковые мелки

20

Звук «О». Прописи. Буква «О». Рисуем «Красивые узоры» с помощью воды.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

21

Звук «Ё». Прописи. Буква «Ё». Рисуем «Цветы» с помощью воздушных шариков.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

22

Звуки «Ё», «О». Дифференциация. Обведите по пунктиру узоры. Рисуем «Заснеженное дерево» с помощью мятой бумаги.

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

23

Звук «М». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Морозные узоры» с помощью свечей

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

24

Звук «М». Повторение. Нарисуйте волны Рисуем «Елочку-красавицу» с помощью ватных палочек

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать ватные палочки

25

Звук «Н». Прописи. Буква «У». Рисуем «Снежинку» с помощью свечи и ладошек

30

15

15

Умение держать карандаш.

26

Звук «Н». Повторение. Дорисуйте кудряшки льву. «Рисуем «Деда Мороза» с помощью ладошек

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

27

Звук «Б». Прописи. Буква «Ю». Рисуем «Новогодние игрушки» с помощью ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

28

Звук «П». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зайчика» с помощью шаблонографии

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

29

Звуки «Б», «П». Прописи. Буква «Я». Рисуем «Снеговика» с помощью ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

30

Звук «Д». Нарисуй мыльные пузыри. Раскрашиваем «Елочные игрушки» с помощью акриловой краски и воздушных шариков.

30

15

15

Умение держать карандаш.

31

Звук «Т». Нарисуйте семечки для арбуза. Разукрашиваем «Варежки» с помощью ватных палочек

30

15

15

Умение держать карандаш и ватных палочек

32

Звуки «Д», «Т». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зимние узоры» с помощью ниток

30

15

15

Умение держать карандаш.

33

Звук «Г». Дорисуйте палочки на одуванчиках. Рисуем «Ночное небо» в технике набрызг

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

34

Звук «К». Нарисуйте иголку ежу. Рисуем «Несуществующих животных» в технике раздувание краски.

30

15

15

Умение держать карандаш.

35

Звуки «Г», «К». Обведите буквы по пунктирным линиям. Рисуем «Пингвина» с помощью ватных дисков и ладошки

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

36

Звук «В». Помоги животным перебраться в нужное место. «Рисуем белого медведя» в технике набрызг

30

15

15

Умение держать карандаш.

37

Звук «Ф». Дорисуй дождик по пунктирным линиям. Раскрашиваем «Фартук Матрешки» с помощью мятой бумаги и ватных палочек

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть и ватные палочки

38

Звуки «В», «Ф». Заштрихуй рыбок. Рисуем «Военный корабль» с помощью пупырки

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

39

Звук «З». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Самолет в небе» в технике набрызга

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

40

Звук «С». Помоги машине доехать до дома. Рисуем «Танк» с помощью ладошки

30

15

15

Умение держать карандаш.

41

Звуки «З», «С». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «Льва» с помощью вилки

30

15

15

Умение держать карандаш.

42

Звук «Х». Закончи штриховку зайчика. Рисуем «Вьюгу на фольге.

30

15

15

Умение держать карандаш.

43

Звук «Х». Повторение. Закончи штриховку мыши и ежа. Рисуем «Вьюгу» на фольге

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

44

Звук «Ж». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «подснежник» в технике гратаж

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

45

Звук «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Подснежник» в технике гратаж

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

46

Звуки «Ж», «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Цветок» в технике ниткография. Закрепление полученных знаний

30

15

15

Умение держать карандаш.

47

Звук «Л». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Веточку мимозы» с помощью ватных палочек

30

15

15

Умение держать карандаш.

48

Звук «Л». Повторение. Выполни штриховку. Рисуем «Бабочку-красавицу» в технике монотопия

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

49

Звук «Р». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «подсолнух» с помощью ватных дисков и ватных палочек

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

50

Звук «Р». Повторение. Дорисуй дождь. Рисуем «Одуванчики» с помощью втулок

30

15

15

Умение держать карандаш.

51

Звук «Й» Заштрихуй все мячи слона. Рисуем разноцветный букет цветов с помощью ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш.

52

Звук «Й» Повторение. Заштрихуй ромбы. Рисуем «одуванчики» с помощью ватных палочек

30

15

15

Умение держать карандаш.

53

Звук «Ч». Обведи флажки. Рисуем «Гортензии» с помощью пупырки

30

15

15

Умение держать карандаш.

54

Звук «Ч». Повторение Обведи грибы. Рисуем «Весенние деревья» в технике кляксография

30

15

15

Умение держать карандаш.

55

Звук «Ц». Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Разноцветных осьминожек» с помощью ладошки

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

56

Звук «Щ». Помоги белочке добраться до ореха. Рисуем «Цветы» с помощью вилки.

30

15

15

Умение держать карандаш.

57

Что такое гласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Помидоры» с помощью ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш.

58

Повторение всех гласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Маки» с помощью ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш.

59

Что такое согласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Ежика» с помощью вилок

30

15

15

Умение держать карандаш.

60

Повторение согласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «весенний лес» в технике монотопия

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

61

Какие бывают согласные звуки?

Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж

30

15

15

Умение держать карандаш.

62

Повторение речевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж

30

15

15

Умение держать карандаш.

63

Повторение неречевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «звездное небо» с помощью набрызга и ватных дисков

30

15

15

Умение держать карандаш.

64

Каким цветом отмечаем гласные звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» с помощью втулок

30

15

15

Умение держать карандаш.

65

Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Танк» с помощью набрызга

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

66

Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике

30

15

15

Умение держать карандаш.

67

Повторение пройденного материала.

Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике

30

15

15

Умение держать карандаш. Умение правильно держать кисть

ИТОГО:

33часа 30 минут

16 часов

75 минут

16 часов

75 минут

РАЗДЕЛ 3.

Содержание учебно-тематического плана

№ п/п

Тема

Краткое содержание

1

Вводное занятие

Знакомство с многообразием слов. Проведи линию. Рисуем «Горох» ватными палочками.

Введение в тему. Правила техники безопасности.

2

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие). Проведи линию к нужному домику. Рисуем «Тучки и дождик» ватными палочками и мятой бумагой

Научиться сравнивать слова по звучанию, учиться держать правильно карандаш, рисовать ровные линии; научиться рисовать ватными палочками. Развитие первоначальных графических навыков.

3

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко,

громко, тихо. Обвести по пунктиру узоры на осенних листьях. Рисуем «Солнышко» отпечатками осенних листьев

Научиться громко и тихо произносить слова, слышать звуки; держать правильно карандаш; держать правильно кисть и раскрашивать. Развитие первоначальных графических навыков. Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

4

Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги. Проведи линию к предмету. Рисуем «Воздушные шарики» с помощью ватных дисков

Учимся делить слова на слоги, знакомимся с разнообразием слов, обогащаем словарь. С помощью кисти, гуаши и ватных дисков рисуем красивые воздушные шарики. Развитие первоначальных графических навыков.

5

Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Проведи линии по точкам. Рисуем «Осеннее дерево» ватными палочками

Знакомимся с органами артикуляционного аппарата; продолжаем учиться рисовать ровные линии; учимся рисовать тычком

6

Знакомство с неречевыми звуками. Обведи пунктирные линии и продолжи рисовать штриховку. Рисуем «Осеннее дерево» мыльными пузырями

Продолжаем изучать звуки и разделять их. Рисуем штриховку.

7

Знакомство с речевыми звуками. Дорисуй на ягодах черные зернышки. Рисуем «Чудо-цветок». Ниткография

Продолжаем изучать звуки и разделять их. Учимся ориентироваться на плоскости и определенном предмете. Учимся складывать лист пополам, аккуратно обращаться с краской.

- дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

8

Звук «А». Обвести пунктирные линии и продолжить рисовать штриховку. Рисуем «Муравьишки и арбузная долька» с помощью пленки пупырки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

9

Звук «Я». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Колобка» с помощью ватного диска. (Ориентирование на плоскости)

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

10

Звуки «А» и «Я». Нарисуй дождь. Рисуем «Осеннее дерево» с помощью кляксографии

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

11

Звук «У». Обвести рисунок по клеточкам. Рисуем «Вазу с цветами» с помощью набрызга

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

12

Звук «Ю». Дорисуйте кроны на деревьях. Рисуем «Птицу на ветке» с помощью свечи и акварели

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели.

13

Звуки «У», «Ю». Нарисуйте сочную зеленую траву на лугу Рисуем «Уток» мятой бумагой

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

14

Звук «И». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Мышку» с помощью техники шаблонография.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

15

Звук «Ы». Дорисуй котам усы. Рисуем «Грибы» с помощью ладошки.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

16

Звуки «Ы», «И». Дифференциация. Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Позднюю осень» в технике набрызг.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

17

Звук «Э». Собери бусы на ниточку. Учимся технике «Монотопия»

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

Дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение

18

Звук «Е». Нарисуй по пунктирным линиям. Рисуем «Осенний лес» в технике монотопия.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

Дети складывают лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение

19

Звуки «Э», «Е». Дифференциация. Прописи. Буква «А». Рисуем «Красивую Луну» с помощью восковых мелков.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы А

20

Звук «О». Прописи. Буква «О». Рисуем «Красивые узоры» с помощью воды.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы О

21

Звук «Ё». Прописи. Буква «Ё». Рисуем «Цветы» с помощью воздушных шариков.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы Ё

22

Звуки «Ё», «О». Дифференциация. Обведите по пунктиру узоры. Рисуем «Заснеженное дерево» с помощью мятой бумаги.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

23

Звук «М». Обведи узоры по пунктирной линии. Рисуем «Морозные узоры» с помощью свечей

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели.

24

Звук «М». Повторение. Нарисуйте волны Рисуем «Елочку-красавицу» с помощью ватных палочек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

25

Звук «Н». Прописи. Буква «У». Рисуем «Снежинку» с помощью свечи и ладошек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы У.

- познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и ладошек.

26

Звук «Н». Повторение. Дорисуйте кудряшки льву. «Рисуем «Деда Мороза» с помощью ладошек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

27

Звук «Б». Прописи. Буква «Ю». Рисуем «Новогодние игрушки» с помощью ватных дисков

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы Ю

28

Звук «П». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зайчика» с помощью шаблонографии

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

29

Звуки «Б», «П». Прописи. Буква «Я». Рисуем «Снеговика» с помощью ватных дисков

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ознакомление с понятием «буква», графическим образом буквы Я

30

Звук «Д». Нарисуй мыльные пузыри. Раскрашиваем «Елочные игрушки» с помощью акриловой краски и воздушных шариков.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

31

Звук «Т». Нарисуйте семечки для арбуза. Разукрашиваем «Варежки» с помощью ватных палочек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

32

Звуки «Д», «Т». Обведи рисунок по клеточкам. Рисуем «Зимние узоры» с помощью ниток

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

33

Звук «Г». Дорисуйте палочки на одуванчиках. Рисуем «Ночное небо» в технике набрызг

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

34

Звук «К». Нарисуйте иголку ежу. Рисуем «Несуществующих животных» в технике раздувание краски.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

35

Звуки «Г», «К». Обведите буквы по пунктирным линиям. Рисуем «Пингвина» с помощью ватных дисков и ладошки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

36

Звук «В». Помоги животным перебраться в нужное место. «Рисуем белого медведя» в технике набрызг

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

37

Звук «Ф». Дорисуй дождик по пунктирным линиям. Раскрашиваем «Фартук Матрешки» с помощью мятой бумаги и ватных палочек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

38

Звуки «В», «Ф». Заштрихуй рыбок. Рисуем «Военный корабль» с помощью пупырки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

39

Звук «З». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Самолет в небе» в технике набрызга

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

40

Звук «С». Помоги машине доехать до дома. Рисуем «Танк» с помощью ладошки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

41

Звуки «З», «С». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «Льва» с помощью вилки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

42

Звук «Х». Закончи штриховку зайчика. Рисуем «Вьюгу на фольге.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

43

Звук «Х». Повторение. Закончи штриховку мыши и ежа. Рисуем «Вьюгу» на фольге

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

44

Звук «Ж». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «подснежник» в технике гратаж

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

45

Звук «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Подснежник» в технике гратаж

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

46

Звуки «Ж», «Ш». Выполни штриховку по образцу. Рисуем «Цветок» в технике ниткография. Закрепление полученных знаний

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

47

Звук «Л». Обведи пунктирные линии. Рисуем «Веточку мимозы» с помощью ватных палочек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

48

Звук «Л». Повторение. Выполни штриховку. Рисуем «Бабочку-красавицу» в технике монотопия

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

Дети складывают лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение

49

Звук «Р». Помоги животным добраться до дома. Рисуем «подсолнух» с помощью ватных дисков и ватных палочек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

50

Звук «Р». Повторение. Дорисуй дождь. Рисуем «Одуванчики» с помощью втулок

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

51

Звук «Й» Заштрихуй все мячи слона. Рисуем разноцветный букет цветов с помощью ватных дисков

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

52

Звук «Й» Повторение. Заштрихуй ромбы. Рисуем «одуванчики» с помощью ватных палочек

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

53

Звук «Ч». Обведи флажки. Рисуем «Гортензии» с помощью пупырки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

54

Звук «Ч». Повторение Обведи грибы. Рисуем «Весенние деревья» в технике кляксография

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

55

Звук «Ц». Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Разноцветных осьминожек» с помощью ладошки

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

56

Звук «Щ». Помоги белочке добраться до ореха. Рисуем «Цветы» с помощью вилки.

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

57

Что такое гласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Помидоры» с помощью ватных дисков

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

58

Повторение всех гласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Маки» с помощью ватных дисков

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

59

Что такое согласные звуки? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Ежика» с помощью вилок

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

60

Повторение согласных звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «весенний лес» в технике монотопия

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

Дети складывают лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение

61

Какие бывают согласные звуки?

Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

62

Повторение речевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» в технике гратаж

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

63

Повторение неречевых звуков. Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «звездное небо» с помощью набрызга и ватных дисков

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

64

Каким цветом отмечаем гласные звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Салют» с помощью втулок

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

65

Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисуем «Танк» с помощью набрызга

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о кисть, который держит над бумагой, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

66

Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки на письме? Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- познакомить детей с интуитивным рисованием;

- создать веселое настроение, учить детей рисовать, то что им хочется.

67

Повторение пройденного материала.

Обведи рисунок по пунктирной линии. Рисунок по замыслу в любой технике

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;

- развитие речевого дыхания, просодической стороны речи;

- познакомить детей с интуитивным рисованием;

- создать веселое настроение, учить детей рисовать, то что им хочется.

РАЗДЕЛ 4.

Планируемые результаты реализации программы

В результате обучения ребёнок будет

Знать:

  • звуки и буквы;
  • гигиенические правила письма;
  • правильное расположение;
  • тетради и ручки при письме;
  • правила штриховки;
  • цвета;
  • все техники нетрадиционного рисования, которые использовались.

Уметь:

  • отличать звуки и буквы;
  • называть буквы;
  • правильно держать карандаш;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила;
  • правильно держать кисть, ватную палочку.

В результате обучения у ребенка будет

Развита:

  • мелкая моторика руки (гимнастическое развитие, зрительно- моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • пространственные и временные представления (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
  • крупные движения и умение владеть своим телом;
  • навыки учебной деятельности;
  • активная речь словарного запаса.

Воспитана:

  • бережное отношение к своей работе;
  • обогащение словарного запаса;
  • любовь к родному языку.

РАЗДЕЛ 5.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

– текущий контроль (в течение всего учебного года; творческие работы, тесты, решение практических задач);

Критерии оценки учебных результатов программы:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
  • качество выполнения практического задания;
  • культура организации своей практической деятельности;
  • культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания.

Способы фиксации учебных результатов программы: педагогическое наблюдение.

Методы выявления результатов воспитания:

  • наблюдение;
  • беседа;

Методы выявления результатов развития:

  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы;
  • дидактические игры.

РАЗДЕЛ 6.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Умные пальчики» необходимы следующие условия:

  • Печатные пособия:

- Книжка «Уроки грамоты для малышей» к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. – (Библиотека современного детского сада);

- Рабочая тетрадь «Прописи для малышей» к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Список литературы для педагога:

Список использованной литературы:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  6. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Издат. «Ювента».
  7. Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Издательство «Ювента» 2012.
  8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1. Колесникова Е.В. «Раз- словечко, два -словечко». (Рабочая тетрадь). Издательство «Ювента» 2016 ( Допущенно ФГОС)
  2. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи». Пособие по логопедии. Издательский дом «Литера».2004.

Интернет-ресурсы

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:

Информационные условия реализации программы

Размещение Программы «Умные пальчики» на официальном сайте школы, размещение детских рисунков в холле первого этажа здания «Единство».

Кадровое обеспечение реализации программы:

Занятия для детей 3-4 лет в кружке «Умные пальчики» проводит педагог дополнительного образования Агаджанян Диана Камоевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; га...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка»

Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ори-ентирована на развитие познавательной активности, самостоятел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМНЫЙ РЕБЕНОК»

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:1. Создать условия ...