Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Шашова Мария Антоновна

Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ори-ентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, лю-бознательности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Комплекс основных характеристик Программы

1.1. Пояснительная записка  

3

1.2. Цель и задачи Программы

6

1.3. Содержание Программы

7

  1. Планируемые результаты освоения Программы

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

10

2.2. Условия реализации Программы

15

2.3. Формы аттестации

17

2.4. Оценочные материалы

17

2.5. Методические материалы

18

Список литературы      

21


1. Комплекс основных характеристик Программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка» (далее Программа) осуществляется по запросам родителей воспитанников (их законных представителей) МАДОУ «Детский сад №250» и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273–ФЗ;

2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;

5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;

6. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

9. Приказ Главного управления образования и молодёжной политик Алтайского края от 19.03.2015 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ»;

10.Приказ комитета по образованию города Барнаула от 29.08.2016 №1549-осн «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию платных образовательных услуг муниципальными образовательными организациями города Барнаула».

Направленность программы -  социально-педагогическая.  Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности

Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, игры-головоломки "Пифагор", «Танграм». На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфических детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.).

Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка. 

Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Актуальность

Дошкольное детство – это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Развитие логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? В каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, ключевые компетентности, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для дальнейшего развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому. Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Отличительные особенности данной Программы в создании условий для формирования у детей способности к саморазвитию.  В Программе использован и структурирован личный опыт педагога за несколько лет работы.

Особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

 Анализ – это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мысленного соединения в единые целые части предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

 Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

 Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.

Адресат программы: дети 6-7 лет

Возрастные особенности детей 6-7 лет:

В 6-7 лет ребенок может сосредотачивать и поддерживать внимание на своем занятии около 25-30 минут.

Развивается произвольная память, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить что-либо.

К 7 годам наглядно-образное мышление (умение мыслить и решать задачи с опорой на картинки или образы) уступает место словесно-логическому (абстрактному, когда ребенок использует слова вместо картинок, начинает понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемный ситуаций.

Активизируется функция воображения. Ребенок может не только представить что-то по описанию, но и создавать принципиально новые образы. Этот период - подходящий для развития фантазии.

Объём и срок освоения Программы:

Учебный план рассчитан на 8 месяцев (01.10.19 – 31.05.20), 32 учебных часа.

Форма обучения: очная

Режим занятий: занятия проводятся с 1 октября 2019 года по 31 мая 2020 года 1 раз в неделю (среда), во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Общее количество занятий в учебный год – 32.  

Занятия проводятся в помещении группы.

Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастная группа детей 6-7 лет.

  1. Цели и задачи Программы:

Цель:

Развивать логическое мышление и математические способности, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, чувство личной ответственности.
  2. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность).
  3. Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка.
  4. Воспитывать у детей самостоятельность инициативу, чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое мышление, внимание в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
  2. Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.
  3. Обучить детей составлять геометрические фигуры из палочек и преобразовывать их.
  4. Развивать мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  5. Обеспечить умения детей различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

Обучающие задачи:

  1. Обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям, используя палочки Кюизинера.
  2. Учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению.
  3. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами, развивать быстроту мышления.
  4. Расширять умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

  1. Содержание Программы:

Программа предполагает решение проблем дополнительного образования социально-педагогической направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания. Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которая развивается на занятии):

1. Анализ-синтез. Цель – развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары; дополнение картинки; поиск противоположностей; работа с паззлами различной сложности; выкладывание картинок и геометрических фигур из палочек Кюизинера, на математическом планшете.

2. Сравнение. Цель – развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

3. Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные предметы», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

4. Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

5. Систематизация. Цель – развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

6. Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

7. Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. (расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной) т.п.

Учебный план:

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Анализ-синтез

Цель – развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

4

1

3

выполненные задания

2

Сравнение

Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей.

5

1

4

выполненные задания

3

Ограничение

Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

4

1

3

выполненные задания

4

Обобщение

Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

5

1

4

выполненные задания

5

Классификация

Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

5

1

4

выполненные задания

6

Систематизация

 Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; развивать познавательные способности детей.

4

1

3

выполненные задания

7

Умозаключения

Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

5

1

4

выполненные задания

  1. Планируемые результаты:        

Будут знать:

  • особенности логических и математических задач, решать их;
  • понятия: шаблон, форма, размер, сочетание цветов, технологическая последовательность и т.д.

Будут уметь:

  • решать задачи, используя нестандартные методы;
  • использовать логические приемы, при решении задач;
  • использовать сенсорные эталоны;
  • использовать сравнения, сопоставления предметов (по цвету, длине, ширине, высоте);
  • образовывать числа в пределах 10 на основе измерения и цвета;
  • использовать отношения по длине, высоте, массе, объёму;
  • моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине; 
  • использовать умения как правильно передавать – форму, цвет, величину, деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте и расположение друг к другу;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • применять нестандартные методы при решении задач;
  • анализировать предметы, используя основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, отрицание, классификацию, систематизацию, обобщение, умозаключение;
  • чётко, ясно, последовательно излагать свои мысли, логически рассуждать;
  • самостоятельно выполнять несложные задания, планировать, оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления, вступать в сотрудничество;  
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно;
  • проявлять инициативу в поиске недостающей информации с помощью умных вопросов, предложений партнеру плана совместного действия, в организации совместного действия;
  • применять математические знания в повседневных ситуациях;
  • оценивать свою деятельность, высказывать свое мнение;
  • выслушивать и принимать во внимание мнения и взгляды других.

Будут развиты: 

  • логическое мышление, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
  • такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание;
  • владение устной речью: может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
  • стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
  • способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • интерес к процессу познания математики;
  • стремление к достижению поставленной цели;        

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график:

Количество учебных недель: 32

Количество учебных дней: 32

Даты начала и окончания учебного года: с 01.10.2019 по 31.05.2020 г.

Наименование услуги

Возрастная группа

Кол-

во занятий в неделю

Продолжи тельность занятия в день

Количество         занятий в месяц

Кол-во заня-тий в год

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Умничка»

6-7 лет

1

30 мин

5

4

4

3

4

4

5

3

32

№ п/п

Дата

Форма занятия

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

02.10.19

групповая

1 час

Упражнение «Колечко»

Игра «Быстро сообрази»

Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу»

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные

задания

2

09.10.19

групповая

1 час

Игровое упражнение «Дом мебель для матрешки»

Игра «Антонимы»

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

3

16.10.19

групповая

1 час

Упражнения «Колечко»,

игра-конструирование «Собачка»

Игра «Палочки»

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

4

23.10.19

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», Игра-конструирование «Кошечка, «Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

5

30.10.19

групповая

1 час

Упражнения «Рубим капусту».

Рисуем цветными палочками (полосками)

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

6

06.11.19

групповая

1 час

Упражнения «Рисующий слон» «Рубим капусту»,

Игровое упражнение «Коврик для Котенка».

Логические задачи

группа

выполненные задания

7

13.11.19

групповая

1 час

Упражнения «Колечко» «Рубим капусту», «Не урони».

Игровое упражнение «Коврик для собачки»

Логические задачи

Задание на сравнение

группа

выполненные задания

8

20.11.19

групповая

1 час

Упражнения «Барабан», «Не урони».

Игра-конструирование «Разноцветные заборы»

Логические задачи

группа

выполненные задания

9

27.11.19

групповая

1 час

Упражнения «Барабан», «Не урони».

Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая»,

Логические задачи

Задание на сравнение

группа

выполненные задания

10

04.12.19

групповая

1 час

Упражнения «Барабан», «Не урони».

Игра-конструирование «Мосты через реку»

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

11

11.12.19

групповая

1 час

Упражнения «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке»

Загадка

Логические задачи

группа

выполненные задания

12

18.12.19

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Не урони».

Игра «Цвет и число»

Загадка

«Сколько гвоздиков внутри»

Логические задачи

группа

выполненные задания

13

25.12.19

групповая

1 час

Игровое упражнение «Моделируем квадрат»

Задания: логическая конструкция «то, что не является чем-то»

группа

выполненные задания

14

15.01.20

групповая

1 час

Упражнения «Барабан», «Не урони».

Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

Загадка

Задание на классификацию

Логические задачи

группа

выполненные задания

15

22.01.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

Игровое упражнение «О чем говорят цифры»

Задание на классификацию

группа

выполненные задания

16

29.01.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Игровое упражнение «Покажи, как растут числа».

Логические задачи

Задание на классификацию

группа

выполненные задания

17

05.02.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко»,

Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли с числами»

Логические задачи

Задание на классификацию

группа

выполненные задания

18

12.02.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Не урони».

Игровое упражнение «Сломанная лесенка»

Логические задачи

Задание на классификацию

группа

выполненные задания

19

19.02.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко»,

Игровое упражнение «Чет-нечет» (четные и нечетные числа).

Логические задачи

Задание на классификацию

группа

выполненные задания

20

26.02.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Барабан», «Не урони».

Игровое упражнение «Измеряем разными мерками»

Логические задачи

Задание на закономерности

группа

выполненные задания

21

04.03.20

групповая

1 час

Упражнения «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон»

Игровое упражнение «Палочками можно вычитать»

Логические задачи

Задание на закономерности

Задания на внимание

группа

выполненные задания

22

11.03.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Игровое упражнение «Палочки можно делить»

Логические задачи

Задание на закономерности

Задания на внимание

группа

выполненные задания

23

18.03.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Не урони».

Игровое упражнение «Палочки можно умножать»

Логические задачи

Задание на закономерности

Задания на внимание

группа

выполненные задания

24

25.03.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

Задание на закономерности

Задания на внимание

Логические задачи на цветовую последовательность

группа

выполненные задания

25

01.04.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Барабан», «Не урони».

Задание на закономерности

Задания на внимание

Логические задачи «Детская железная дорога»

группа

выполненные задания

26

08.04.20

групповая

1 час

Упражнения «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».

Играем вместе «Числовой коврик»

Задание на умозаключения

Задания на внимание

группа

выполненные задания

27

15.04.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Играем вместе «Чудесный мешочек»

Задание на умозаключения

Задания на внимание

группа

выполненные задания

28

22.04.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Играем вместе «Сделай по-другому»

Задание на умозаключения

Задания на внимание

группа

выполненные задания

29

29.04.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Игра «Антонимы»

Загадка

Играем вместе «Домино»

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

30

06.05.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

Игра «Палочки»

Играем вместе «Засеем поле»

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

31

13.05.20

групповая

1 час

Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».

Игра «Палочки»

Играем вместе «Морской бой»

Загадка

Задание на сравнение

Логические задачи

группа

выполненные задания

32

20.05.20

групповая

1 час

Квест-игра «Путешествие в страну знаний» (итоговое контрольное занятие)

группа

выполненные задания

2.2. Условия реализации программы:

Занятия проводятся в дошкольном образовательном помещении, в специально отведенном месте (в группе).

№ п/п

Тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Математика и логика

Традиционные, комплексные, итоговые, практические

Словесный – беседы, анализ; наглядный – показ, работа по образцу; практический – тренинг, упражнения

Занимательный материал: ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты, картинки на сравнение, схемы моделей, укрепленное изображение наборно-цифрового полотна, раздаточный материал, образцы силуэтов к играм, головоломкам из бумаги «Танграм», «Волшебный квадрат», математический планшет, монгольская игра, палочки Кюизинера, расписные картинки

Опрос, открытые занятия, контрольное занятие, самоанализ

2

Итоговые занятия

Комплексные занятия, игровые занятия, открытые, путешествие, интегрированные

Практический, фронтальный, коллективный

Раздаточный материал, дидактический, спортивный инвентарь

контрольное занятие

Материально-техническое обеспечение: столы, стулья, ученическая доска, мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук, телевизор.

Средства обучения: ручки, набор цветных карандашей, простые карандаши, наборы палочек Кюизинера, волшебный мешочек, геоконт (математический планшет) на подгруппу детей (работа в парах), карточки для решения простых арифметических задач на сложение и вычитание, наборы цифр (от 0 до 20) по количеству детей, карточки с цифрами от 0 до 10, набор картинок: для ориентировки  в пространстве, геометрические фигуры плоскостные и объемные разного цвета и разной величины, счетные палочки по количеству детей, знаки «больше», «меньше», «равно», линейки, игры: «Динозаврик», «Волшебные очки», «Разрезные картинки», «Противоположности», «Больше меньше»,  Змейка, «Танграм», «Пифагор».

 

Кадровое обеспечение:

           Воспитатель Шашова Мария Антоновна – высшая квалификационная категория по должности «воспитатель»

Образование согласно диплому:

Наименование

образовательного

учреждения

профессионального

образования

Дата

окончания

учебного

заведения

Специальность

по диплому

Квалификация

по диплому

1

Барнаульское педагогическое училище №1

1984

Воспитание в дошкольных учреждениях

Воспитатель в дошкольных учреждениях

Стаж педагогической работы:

Педагогический

(по специальности)

В данной должности

В данном учреждении

35 лет

33 года

7 лет

 

Сведения о повышении квалификации:

Кол-во часов

Сроки обучения

Наименование

образовательного

учреждения

дополнительного профессионального

образования

Наименование курсов

1

36 часов

февраль 2018

АНОО ДПО «Дом учителя»

«Психолого-педагогическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учетом реализации ФГОС ДО»

2.3. Формы аттестации:

  • Наличие выполненных заданий, открытые занятия;
  • Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, творческие работы;
  • Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ, контрольное занятие, выпуск мини-газеты, размещение материала на официальном сайте детского сада.

2.4. Оценочные материалы:

Критерии диагностики логического мышления детей дошкольного возраста:

- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.

- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

- Умение детей работать в парах, микрогруппах.

- Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

- Логическое мышление, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.

Оценка уровня развития логического мышления дошкольников:

Высокий уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: 

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень:

Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.

Оценка уровня развития логического мышления детей

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение сравнивать

Умение классифицировать

Умение обобщать

Ориентировка в пространстве

Память

Умение самостоятельно рассуждать

Умение работать в микрогруппе

Для диагностики использованы развивающие задания игр:

  • «Отгадай-ка»
  • «Четвертый лишний», Нелепицы», «времена года»
  • Игра на классификацию «Назови одним словом» и т.д.

2.5. Методические материалы:

Особенности организации образовательного процесса – очное.

Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, самостоятельная деятельность детей, игровая деятельность, рассматривание, игровые упражнения, дидактические игры, игровые упражнения занимательного характера и т.д.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, ИКТ технология.

Алгоритм учебного занятия:

  • интеллектуальная разминка
  • основное содержание занятия (упражнение на развитие логического мышления)
  • пальчиковая гимнастика
  • упражнение (на развитие логического мышления)
  • динамическая пауза
  • игры (словесные игры, загадки, скажи наоборот и т.д.)

Задание «Найди отличия» (умение сравнивать)

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (7отличий). ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Задание «Невербальная классификация» (умение классифицировать)

Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.

(Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий)

Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.

Задание «Что здесь лишнее?» (умение обобщать)

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

Задание «Целостный образ предмета» (ориентировка в пространстве)

 Цель: выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов). 

Задание 1. Собери картинку (разрезанную на две части по горизонтальной линии – матрешка). 

Задание 2. Собери картинку (разрезанную на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям – мишка). 

Задание 3. Собери картинку (разрезанную на три части по вертикальным линиям – леопард).

Задание «Раздели на группы»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

Задание «Запомни фигуры» (память)

Цель: Определить особенности зрительной памяти.

Условия: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Ребенку показывают и повторяют геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 - 8 секунд стираем с доски все геометрические фигуры и просим ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.

Задание «Нелепицы» (умение самостоятельно рассуждать)

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и, как должно быть.

Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

 Ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и, как на самом деле должно быть.

Задание «Времена года»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Список литературы:

  1. Новикова В.П., «Тихонова Л.И., «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» «Мозаика-Синтез», 2012 г.
  2. Бортникова Е.Б., «Развиваем внимание и логическое мышление» М: Москва «Просвящение», 2017 г.
  3. Матюгин И.Ю. «Развитие образной памяти у детей». – Волгоград Учитель, 2004г.
  4. Панова Е.Н., «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж, 2007 г.
  5. Бондаренко Т.М. «Развивающие игры» Воронеж, 2013 г.
  6. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизинера» - Москва издательство Гном, 2012г
  7. Беденко М.В. «Развивающие задания Логика» – Москва издательство Вако, 2017г.

   

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»

Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»  (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»

Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»  (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМНЫЙ РЕБЕНОК»

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»

Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не...

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:1. Создать условия ...