Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ори-ентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, лю-бознательности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_umnichka.docx | 64.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Комплекс основных характеристик Программы | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи Программы | 6 |
1.3. Содержание Программы | 7 |
| 9 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1. Календарный учебный график | 10 |
2.2. Условия реализации Программы | 15 |
2.3. Формы аттестации | 17 |
2.4. Оценочные материалы | 17 |
2.5. Методические материалы | 18 |
Список литературы | 21 |
1. Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка» (далее Программа) осуществляется по запросам родителей воспитанников (их законных представителей) МАДОУ «Детский сад №250» и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273–ФЗ;
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;
5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
6. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
9. Приказ Главного управления образования и молодёжной политик Алтайского края от 19.03.2015 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ»;
10.Приказ комитета по образованию города Барнаула от 29.08.2016 №1549-осн «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию платных образовательных услуг муниципальными образовательными организациями города Барнаула».
Направленность программы - социально-педагогическая. Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности
Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, игры-головоломки "Пифагор", «Танграм». На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфических детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.).
Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.
Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Актуальность
Дошкольное детство – это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Развитие логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? В каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, ключевые компетентности, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для дальнейшего развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому. Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Отличительные особенности данной Программы в создании условий для формирования у детей способности к саморазвитию. В Программе использован и структурирован личный опыт педагога за несколько лет работы.
Особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ – это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез – это процесс мысленного соединения в единые целые части предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.
Адресат программы: дети 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
В 6-7 лет ребенок может сосредотачивать и поддерживать внимание на своем занятии около 25-30 минут.
Развивается произвольная память, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить что-либо.
К 7 годам наглядно-образное мышление (умение мыслить и решать задачи с опорой на картинки или образы) уступает место словесно-логическому (абстрактному, когда ребенок использует слова вместо картинок, начинает понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемный ситуаций.
Активизируется функция воображения. Ребенок может не только представить что-то по описанию, но и создавать принципиально новые образы. Этот период - подходящий для развития фантазии.
Объём и срок освоения Программы:
Учебный план рассчитан на 8 месяцев (01.10.19 – 31.05.20), 32 учебных часа.
Форма обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся с 1 октября 2019 года по 31 мая 2020 года 1 раз в неделю (среда), во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Общее количество занятий в учебный год – 32.
Занятия проводятся в помещении группы.
Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастная группа детей 6-7 лет.
Цели и задачи Программы:
Цель:
Развивать логическое мышление и математические способности, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, чувство личной ответственности.
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность).
- Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка.
- Воспитывать у детей самостоятельность инициативу, чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
- Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.
- Обучить детей составлять геометрические фигуры из палочек и преобразовывать их.
- Развивать мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Обеспечить умения детей различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
Обучающие задачи:
- Обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям, используя палочки Кюизинера.
- Учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами, развивать быстроту мышления.
- Расширять умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Содержание Программы:
Программа предполагает решение проблем дополнительного образования социально-педагогической направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания. Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которая развивается на занятии):
1. Анализ-синтез. Цель – развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары; дополнение картинки; поиск противоположностей; работа с паззлами различной сложности; выкладывание картинок и геометрических фигур из палочек Кюизинера, на математическом планшете.
2. Сравнение. Цель – развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные предметы», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация. Цель – развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. (расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной) т.п.
Учебный план:
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Анализ-синтез Цель – развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. | 4 | 1 | 3 | выполненные задания |
2 | Сравнение Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. | 5 | 1 | 4 | выполненные задания |
3 | Ограничение Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. | 4 | 1 | 3 | выполненные задания |
4 | Обобщение Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. | 5 | 1 | 4 | выполненные задания |
5 | Классификация Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. | 5 | 1 | 4 | выполненные задания |
6 | Систематизация Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; развивать познавательные способности детей. | 4 | 1 | 3 | выполненные задания |
7 | Умозаключения Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. | 5 | 1 | 4 | выполненные задания |
Планируемые результаты:
Будут знать:
- особенности логических и математических задач, решать их;
- понятия: шаблон, форма, размер, сочетание цветов, технологическая последовательность и т.д.
Будут уметь:
- решать задачи, используя нестандартные методы;
- использовать логические приемы, при решении задач;
- использовать сенсорные эталоны;
- использовать сравнения, сопоставления предметов (по цвету, длине, ширине, высоте);
- образовывать числа в пределах 10 на основе измерения и цвета;
- использовать отношения по длине, высоте, массе, объёму;
- моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- использовать умения как правильно передавать – форму, цвет, величину, деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте и расположение друг к другу;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- применять нестандартные методы при решении задач;
- анализировать предметы, используя основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, отрицание, классификацию, систематизацию, обобщение, умозаключение;
- чётко, ясно, последовательно излагать свои мысли, логически рассуждать;
- самостоятельно выполнять несложные задания, планировать, оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления, вступать в сотрудничество;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно;
- проявлять инициативу в поиске недостающей информации с помощью умных вопросов, предложений партнеру плана совместного действия, в организации совместного действия;
- применять математические знания в повседневных ситуациях;
- оценивать свою деятельность, высказывать свое мнение;
- выслушивать и принимать во внимание мнения и взгляды других.
Будут развиты:
- логическое мышление, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
- такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание;
- владение устной речью: может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
- стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- интерес к процессу познания математики;
- стремление к достижению поставленной цели;
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график:
Количество учебных недель: 32
Количество учебных дней: 32
Даты начала и окончания учебного года: с 01.10.2019 по 31.05.2020 г.
Наименование услуги | Возрастная группа | Кол- во занятий в неделю | Продолжи тельность занятия в день | Количество занятий в месяц | Кол-во заня-тий в год | |||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||
«Умничка» | 6-7 лет | 1 | 30 мин | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 32 |
№ п/п | Дата | Форма занятия | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля | ||
1 | 02.10.19 | групповая | 1 час | Упражнение «Колечко» Игра «Быстро сообрази» Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу» Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
2 | 09.10.19 | групповая | 1 час | Игровое упражнение «Дом мебель для матрешки» Игра «Антонимы» Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
3 | 16.10.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», игра-конструирование «Собачка» Игра «Палочки» Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
4 | 23.10.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», Игра-конструирование «Кошечка, «Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
5 | 30.10.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Рубим капусту». Рисуем цветными палочками (полосками) Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
6 | 06.11.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Рисующий слон» «Рубим капусту», Игровое упражнение «Коврик для Котенка». Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
7 | 13.11.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко» «Рубим капусту», «Не урони». Игровое упражнение «Коврик для собачки» Логические задачи Задание на сравнение | группа | выполненные задания | ||
8 | 20.11.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Барабан», «Не урони». Игра-конструирование «Разноцветные заборы» Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
9 | 27.11.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Барабан», «Не урони». Игра-конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая», Логические задачи Задание на сравнение | группа | выполненные задания | ||
10 | 04.12.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Барабан», «Не урони». Игра-конструирование «Мосты через реку» Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
11 | 11.12.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Игровое упражнение «Конструирование плотов на реке» Загадка Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
12 | 18.12.19 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Не урони». Игра «Цвет и число» Загадка «Сколько гвоздиков внутри» Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
13 | 25.12.19 | групповая | 1 час | Игровое упражнение «Моделируем квадрат» Задания: логическая конструкция «то, что не является чем-то» | группа | выполненные задания | ||
14 | 15.01.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Барабан», «Не урони». Игровое упражнение «Как разговаривают числа» Загадка Задание на классификацию Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
15 | 22.01.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». Игровое упражнение «О чем говорят цифры» Задание на классификацию | группа | выполненные задания | ||
16 | 29.01.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» Игровое упражнение «Покажи, как растут числа». Логические задачи Задание на классификацию | группа | выполненные задания | ||
17 | 05.02.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли с числами» Логические задачи Задание на классификацию | группа | выполненные задания | ||
18 | 12.02.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Не урони». Игровое упражнение «Сломанная лесенка» Логические задачи Задание на классификацию | группа | выполненные задания | ||
19 | 19.02.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», Игровое упражнение «Чет-нечет» (четные и нечетные числа). Логические задачи Задание на классификацию | группа | выполненные задания | ||
20 | 26.02.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Барабан», «Не урони». Игровое упражнение «Измеряем разными мерками» Логические задачи Задание на закономерности | группа | выполненные задания | ||
21 | 04.03.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» Игровое упражнение «Палочками можно вычитать» Логические задачи Задание на закономерности Задания на внимание | группа | выполненные задания | ||
22 | 11.03.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» Игровое упражнение «Палочки можно делить» Логические задачи Задание на закономерности Задания на внимание | группа | выполненные задания | ||
23 | 18.03.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Не урони». Игровое упражнение «Палочки можно умножать» Логические задачи Задание на закономерности Задания на внимание | группа | выполненные задания | ||
24 | 25.03.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». Задание на закономерности Задания на внимание Логические задачи на цветовую последовательность | группа | выполненные задания | ||
25 | 01.04.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Барабан», «Не урони». Задание на закономерности Задания на внимание Логические задачи «Детская железная дорога» | группа | выполненные задания | ||
26 | 08.04.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». Играем вместе «Числовой коврик» Задание на умозаключения Задания на внимание | группа | выполненные задания | ||
27 | 15.04.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» Играем вместе «Чудесный мешочек» Задание на умозаключения Задания на внимание | группа | выполненные задания | ||
28 | 22.04.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» Играем вместе «Сделай по-другому» Задание на умозаключения Задания на внимание | группа | выполненные задания | ||
29 | 29.04.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» Игра «Антонимы» Загадка Играем вместе «Домино» Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
30 | 06.05.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». Игра «Палочки» Играем вместе «Засеем поле» Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
31 | 13.05.20 | групповая | 1 час | Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». Игра «Палочки» Играем вместе «Морской бой» Загадка Задание на сравнение Логические задачи | группа | выполненные задания | ||
32 | 20.05.20 | групповая | 1 час | Квест-игра «Путешествие в страну знаний» (итоговое контрольное занятие) | группа | выполненные задания |
2.2. Условия реализации программы:
Занятия проводятся в дошкольном образовательном помещении, в специально отведенном месте (в группе).
№ п/п | Тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Математика и логика | Традиционные, комплексные, итоговые, практические | Словесный – беседы, анализ; наглядный – показ, работа по образцу; практический – тренинг, упражнения | Занимательный материал: ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты, картинки на сравнение, схемы моделей, укрепленное изображение наборно-цифрового полотна, раздаточный материал, образцы силуэтов к играм, головоломкам из бумаги «Танграм», «Волшебный квадрат», математический планшет, монгольская игра, палочки Кюизинера, расписные картинки | Опрос, открытые занятия, контрольное занятие, самоанализ |
2 | Итоговые занятия | Комплексные занятия, игровые занятия, открытые, путешествие, интегрированные | Практический, фронтальный, коллективный | Раздаточный материал, дидактический, спортивный инвентарь | контрольное занятие |
Материально-техническое обеспечение: столы, стулья, ученическая доска, мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук, телевизор.
Средства обучения: ручки, набор цветных карандашей, простые карандаши, наборы палочек Кюизинера, волшебный мешочек, геоконт (математический планшет) на подгруппу детей (работа в парах), карточки для решения простых арифметических задач на сложение и вычитание, наборы цифр (от 0 до 20) по количеству детей, карточки с цифрами от 0 до 10, набор картинок: для ориентировки в пространстве, геометрические фигуры плоскостные и объемные разного цвета и разной величины, счетные палочки по количеству детей, знаки «больше», «меньше», «равно», линейки, игры: «Динозаврик», «Волшебные очки», «Разрезные картинки», «Противоположности», «Больше меньше», Змейка, «Танграм», «Пифагор».
Кадровое обеспечение:
Воспитатель Шашова Мария Антоновна – высшая квалификационная категория по должности «воспитатель»
Образование согласно диплому:
№ | Наименование образовательного учреждения профессионального образования | Дата окончания учебного заведения | Специальность по диплому | Квалификация по диплому |
1 | Барнаульское педагогическое училище №1 | 1984 | Воспитание в дошкольных учреждениях | Воспитатель в дошкольных учреждениях |
Стаж педагогической работы:
Педагогический (по специальности) | В данной должности | В данном учреждении |
35 лет | 33 года | 7 лет |
Сведения о повышении квалификации:
№ | Кол-во часов | Сроки обучения | Наименование образовательного учреждения дополнительного профессионального образования | Наименование курсов |
1 | 36 часов | февраль 2018 | АНОО ДПО «Дом учителя» | «Психолого-педагогическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учетом реализации ФГОС ДО» |
2.3. Формы аттестации:
- Наличие выполненных заданий, открытые занятия;
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, творческие работы;
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ, контрольное занятие, выпуск мини-газеты, размещение материала на официальном сайте детского сада.
2.4. Оценочные материалы:
Критерии диагностики логического мышления детей дошкольного возраста:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах.
- Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
- Логическое мышление, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Оценка уровня развития логического мышления дошкольников:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень:
Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.
Оценка уровня развития логического мышления детей
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Умение сравнивать | |||
Умение классифицировать | |||
Умение обобщать | |||
Ориентировка в пространстве | |||
Память | |||
Умение самостоятельно рассуждать | |||
Умение работать в микрогруппе |
Для диагностики использованы развивающие задания игр:
- «Отгадай-ка»
- «Четвертый лишний», Нелепицы», «времена года»
- Игра на классификацию «Назови одним словом» и т.д.
2.5. Методические материалы:
Особенности организации образовательного процесса – очное.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, самостоятельная деятельность детей, игровая деятельность, рассматривание, игровые упражнения, дидактические игры, игровые упражнения занимательного характера и т.д.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, ИКТ технология.
Алгоритм учебного занятия:
- интеллектуальная разминка
- основное содержание занятия (упражнение на развитие логического мышления)
- пальчиковая гимнастика
- упражнение (на развитие логического мышления)
- динамическая пауза
- игры (словесные игры, загадки, скажи наоборот и т.д.)
Задание «Найди отличия» (умение сравнивать)
Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.
Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (7отличий). ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Задание «Невербальная классификация» (умение классифицировать)
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
(Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий)
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.
Задание «Что здесь лишнее?» (умение обобщать)
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.
Предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
Задание «Целостный образ предмета» (ориентировка в пространстве)
Цель: выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов).
Задание 1. Собери картинку (разрезанную на две части по горизонтальной линии – матрешка).
Задание 2. Собери картинку (разрезанную на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям – мишка).
Задание 3. Собери картинку (разрезанную на три части по вертикальным линиям – леопард).
Задание «Раздели на группы»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
Задание «Запомни фигуры» (память)
Цель: Определить особенности зрительной памяти.
Условия: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.
Ребенку показывают и повторяют геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 - 8 секунд стираем с доски все геометрические фигуры и просим ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.
Задание «Нелепицы» (умение самостоятельно рассуждать)
Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и, как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и, как на самом деле должно быть.
Задание «Времена года»
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.
Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Список литературы:
- Новикова В.П., «Тихонова Л.И., «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» «Мозаика-Синтез», 2012 г.
- Бортникова Е.Б., «Развиваем внимание и логическое мышление» М: Москва «Просвящение», 2017 г.
- Матюгин И.Ю. «Развитие образной памяти у детей». – Волгоград Учитель, 2004г.
- Панова Е.Н., «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж, 2007 г.
- Бондаренко Т.М. «Развивающие игры» Воронеж, 2013 г.
- Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизинера» - Москва издательство Гном, 2012г
- Беденко М.В. «Развивающие задания Логика» – Москва издательство Вако, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»
Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок» (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»
Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок» (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМНЫЙ РЕБЕНОК»
Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный малыш» для детей 3-5 лет
Рабочая программа кружка "Умный малыш"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»
Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не...
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:1. Создать условия ...