Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа
рабочая программа (старшая группа)
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития мелкой моторики;
2.Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей;
3. Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти);
4. Развивать слухо-зрительно-моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры;
5. Развитие речи детей.
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obshch_obshcher_programma_umnye_ruchki.docx | 85.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Буратино»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УМНЫЕ РУЧКИ»
направленность: социально-педагогическая
Уровень: стартовый
Возраст воспитанников: 5 - 6 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель: воспитатель
Хафизова Гузаль Венировна
Когалым, 2024
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план | 6 |
3 | Содержание программы | 7 |
4 | Планируемые (ожидаемые результаты) | 24 |
5 | Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы | 24 |
6 | Методические материалы | 24 |
7 | Организационно-педагогические условия реализации программы | 28 |
8 | Список литературы | 30 |
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Учёными (В. М. Бехтерев, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) доказано, что с анатомической точки зрения приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, отчего произношение ребенка становится более четкими правильным.
По мнению Л. Л. Фоминой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Иначе говоря: если у ребенка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке – это наверняка проблемы с моторикой.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать именно с самого раннего возраста.
Актуальность. Недостаточное развитие мелкой моторики, развития речи, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому важным является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Актуальность данного вопроса подтверждается наличием противоречия между необходимостью организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов и отсутствием научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе.
Направленность программы
Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук. Программа адресована педагогам ДОУ и родителям, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики своих детей.
Новизна программы
Обучение детей проводится с четырехлетнего возраста; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики; разработан мониторинг определения уровня развития мелкой моторики; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Отличительные особенности данной программы
Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта. Реализация программы проходит через игровую и продуктивную практическую деятельность детей. В педагогическом процессе широко используются ИКТ. Включение в совместную работу родителей. Использование наглядного материала.
Педагогическая целесообразность программы.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. при ее реализации созданные условия, используемые формы, приемы и методы являются важными компонентами, которые способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста программа разработана с учетом основных принципов:
#1055;ринцип учёта возрастных особенностей детей
#1055;ринцип связи теории с практикой;
3. Принцип доступности;
4. Принцип наглядности;
#1055;ринцип систематичности и последовательности;
6. Принцип научности;
#1055;ринцип оздоровительной направленности;
#1055;ринцип единства диагностики и коррекции;
9. Принцип актуальности.
Цель и задачи рабочей программы
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития мелкой моторики;
#1057;пособствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей;
3. Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти);
4. Развивать слухо-зрительно-моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры;
5. Развитие речи детей.
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своему и чужому труду.
Сведения о программе
Адресат Программы | средний дошкольный (5 – 6 лет) |
Уровень Программы | стартовый |
Объем и срок реализации Программы |
|
Формы обучения | очная, очно-заочная (в случае необходимости) |
Формы реализации | стандартная, возможно применение дистанционных образовательных технологий |
Формы организации детей | групповые, количество детей - 12 человек |
Режим занятий | периодичность - 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 25 мин |
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год – 34 часа и предполагает несколько этапов реализации:
Диагностико -прогностический этап (1 неделя сентября 2024 г.): анализ имеющегося программно-методического обеспечения; анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ; подбор диагностического инструментария.
Организационный этап (2 – 4 неделя сентября 2024 г): проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук; определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей старшего дошкольного возраста; составление перспективного плана работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление наглядного, дидактического материала; разработка конспектов занятий, бесед, консультаций.
Практический этап (октябрь – апрель 2024 – 2025 г.): проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики.
Итоговый этап (май 2025 г.): анализ реализации программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся с сентября по май месяц с детьми старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 36 часов и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут (Сан ПиН ). Работа ведётся в 2 направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля (аттестации) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Сентябрь | |||||
Диагностика | 1 | 1 | |||
1 | 1 | ||||
«Осень золотая под зонтом гуляет» | 1 | 1 | |||
«Осень золотая под зонтом гуляет» | 1 | 1 | |||
Октябрь | |||||
«Овощи» | 1 | 1 | |||
«Фрукты» | 1 | 1 | |||
«Грибы и ягоды» | 1 | 1 | |||
«Птицы осенью» | 1 | 1 | |||
Ноябрь | |||||
«Труд людей осенью» | 1 | 1 | |||
«Орудие труда» | 1 | 1 | |||
«Одежда и обувь» | 1 | 1 | |||
«Мебель. Посуда» | 1 | 1 | |||
«Любимые игрушки» | 1 | 1 | |||
Декабрь | |||||
«Город» | 1 | 1 | |||
«Транспорт» | 1 | 1 | |||
«Дикие животные зимой» | 1 | 1 | |||
«Новый год» | 1 | 1 | |||
Январь | |||||
«Домашние животные зим» | 1 | 1 | |||
«Птицы зимой» | 1 | 1 | |||
«Зимний лес» | 1 | 1 | |||
Февраль | |||||
«Семья» | 1 | 1 | |||
«Профессии» | 1 | 1 | |||
«Профессии» | 1 | 1 | |||
«Защитники Отечества» | 1 | 1 | |||
«Продукты питания» | 1 | 1 | |||
Март | |||||
«Мамин день» | 1 | 1 | |||
«Весна» | 1 | 1 | |||
«Домашние животные весной» | 1 | 1 | |||
«Дикие животные весной» | 1 | 1 | |||
Апрель | |||||
«Игрушки» | 1 | 1 | |||
Птицы встречают весну | 1 | 1 | |||
Весна. Цветы. Деревья | 1 | 1 | |||
Мы подросли и повзрослели | 1 | 1 | |||
Май | |||||
«Красивый одуванчик» | 1 | 1 | |||
«Вот и лето наступило» | 1 | 1 | |||
Диагностика | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
I. Развитие движений рук и ручной умелости | Манипуляция с крупными деталями
Манипуляция с мелкими деталями
Лепка из пластилина
Вращательные движения мелких предметов пальцами
|
II. Пальчиковая гимнастика |
|
III. Пальчиковый игротренинг | Дидактические игры Составление фигур из пальцев
Составление фигур из палочек с усложнением
|
IV. Лечебная физкультура | Самомассаж
Гимнастический комплекс
|
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель занятия | Формы работы | Оборудование и методическое обеспечение | ||
Сентябрь | Диагностика | |||||
Диагностика | ||||||
«Осень золотая под зонтом гуляет» | #1054;бучать приемам массажа. 2. Развитие координации движений, умение соотносить движения со словами текста. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Закрепить знание основных цветов. | 1. Самомассаж ладошек «Орех» Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. 2. Подвижная игра «Зайка». #1055;альчиковая игра «Деревья осенью» 4. «Разноцветные листья» - раскраски. | Грецкие орехи, раскраски. | |||
«Осень золотая под зонтом гуляет» | 1. Самомассаж ладошек при помощи мяча-ёжика. 2. Игра «Чудесный мешочек» #1055;альчиковая игра «Деревья осенью» | Чудесный мешочек, мяч-ёжик. | ||||
Октябрь | Овощи |
| Пальчиковая гимнастика «Овощи» (прил); самомассаж; Игра «Что внутри?» Игра «Осенние листья» Лепка из пластилина помидоров и огурцов «Дары осени» | Разнообразные коробки, непрозрачные банки, маленькие муляжи овощей и фруктов; листы бумаги; трафареты листа липы, цветные карандаши | ||
Фрукты | Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка», «Компот», «Апельсин»; самомассаж; Игра «Спрячь в ладошке», «Что здесь спряталось?» разглаживание смятых комочков из бумаги; «Волшебный мешочек» определение фруктов на ощупь; Рисование пальчиками «Разноцветные пальчики» | Смятые листочки бумаги с контуром фрукта; губки поролоновые; мешочек с муляжами фруктов; тетрадь «Развиваем моторику руки», разноцветная гуашь; | ||||
Грибы и ягоды | Пальчиковая гимнастика «Грибы», «Ягоды»; самомассаж; Игра «Найди игрушку», «День рождения»; «Одень куклу» застегивание и расстегивание пуговиц, липучки; Рисование пальчиками «В лес по ягоды»; Выкладывание гриба из камушек | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; Коробки разной величины, упаковочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые пакеты, различные игрушки или предметы; гуашь, тетрадь «Развиваем моторику руки»; кукла; камушки | ||||
Птицы осенью | Пальчиковая гимнастика «Журавли, «Кукушка», «Перелетные птицы», «Домашние птицы»; самомассаж; Игра «Курочка Ряба», «Птички»; «Это птичка» обводка трафарета; «Покорми синицу и голубя» рассортировать семечки и горошины; Изображение с помощью рук «Птичка пьет из бочки», «Птичка»; | Игрушка – курица, небольшие шары, серебряная, золотая фольга; трафарет птиц; смешанные семена гороха и семечек; | ||||
Труд людей осенью | Пальчиковая гимнастика «Капуста»; самомассаж; Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа; Игра «Волны»; Упражнение «Закрути крышку», «Полное ведерко» работа с пипеткой | Аудиозапись, простой карандаш, массажные мячи; бумажный кораблик, шнурки голубого и синего цвета; пластиковые бутылочки с крышками; пипетки, 3 ведра с водой | ||||
Ноябрь | Орудия труда | Пальчиковая гимнастика «Лопата», «Пила»; самомассаж; «Почини инструменты» собирание разрезанной картинки из 3-4 частей; «Маленькие художники» обводка трафаретов и разукрашивание; «Удобный инструмент» обматывание палочки тесьмой; «Чудесный мешочек» определение на ощупь орудий труда | Разрезанные картинки с инструментами; трафареты, палочки или инструменты с ручками, тесьма или толстые нитки; мешочек с инструментами; тетрадь «Развиваем моторику руки», гуашь, краски, цветные карандаши | |||
Одежда и обувь | Пальчиковая гимнастика «Одежда», «Рукавицы»; Пальчиковые игры с элементами самомассажа; Игра «Развяжи бантик»; «Что у кого?» разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов; «Платье в горох» подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет; «Клубочки для носков» рисование клубочков фломастерами; «Ловкие ручки» шнуровка, застегивание пуговиц; | Массажные мячи, грецкие орехи; бантики, толстые шнурки; бумажные комочки с контурными изображениями предметов; кружки одинакового размера, трафарет платья, клей; фломастеры, бумага; | ||||
Мебель. Посуда | Пальчиковая гимнастика «Помощники»; Самомассаж; Изображение с помощью рук «Стол», «Кресло»; «Это мебель» выкладывание из палочек стола и стула; «Ловкие ручки» закручивание и откручивание пробок; «Волшебные жгутики» выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру. | Счетные палочки, пластилиновые жгутики, листочки с контуром предметов мебели; пластиковые бутылочки с пробками | ||||
«Любимые игрушки» | Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», «Шарики». Игра «Что это?» Пластилинография «Мой веселый, звонкий мяч» | Пластин, картины с изображением игрушек | ||||
Декабрь | Город | Пальчиковая гимнастика «Строим дом» с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Замок»; Игра «Спрячь в ладошке»; «Это дом» выкладывание из палочек одноэтажного дома с двумя окошками; «Построим наш детский сад» построение двухэтажного дома из деревянного строительного набора; Игра «Заборчик»; | Аудиозапись; поролоновые губки; счетные палочки; деревянный конструктор; | |||
Транспорт | Пальчиковая гимнастика «Лодка», «Посмотрите луноход», «Пароход»; самомассаж; Игра «Моторчик»; «Автомобиль» обводка трафарета машины и раскраска; «Сборка грузовика» разрезная картинка из 3 – 4 частей | Трафарет автомобиля, цветные карандаши; разрезная картинка, плоские геометрические фигуры | ||||
Дикие животные зимой | Пальчиковая гимнастика «Зайцы», «Белка» с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Найди игрушку», «Ежик», с. 38 | Аудиозапись; мелкие игрушки, разные крупы, миска; | ||||
Новый год | Пальчиковая гимнастика «Новый год», «Новогодние игрушки» «Зимние забавы», «Снежки»; самомассаж; «Игра в снежки»; Рисование пальчиками «Про Новый год»; Вырезание снежинки; | Листы бумаги; тетрадь «Развиваем моторику руки», салфетки, ножницы | ||||
Январь | Домашние животные | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Разборные картинки»; «Пластилиновая мозаика», «Шаловливый котенок»; работа в тетради «Построй домики для зверят» | Аудиозапись; грецкий орех; конверты с разрезанными картинками; небольшие листы картона с нанесенным пластилином, фасоль, горох, камешки; игрушка- котенок, клубочки с нитками, тетрадь «Развиваем моторику руки», краски или гуашь | |||
Птицы зимой | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Бусы для куклы»; Игра «Птички»; «Покорми птиц» рассортировать семечки и горох; Работа в тетради «Поиграем с палочками» | Бусины разноцветные или шарики от погремушек, крупные пуговицы, толстые нитки или леска, кукла; семечки, горох; тетрадь «Развиваем моторику руки», счетные палочки | ||||
Зимний лес | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Кого встретили в лесу?» (прил); самомассаж; Игра «Мозаика»; «Заборчик», с. 25 «Такие разные деревья» обводка трафаретов деревьев; «Зимний пейзаж» трафарет дерева, намазанный клеем, посыпать манкой; | Мозаика, коробочки; счетные палочки, листы картона с изображением домиков; трафареты деревьев; манная крупа, клей; | ||||
Февраль | Семья | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Веселая семейка» (прил); самомассаж; Игра «Спрячь в ладошке»; «Моя семья»; «Пальчиковый театр»; «Догадайся, кто потерял одежду?»; разглаживание смятых комочков бумажных трафаретов одежды; «Мамины помощники» навешивание прищепок на веревку; | Поролоновые губки; бумажные комочки с контурными изображениями предметов; прищепки; фломастеры; | |||
Профессии | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Такие разные дела»; самомассаж; Игра «Найди игрушку»; «Маленький доктор» работа с пипеткой и водой; «Сортировка таблеток» раскладывание кружочков из картона по цветам и размерам; «Сарафан для мамы и для дочки» раскрашивание трафаретов сарафанов. | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; пипетки, баночки с водой; кружочки разного цвета и размера; трафареты сарафанов, краски, фломастеры; пластилин. | ||||
Профессии | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, «Весна идет»; самомассаж; Игра «Волны»; «Построим дом для зайки» построение дома из кубиков; «Бланки для рецептов» разрезание листа бумаги на несколько частей; «Лечим дочку» работа с водой и пипеткой | Конструктор Лего; расчерченный на несколько частей лист бумаги; пипетки, стаканчики с водой; кораблик, шнурки голубого и синего цвета; | ||||
«Защитники Отечества» . | 1. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем. 2. Фигурки из счетных палочек «Флажок». 3. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы». 4. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками | Бусинки, счетные палочки, краски, альбомный лист. | ||||
Продукты питания | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением; самомассаж; Игра «Развяжи бантик»; «Чудесный мешочек» определение на ощупь продуктов питания; «Переберите крупу» сортировка гороха и риса; «Заготовка овощей для борща» выгибание контура овощей из проволоки; | Бантики, толстые шнурки; мешочек, продукты питания; горох, рис; проволока, рисунки овощей; | ||||
Март | Мамин день | Пальчиковая гимнастика, «Наши мамы»; самомассаж; Игра «Найди игрушку»; Открытка «Ветка мимозы» промазывание вазы клеем и посыпание крупой; скатывание комочков из желтой бумаги; «Пластилиновый рисунок» | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; листы с контурами вазы и веткой мимозы, ножницы, клей, гречка (пшено, манка), желтая бумага, зеленая бумага; «Развиваем моторику руки», пластилин | |||
Весна | Пальчиковая гимнастика «Весна пришла»; самомассаж; Игра «Мозаика»; «Пластилиновые узоры»; | Мозаика, листы картона, намазанные пластилином, бруски пластилина; прищепки; | ||||
Домашние животные весной | Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы», «Повстречались»; самомассаж; Раскрашивание «Украшаем двор котенка»; «Найди пару» разглаживание бумажных комочков и поиск детенышей и взрослых животных; Теневой театр «Коза», «Гусь», «Собака» | краски, гуашь; бумажные комочки с рисунками домашних животных и их детенышей; | ||||
Дикие животные весной | Пальчиковая гимнастика «По полянке мишка шел»; самомассаж; Теневой театр «Паучок», «Зайчик», «Птица»; Игра «Черепашка»; «Ежик»; «Домик», «Заборчик»; Пальчиковый театр «Колобок» | Счетные палочки, листы картона с нарисованными зайцем и лисой; | ||||
Апрель | Игрушки | Пальчиковая гимнастика «Игрушки»; самомассаж; Игра «Мячик»; «Найди игрушку»; «Маленький конструктор» выкладывание по контуру игрушки из цветных палочек; | Разные виды круп, песок, мелкие игрушки, предметы, миска; цветные счетные палочки; | |||
Птицы встречают весну | Пальчиковая гимнастика; самомассаж; Работа в тетрадях «Поиграем горошком»; «Подкормим птиц» сортировка гороха и семечек; «Птицы откладывают яйца» лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины | Тетрадь «Развиваем моторику руки», горох; семечки подсолнуха; пластилин | ||||
Весна. Цветы. Деревья | Пальчиковая гимнастика; самомассаж; Игра «Солнышко светит»; Теневой театр «Дерево»; Коллективная работа «Весенняя роща» приклеивание зеленых листочков на рисунок голого дерева; «Красивый одуванчик» втыкание спичек в пластилиновый комочек; «Почки распускаются» отщипывание от пластилина маленьких комочков и примазывание их к веточке дерева, нарисованного на листе бумаги | Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15 см, прищепки; клей, зеленые листочки из бумаги; спички, пластилиновые комочки; пластилин, альбомный лист с рисунком веточками дерева | ||||
Мы подросли и повзрослели | Пальчиковая гимнастика; самомассаж; Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, Развязывание, завязывание узелков на веревке; | Веревки, куклы, молнии, липучки; | ||||
Май | «Вот и лето наступило» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Формирование динамической координации движения рук. 3. Развивать умение рисовать нетрадиционной техникой. | #1057;амомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. 2. Пальчиковая игра «Лето» ;Украсим бабочке крылышки» - рисование ватными палочками. 4. Пальчиковая игра «Ладушки» | Грецкие орехи, ватные палочки, краски, готовый шаблон с изображением бабочки. | ||
«Красивый одуванчик» | 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Формирование динамической координации движения рук. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Формировать навыки работы с пластилином. | #1057;амомассаж ладоней и пальцев рук карандашом 2. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички). 3. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь. 4. Пальчиковая игра «Бутончики» | ||||
Диагностика |
Календарно – тематическое планирование
Месяц | № п/п | Тема | План проведения | |
План | Факт | |||
сентябрь | 1 | Диагностика | ||
2 | Диагностика | |||
3 | «Осень золотая под зонтом гуляет» | |||
4 | «Осень золотая под зонтом гуляет» | |||
октябрь | 5 | "Овощи" | ||
6 | «Фрукты» | |||
7 | "Грибы и ягоды" | |||
8 | "Птицы осенью" | |||
9 | "Труд людей осенью" | |||
ноябрь | 10 | "Орудие труда" | ||
11 | "Одежда и обувь" | |||
12 | «Мебель. Посуда» | |||
13 | «Любимые игрушки» | |||
декабрь | 14 | Город | ||
15 | Транспорт | |||
16 | Дикие животные зимой | |||
17 | Новый год | |||
январь | 18 | Домашние животные зимой | ||
19 | Птицы зимой | |||
20 | Зимний лес | |||
февраль | 21 | Семья | ||
22 | «Профессии» | |||
23 | Профессии | |||
24 | «Защитники Отечества» | |||
25 | Продукты питания | |||
март | 26 | Мамин день | ||
27 | «Весна» | |||
28 | Домашние животные весной | |||
29 | Дикие животные весной | |||
апрель | 30 | "Игрушки" | ||
31 | «Птицы встречают весну» | |||
32 | «Весна. Цветы. Деревья» | |||
33 | "Мы подросли и повзрослели" | |||
май | 34 | "Красивый одуванчик" | ||
35 | «Вот и лето наступило» | |||
36 | Диагностика |
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться в пространстве и на микро плоскости;
- выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.
- правильно держать кисть, карандаш;
- пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
- работать с трафаретами;
- изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
- повторять пальчиковые игры за воспитателем;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
должны знать:
- основные правила склеивания; складывание бумаги;
- понятие «конструктор»; «мозаика»;
- приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);
- пальчиковые игры в комплексе со стишками.
- ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики тестирования на:
- Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Упражнения «Колечко», «Зайчик», «Сложи мозаику», «Разложи», «Застегни пуговку», «Шнуровка», «Золушка», «Бусины-горошины», «Лови шарик», «Конструирование из палочек») (Приложение 1);
- Определение графической подготовленности (дидактическая игра «Найди, где спрятано?», срисовывание образца, вырезание ножницами) (Приложение 2).
Полученные результаты оформляем в итоговую таблицу (Приложение 3).
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Структура занятия состоит из трёх этапов:
- Организационная часть – 3 минуты.
- Основная часть – 20 минут.
- Заключительная часть – 2 минуты.
В организационную часть входят: пальчиковая гимнастика (инсценирование руками по образцу педагога, теневой театр), пальчиковый игротренинг (составление фигур из пальцев), лечебная физкультура (гимнастический комплекс, самомассаж).
В основную часть входят упражнения на развитие движений рук и ручной умелости, пальчиковый игротренинг (манипуляция с крупными деталями, манипуляция с мелкими деталями, лепка из пластилина, вращательные движения мелких предметов пальцами, работа с нитками, проволокой, шнурками, складывание бумаги, вырезание из бумаги и склеивание, составление фигур из пальцев, палочек с усложнением).
Заключительная часть включает в себя «ритуал прощания» с группой.
Методы и приемы обучения
Словесный метод (устное изложение, беседа, объяснение); наглядно-действенный (показ иллюстраций, видеоматериалов, показ приемов выполнения работы по образцу, наблюдение); практический.
Пальчиковый игротренинг; массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки; пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; пальчиковый театр; лепка из пластилина; нетрадиционные техники рисования: пальцем, зубной щеткой, ит. д.; конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором Лего; дидактические игры: шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика;
раскрашивание; дорисовывание изображений; вырезание ножницами; наклеивание; составление рисунков из спичек и др.
Дидактические материалы
- Разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель» и др.
- Материал для рисования, лепки, аппликации (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, нитки, проволока и др.);
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки и др.;
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» и др);
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы магнитной азбуки;
- Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов;
- Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов и др.);
- Тематические иллюстрации.
Игры и упражнения, используемые в работе
Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательной игры.
Пальчиковые игры могут быть двух основных видов:
- Игры без предметов.
- Игры со специальными развивающими предметами (выполнение того или иного задания, упражнения, работа с мелкими предметами)
При использовании в работе игр без предметов, нужно подобрать упражнения с пальчиками, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение то, упражнения усложняются, добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук).
При использовании игр со специальными развивающими предметами (спичками, катушкой и карандашом, с прищепками, разными шариками и мелкими предметами и др.). При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.
Пальчиковый театр
Это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. Стимулирует развитие мелкой моторики;
2. Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
4. Развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. Формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.
Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка – тренажер для застегивания пуговиц.
Игры – шнуровки:
1. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
4. Способствуют развитию речи;
5. Развивают творческие способности;
6. Развивают усидчивость;
7. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Мешочки с крупой– упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук;
· Развивают мелкую моторику;
· Развивают внимание;
· Развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с прищепками– развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Упражнения с бусинами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Занятия продуктивной деятельностью
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука – глаз.
Упражнения с красками
Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет.
Раскраски для детей - средство для развития мелкой моторики ребёнка.
Игры с конструктором, мозаикой развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику рук.
Самомассаж
Примерные упражнения:
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Взаимодействие с родителями
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей предстоящей работой по развитию мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по программе. Для этого нужно выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные собеседования;
- папки-передвижки в родительский уголок;
-презентация для родителей.
Условия работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- доброжелательность и внимание.
Перспективный план
№ | Месяц | Тема |
1 | Октябрь | Консультация «Что такое мелкая моторика?» «Развитие мелкой моторики у детей» |
2 | Ноябрь | Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»; Просмотр видеофильма «Пальчиковая гимнастика для детей 4 – 5 лет» и обсуждение. |
3 | Декабрь | Презентация «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»; Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста» |
4 | Январь | Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги» |
5 | Февраль | Презентация «Упражнения для развития кинестетической основы движений рук» Совместная творческая деятельность родитель-ребенок (домашние задания по желанию) |
6 | Март | Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра» |
7 | Апрель | Советы логопеда «Пальчиковые игры дома» Консультация для родителей «Пальчиковый массаж» |
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
– | 36 | – – |
Материально-технические условия реализации Программы
Программа реализуется через специально созданные условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из кадрового, информационно-методического, материально-технического и нормативно-правового обеспечения.
- Кадровое обеспечение. Педагог – воспитатель детей дошкольного возраста.
- Информационно-методическое обеспечение:
- методическая литература;
- конспекты занятий;
- наличие учебно-методической и материальной базы (научно-методическая и научно-популярная литература, пособия, демонстрационный и раздаточный материал и т.п.);
- обратная связь с воспитанниками и родителями.
- Нормативно-правовое:
- федеральный уровень:
- Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14ноября 2013 г., № 30384).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- учрежденческий уровень:
- Приказ МАДОУ «Буратино» «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (кружковая деятельность)».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. - М., 2001.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ»,2007 г.
- Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс,2007.
- Васильева – Гангнус Л. Уроки занимательного труда. – М., Издательство «Педагогика», 1997
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать.– Ярославль, 1997.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития» 1997.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., 2008
- Загороднева,О.В. «Организация работы в группах предшкольной подготовки». – М., АРКТИ, 2011
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.
- Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. – СПб. 2004.
- Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. – М., 2007.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 1997.
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. – М., Издательский дом «Федоров», 2000.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр. и доп.: - М., «АРКТИ»,2007 г.
- Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство-Пресс,2007.
- Назарова А.Г. Иготренинг. – СПб..Детство – Пресс, 1999.
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для малышей (в 2-х частях).
Приложение 1
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Кольцо»
Задание: соединить указательный и большой палец на одной руке.
Упражнение «Зайчик
Задание: пальцы зажать в кулак, указательные и средний пальцы выпрямить (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
Упражнение «Сделай бусы»
Перед ребенком выкладываются бисер мелкий и крупный, толстая нить или леска.
Задание: нанизать мелкий и крупный бисер на леску(оценивается быстрота, создание рисунка )
Упражнение «Гусь»
Задание: указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся.
Упражнение«Кошечка»
Задание: две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу.
Упражнение«Зайчик»
Задание: указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянныйприжать к ладони большим пальцем.
Упражнение «Сложи мозаику
Перед ребенком выкладывается сложенная мозаика, состоящая из двух пазлов (ребенок запоминает картинку). Затем педагог разбирает мозаику.
Задание: сложить мозаику (соединить два пазла). Все задание состоит из 3 мозаик.
Упражнение «Разложи»
Выставляются 3 стаканчика и 3 трубочки для питья.
Задание: необходимо расставить трубочки в стаканы – в каждый по одной.
Упражнение «Застегни пуговку».
Понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашито три пуговицы разного диаметра (самая маленькая не меньше 1 см в диаметре). Во втором кусочке ткани прорезаны соответствующие петли.
Задание: застегнуть пуговицы. Сначала покажите ребенку, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую – в маленькую».
Упражнение«Шнуровка».
Понадобится картон в виде ботинка, в котором прорезаны 6 отверстий (как на ботинках) и шнурок.
Задание: необходимо зашнуровать «ботинок».
Упражнение «Золушка».
Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (на пример, рисом), в котором «зарыты» 10 горошин фасоли.
Задание: отыскать и выложить на стол горошины. Можно искать как одной, так и обеими руками.
Упражнение«Бусины-горошины».
Понадобится пластиковая бутылка (0,5 литра) и мелкие предметы (бусины разного диаметра, горох, зерно злаков, фасоль, камешки, спички).
Задание: поместить в горлышко пластиковой бутылки мелкие предметы.
Упражнение«Лови шарик»
Понадобятся желобок и шарик.
Задание: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Игра повторяется 3 раза.
Упражнение «Конструирование из палочек»
Понадобятся считальные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)
Задание: необходимо считальные палочки положить на линии фигур.
Результаты выполнения каждого задания оценивались с помощью количественных показателей. Оценка результатов:
5 баллов – навык сформирован (задание полностью выполнено);
4 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с нежеланием продолжать до конца;
2 балла – нарушена плавность движений, задание выполняется с множеством неточностей, незавершенностей;
1 балл – задание не выполнено.
Приложение 2
Ориентировка в пространстве
Дидактическая игра «Найди, где спрятано?»
Срисовывание образца
Упражнение «Продолжи узор»
На столе лежат листочки в клетку, на котором нарисован узор.
Задание:
Детям предлагается продолжить узор дальше.
Оценка результатов:
5 баллов – удерживается последовательности, не привносит изменения (дополнительных углов); единичный отрыв карандаша, увеличение или уменьшение размеров элементов не > в 1,5 раза.
4 балла – при небольшом увеличении неточностей.
3 балла – сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе к другому элементу.
2 балла – упрощение графической программы и уподобление первому; разрыв элементов.
1балл – недоведение узора до конца строки, постоянное наличие дополнительных элементов (частый отрыв карандаша, изменение размера узора, отсутствие какой – либо определенной ритмики.
Вырезание ножницами
Тест «Вырезание круга» Н.Н. Озерецкого
На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.
Задание:
Вырезать основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов.
Высокий уровень – задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Средний уровень – есть 2 – 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь.
Низкий бал – задание не выполнено.
Приложение 3
Таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентировка в пространстве | Развитие графических навыков | Выреза ние ножница ми |
Срисовыва ние образца | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...