Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных инновационных технологий, таких как кинезиология, "су-джок"терапия, дыхательной гимнастики Стрельникововй,  биоэнергопластика, игры с ложками и клавесами и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umnye_ruchki.docx71.98 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование учреждения

Принята на заседании                                                                                 Утверждена

педагогического совета

Приказ №   __________________ «___»  

протолок ________________ 20___г.

Заведующий ____________

______________

от «___»______  20__ г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Социально-гуманитарной направленности

«Умные ручки»

Возраст: 6-7 лет

Срок реализации программы: 4 месяцев

Автор программы:

Фомина Вера Викторовна

учитель-логопед

г.Калининград,  2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Предметом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умные ручки» является развитие высших психических функций у дошкольников с помощью кинезиологических упражнений, которые оказывают решающее значение для последующегоуспешного обученияв начальной, а затем и в средней школе. Полученные знания, умения и навыки в ходе изучения программы стимулируют межполушарные связи головного мозга, дают ребенку возможностьсовершенствовать развитие мелкой и общей моторики, что имеет положительный эффект для подтоговки ребенка к школьному обучению.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Ведущая идея программы – создание современной практикоориентировнной образовательной среды, позволяющей эффективно и качественно развивать мелкую и общую моторики, межполушарные связи головного мозга дошкольников имеющих нарушения речи с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Речь – этоодна из высших психических функций человека, опосредованная языком и имеющая коммуникативную направленность, т. е. ориентированная на общение, взаимопонимание с другими людьми и на взаимное влияние на сознание и деятельность. Устная и письменная речь являются основой передачи опыта, обучения, хранения и передачи информации.

Моторика — двигательная активность организма или отдельных органов.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

«Пальчиковая гимнастика», является разделом кинезиологии и представляет собой систему быстрых, простых и занимательных физических движений, упражнений и приемов, которые направлены на улучшение мыслительной деятельности.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Атаксия-нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики

Апраксия - неспособность выполнять целенаправленные, привычные для пациента двигательные акты, несмотря на отсутствие первичных двигательных дефектов и желание произвести данное действие, развивающаяся в результате повреждения головного мозга.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умные ручки» имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

 В системе дошкольного образования наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном случае с логопедией. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания, благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног, когда образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой, и координация мозга и тела в целом. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи! У детей нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей. Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А.Р. Лурия,  Л.С. Цветковой, Л.С. Выготского, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е.Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема развития ребенка не является изолированной.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Программа «Умные ручки» составлена таким образом, чтобы дошкольники могли овладеть простыми и сложными кинезиологическими упражнениями, которые создают благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями.

Педагогическая целесообразность программы позволяет ребенку справиться со многими проблемами, связанными в первую очередь с нарушением развития мелкой и общей моторики, межполушарных связей головного мозга, раскоординированностью, с возникающими на этой основе комплексами, неуверенностью в себе.

В процессе обучения у дошкольников улучшается состояние мелкой и общей моторики, развиваются межполушарные связи, фонематический слух и восприятие,  качество речи, пополняется активный и пассивный словарь. В результате реализации данной программы создаются условия, способствующие интеграции связей полушарий, что помогает установлению дружеских контактов и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий.

Практическая значимость образовательной программы

Содержание работы в кружке направлено на создание условий для развития высших психических функций и конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения.

В результате освоения программы у воспитанников улучшиться состояние общей и мелкой моторики, координация, звукопроизношение, лексико-грамматические категории в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, что даст возможность развитию высших психических функций, формированию потенциала психофизического здоровья и достаточного уровня готовности к обучению в школе. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Принципы отбора содержания образовательной программы

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие речи и профилактику школьной неуспеваемости):

-принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-  принцип дидактики (от простого к сложному);

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

- принцип наглядности;

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип повторности;

- принцип самостоятельности;

- принцип сотрудничества.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является изменение подхода к обучению детей, а именно – внедрение в образовательный процесс индивидуального подхода, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка, использование современных инновационных и здоровьесберегающих технологий.

высших психических функций.

Цель образовательной  программы

Цель дополнительной общеразвивающей программы:  обеспечение условий для развития  и совершенствованиямелкой и общей моторики, межполушарных связей головного мозга, лексико-грамматических категорий у дошкольников.

Задачи образовательной программы

Образовательные:

- Повышать умственную работоспособность, синхронизировать работу пальцев и рук;

- Профилактика дисграфии и дислексии;

- Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей;

- Формировать и развивать фонематический слух и восприятие, лексико-грамматический строй речи.

Развивающие:

- Развивать общую и мелкую моторику, межполушарные взаимодействие головного мозга;

-Развивать ;

- Синхронизировать работу полушарий мозга;

- Развивать все психические процессы.

Воспитательные:

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Характеристика развития моторики детей с общим недоразвитием речи.

Дети с нарушенной речью моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Дети неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге; неуверенно прыгают на одной ноге, проходят по «мостику». Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. Дети с ОНР поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики: дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию – «замок», «колечки».

У таких детей задерживается развитие готовности руки к письму, так же они долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Таким детям сложно удерживать руки в заданном положении, у некоторых можно заметить содружественные движения (синкенезии). Практически у всех детей преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются от задания при появлении посторонних раздражителей. Внимание неустойчивое, непродолжительное. В процессе нужно постоянно держать под контролем их внимание, вести беседу на высоком эмоциональном уровне. Память у большинства кратковременная. По прошествии некоторого времени дети легко забывают приобретённые знания, умения и навыки, поэтому нужно уделять больше времени повторению, закреплению. Дети легко теряют интерес при непосильном задании.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания, непродуктивность движений;недостаточность выполнения сложных движений;ошибочная пространственная организация движений.

К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с формой речевой патологии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:в нарушении точности движений;в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;в замедленном включении в движение;в недостаточной координации;пальцевые пробы выполняются неполноценно;наблюдаются значительные затруднения.

Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Особенности состояния общей и мелкой моторики детей с ОНР проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Все это приводит к таким заболеваниям, как атаксия (расстройство координации движения) и апраксия (нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга).

У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.

При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к выполнению.

Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой рукой нанизывать на стержень кольца.

Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания, в которых положение обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же движение не меняя положения.

Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со строки при написании предложений.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их развитиии.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) из воспитанников МАДОУ д/с № 113. Программа предусматривает групповые занятия.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения –очная

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 16 часов

Продолжительность занятий: 30 минут – подготовительная группа.

Недельная нагрузка на 1 ребенка: 1 занятие.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы - 4 месяцев.

Основные методы обучения:

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала, условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала;

2 часть – практическая работа включает в себя закрепление теоретического материала, отрабатываются знания, умения и навыки;

3 часть – подведение итогов.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности воспитанников:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- частично-поисковый (участие воспитанников в решении поставленной задачи);

- репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания, умения и навыки).

Методы, в основе которых  лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу)

- практический (выполнение заданий по инструкции)

- словесный (беседа, рассказ)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях. При осуществлении коррекционно-образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности, творческого подхода);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный (рассказ, объяснение, беседа)

- стимулирования (выставки, поощрения)

Планируемые результаты

Образовательные:

- Результатом занятий является положительная динамика интеллектуальных способностей и познавательных процессов, развитые высшие психические функции;сформированные фонематический слух и восприятие, лексико-грамматические категории и связная речь.

Развивающие:

- Усовершенствованная мелкая и общая моторики, межполушарные взаимодействие головного мозга, синхронизированная работа пальцев и рук;

- Улучшенная память и концентрация внимания, понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.

Воспитательные:

-  Научиться навыку самоконтроля, самооценки при выполнении упражнений, доброжелательности, отзывчивости, терпению, трудолюбию.

Механизм оценивания образовательных результатов

Обследование проводится на основе проб: проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»; проба на степень сохранности премоторной зоны; проба на пальцевый гнозис и праксис; проба на исследование орального праксиса; речевой вариант пробы Хеда (см. Приложение 1).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводиться итоговая диагностика.

Результаты обследования детей, посещающих «Умные ручки»

Дата: _______________  202_г.

учитель-логопед: _________________________

Ф. И. ребен-ка

Проба

Итого

На дин. прак-сис

1.

Степень сохр-ти прем-ой

зоны

2.

Пальцевый гнозис и праксис

3.

Исследование орального праксиса

4.

Хеда

5.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уровневая дифференциация образовательной программы

Уровневая дифференциация образовательной программы не предусмотрена.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

  1. Материально-технические условия реализации образовательной программы: каталог кабинета учителя-логопеда
  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы: кабинет и групповое помещение,  соответствующие санитарным нормам СанПин.
  3. Кадровое обеспечение реализации программы: педагог имеет высшее профессиональное образование
  4. Формы контроля и оценочные материалы: итоговая диагностика

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план

Месяц

Неделя

Тема занятий

Количество

занятий

всего

теория

практика

Февраль

1

Диагностика

1

0,5

0,5

Февраль

2

Комплекс 1

1

0,5

0,5

3

Комплекс 1

1

0,5

0,5

4

Комплекс 2

1

0,5

0,5

5

Комплекс 2

1

0,5

0,5

Март

1

Комплекс 3

1

0,5

0,5

2

Комплекс 3

1

0,5

0,5

3

Комплекс 4

1

0,5

0,5

4

Комплекс 4

1

0,5

0,5

Апрель

1

Комплекс 5

1

0,5

0,5

2

Комплекс 5

1

0,5

0,5

3

Комплекс 6

1

0,5

0,5

4

Комплекс 6

1

0,5

0,5

Май

1

Комплекс 7

1

0,5

0,5

2

Комплекс 7

1

0,5

0,5

3

Комплекс 8

1

0,5

0,5

4

Комплекс 8

1

0,5

0,5

Итого:

17

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание

1

Обследо-вание

2,3

Комплекс 1

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики.
  • - Формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

- Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие: Н. Марютина «Привет, зима» (движения выполняются в соответствии с текстом песни)

Комплекс упражнения на развитие мелкой моторики. Автор Логинова Г. П

I блок упражнений.

Дыхательные упражнение «Ладошки» по А.Н.Стрельниковой, упражнение «Пальчик» (указат. палец), «Зайчик» (2 пальца), «Кулак». Начинать с ведущей руки, потом дополнительная рука, двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки), если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. № 1,3,4,13, 14,15, 61, 62, 80.

Потом прибавляем: "Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза), "Кольцо" ("o’key") 
"Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты. 
"Олень" – подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).

Все упражнения показываются правой рукой, затем левой. После того как у детей получается показывать эти упражнения, то тогда правой рукой ребенок показывает 1 упражнение, а левой – другое, затем меняются.
"Я стукну 1 раз – вы мне покажите пальчик, 2 раза – зайчик и т.д.

Музыкально-ритмическая игра с ложками «Коза-дереза». Автор Марютина Н

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку

3,4

Комплекс 2

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики, с манипуляциями массажного шарика «су-джок».
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

- Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие: Н. Марютина «Привет, зима» (движения выполняются в соответствии с текстом песни)

Комплекс упражнения на развитие мелкой моторики. Автор Логинова Г. П

Повторение упражнений из 1 блока (см. Комплекс 1)

II блок упражнений.

Дыхательные упражнение «Ладошки» по А.Н. Стрельниковой, упражнение «Растирание ладоней»,

1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. 
2. "Курочка" – веер опущен

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002№ 2, 5, 6, 11, 12, 23,24, 30, 31, 35,36, 43, 77, 80.

"Я стукну 1 раз – вы мне покажите «Петушка», 2 раза – «Курочку» и т.д.

Музыкально-ритмическая игра с ложками «Молоточек». Автор Марютина Н

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку

Упражнение с массажным шариком «Су-джок»: катать между ладоней по часовой стрелке и обратно.

5,6

Комплекс 3

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики, с манипуляциями массажного шарика «су-джок».
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

- Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие под песенку «Хей, хей, тебе привет» (движения выполняются в соответствии с текстом песни)

Комплекс упражнения на развитие мелкой моторики. Автор Логинова Г. П

III блок упражнений.

1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются. 
2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.№ 1, 8, 10, 16, 17, 18, 19, 20, 54, 80.

"Я стукну 1 раз – вы мне покажете «Волка», 2 раза – «Кота» и т.д. 

Дыхательная гимнастика «Насос» по А.Н. Стрельниковой.

Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки» Щербакова Т.Н.

Музыкально-ритмическая игра с ложками «Ворона». Автор Марютина Н.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку

Упражнение с массажным шариком «Су-джок»: катать между ладоней по часовой стрелке и обратно, вдоль ладоней вперед-назад.

7,8

Комплекс 4

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики.
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

  • - Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие под песенку «Хей, хей, тебе привет» (движения выполняются в соответствии с текстом песни). 

Дыхательная гимнастика «Насос» по А. Н. Стрельниковой

Комплекс упражнения на развитие мелкой моторики. Автор Логинова Г. П

IV блок упражнений.

1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя. 
2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.

 3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед. 
4."Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

«Зайчик», «Коза», «Лиса». Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: указательный и средний («заячьи ушки»), указательный и мизинец («козьи рожки»), безымянный и мизинец («лисьи ушки»), большой и мизинец («телефон») и т.п. Сначала левой, потом правой рукой, затем обеими руками вместе(одновременно)

*Это же упражнение выполняется по очереди: то одной, то другой рукой в быстром темпе. Например, правой – «зайчик», левая в это время свободно сжата; затем левой «лиса», правая свободна. «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. №1, 2, 13, 39, 40, 50, 51, 52, 80.

Музыкально-ритмическая игра с ложками «Ворона». Автор Марютина Н.

Пальчиковая гимнастика «Шла ворона через поле» Щербакова Т. Н.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку

Упражнение с массажным шариком «Су-джок»: перекидывать шарик из правой руки в левую и наоборот.

9,10

Комплекс 5

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики.
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения; терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

  • - Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие: Е. Железнова «Здравствуйте, ладошки» (движения выполняются в соответствии с текстом)

Дыхательная гимнастика «Погонщики» по А. Н. Стрельниковой.

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек.

1. «Бинокль-пальцы собраны, «Петушки» - пальцы расставлены.

«Яблоко-большой палец в кулаке; червяк-большой палец вверх, остальные пальцы в кулаке». «Яблоко-червяк».

2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает. 
"Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
"Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.
(Стол – стул – кресло)

3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся. 
"Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать. 
«Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.
(Ворота – дорога – мост)

Музыкально-ритмическая игра с ложками «Я по улице иду». Автор Марютина Н. 

Пальчиковая гимнастика «Шел Саша по шоссе» Щербакова Т. Н.

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. № 1-5, 57, 58, 81.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку

Упражнение с массажным шариком «Су-джок»: накалывать поочереди пальцы правой руки о шипики мячика, который держит левая рука, а затем наоборот.

11,12

Комплекс 6

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики.
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать и совершенствовать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

  • - Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие: Е. Железнова «Здравствуйте, ла-дошки» (движения выполняются в соответствии с текстом)

Дыхательная гимнастика «Погонщики» по А. Н. Стрельниковой.

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» с использованием карточек.

1. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки. 
"Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую. 
"Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.
(Миска – гнездо + гнездо с яичками)

2. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

(Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).

Пальчиковая нейрогимнастика «Умные пальчики». Автор Марютина Н.

Пальчиковая гимнастика «Четыре брата» Щербакова Т. Н.

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. № 1-5, 30-34, 57, 58,  59, 81.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку.

Упражнение с массажным шариком «Су-джок»: катать шаик вдоль ладоней локти в стороны. Сначала правая рука сверху, затем левая.

13,14

Комплекс 7

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики.
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки

- Развивать  и совершенствовать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

-Развитие творческих способностей.

Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения;

- Воспитывать терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

  • - Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие: Н. Марютина «Что такое весна»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Носик»: вдох носиком, стукнуть легонько по носику 2 раза, выдох ротиком на ладошку правой руки, аналогично и с левой рукой, 4 раза..

Комплекс упражнений на развитие творческих способностей у детей 
Авторы: В.Д. Еремеева Т.П. Хризман

Развитие правого полушария головного мозгаhttps://pp.userapi.com/c626616/v626616713/3da77/7z8tgWdduY4.jpg

1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.https://pp.userapi.com/c626616/v626616713/3da49/NgVe30OAzxA.jpg

2. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

3.«Лягушка» (кулак - ребро - ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. № 43-48.

Пальчиковая нейрогимнастика «Умные пальчики». Автор Марютина Н.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» Щербакова Т. Н.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку.

Упражнение с массажным шариком «Су-джок»:  сжать шарик в правой руке и переложить в левую и наоборот.

15,16

Комплекс 8

  • - Продолжать знакомство с пальчиковой гимнастикой, с упражнениями по кинезиологии, биоэнергопластики.
  • - Продолжать формировать динамическую координацию движения рук.
  • - Продолжать стимулировать двигательные умения и навыки.

- Развивать и совершенствовать мелкую и общую, артикуляционную моторики, межполушарные связи, координацию движений, связную речь.

Развивать фонематический слух, чувство ритма.

- Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения; терпение, трудолюбие и навык самоконтроля;

- Продолжать способствовать снижению тревожности и снятию эмоционального напряжения

  • - Профилактика дислексии и дизграфии

Приветствие:Н. Марютина «Что такое весна»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Носик»: вдох носиком, стукнуть легонько по носику 2 раза, выдох ротиком на ладошку правой руки, аналогично и с левой рукой, 4 раза..

Комплекс упражнений на развитие творческих способностей у детей 
Авторы: В.Д. Еремеева Т.П. Хризман

1. «Похлопали – погладили». По животу гладим по часовой стрелке, по голове аккуратно прихлопываем.

2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки -

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Пальчиковая гимнастика «Блины» Н. Марютина.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки ладошки» Щербакова Т. Н.

  • Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (упражнения знакомые детям) под веселую музыку.
  • Упражнение с массажным шариком «Су-джок»: Н. Марютина «Игра с мячиком»

Календарный учебный график

№ п\п

Месяц

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

Февраль

По  расписанию

фронтальное

4

Кабинет учителя-логопеда,

групповое помещение

2

Март

По расписанию

фронтальное

4

Кабинет учителя-логопеда, групповое помещение

3

Апрель

По расписанию

фронтальное

4

Кабинет учителя-логопеда, групповое помещение

4

Май

По расписанию

фронтальное

4

Кабинет учителя-логопеда, групповое помещение

Итоговая диагностика

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерам, правила

поведения на занятиях с атрибутами

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

февраль

2.

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

февраль-май

3.

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

февраль-май

4.

Участие в соревнованиях различного уровня

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

февраль-май

5.

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

6.

Беседа о празднике «8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

март

7.

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное

воспитание; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

май

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196»;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  10. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"

Основная литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Бардашева Т. Ю. Гимнастика для пальчиков. Логопедические игры. – М.: ИД «Карапуз», 2008.
  3. Бочарова С.В. Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, правого полушария головного мозга, межполушарного взаимодействия.
  4. Железнова Е. С. Наша-то Катюша умная была. Пальчиковые игры для самых маленьких. – М.: ИД «Карапуз», 2008.
  5. Железнова Е. С. Паучок ходил по ветке. Пальчиковые игры для самых маленьких. – М.: ИД «Карапуз», 2007.
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
  8. Логинова Г.П.  Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки.
  9. Нестерюк Т., Школа А. Гимнастика маленьких волшебников. - М.: «ДТД», 1991г.
  10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ТНР): рабочая тетрадь. – Ростов н/Д: Феникс, 2021
  11. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Карапуз», 2003.
  12. Щетина М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М., 2007.
  13. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.babysongs.ru
  2. https://vk.com/nadezhdamariutina

Приложение 1.

Пробы для оценивания образовательных результатов

1. Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Критерии оценки:

  1. баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

2.Степень сохранности премоторной зоны

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность-движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

3. Проба на пальцевый гнозис и праксис

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:

1.Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

2.1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

3.2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; («коза»)

4.2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

5.2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

6.1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А.Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.

4. Исследование орального праксиса

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

5. Речевой вариант пробы Хеда

  1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
  2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток»   (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАБорзова Н.Я., Жукова Н.А, Кривко М.А., Лоншакова Л.В.(Новокузнецк) Дополнительная об...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста в шашаки и уголки "Умняшка"

Недостаточно просто научить детей расставлять шашки на доске и показать простейшие ходы и правила, нужно добиться от детей продумывания своих действий, предвидеть ход соперника и просчитывать комбинац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа для детей младшего дошкольного возраста. « Умка »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» имеет социально-гуманитарная  направленность. Актуальность программы «Умка» заключается в то...