Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Серий Ирина Сергеевна

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»

- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов

- Знакомство с буквой

- Составление слогов АП, УП, ИП.

- Закреплять употребление антонимов

- Закреплять умение воспроизводить слоговые ряды.

2. Коррекционно – развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление

- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

- Развивать фонематический слух и восприятие

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Оборудование: Мяч, картинки со звуком «П», тетради, карандаши,  фишки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_p.docx443.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Звук [П] и буква П.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»

- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов

- Знакомство с буквой

- Составление слогов АП, УП, ИП.

- Закреплять употребление антонимов

- Закреплять умение воспроизводить слоговые ряды.

2. Коррекционно – развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление

- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

- Развивать фонематический слух и восприятие

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Оборудование: Мяч, картинки со звуком «П», тетради, карандаши,  фишки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

 - Сядет тот, кто назовет мне гласный звук.

2. Повторение пройденного материала.

 - Придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [У] или [И].

3. Знакомство с темой.

 - Какой звук спрятался в начале слов: полка, поезд, посуда.

Сегодня мы поговорим о звуке [П].

4. Характеристика звука [П] по акустическим и артикуляционным признакам.

 - Послушайте, как самовар кипит: ППППП (Показывается картинка)

 - Что я сейчас произнесла?

 - А как вы догадались, что это звук?

 - Посмотрите в зеркала и произнесите звук [П].

 - Что происходи с нашим ротиком?

 - Воздух свободно или нет?

 - Что ему мешает?

 - Губы - это преграда.

 - Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то звук как называется?

 - Положим руку на горлышко.

 - Горлышко дрожит или молчит?

 - Значит звук какой? Глухой или звонкий?

 - В каком домике живет звук [П]?

 - Значит звук твердый или мягкий?

 - Как мы его обозначим?

5. Выделение звука [П] на слух.

Достаем синий квадратик.

- Поднимите синий квадрат, когда услышите звук [П]:

а) П,Т,П,Н,М,П,Т,К,П;

б) АП, ОП, УП, ИП, АТ, АК, УП;

в) Паша, Соня, супы, каша, сироп, тетрадь, опята, лапка.

6. Анализ звукового ряда из обратных слогов.

 - Как мы обозначаем гласный звук?

Достаем красный квадратик.

 - А что такое слог?

 - Сколько гласных звуков в слоге может быть?

 - Сколько согласных?

 - Я буду называть слоги, а вы будете считать сколько в них звуков, называть их по порядку и выкладывать эти звуки с помощью квадратиков: АП, ПУ, ИП, УП, АП

 - Сколько звуков?

 - Какой первый?

 - Какой второй?

 - Выложите этот слог с помощью квадратиков.

7. Физминутка

7. На столе раскладываются картинки, в названиях которых слышится звук [п]; предлагаются загадки об этих предметах.

1. Весь день летаю

Мед добываю. (Пчела)

2. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

3. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

8. Определение позиции звука.

 - Как обозначаются схемы слов?

Достаньте схему слова.

 - Как мы обозначим звук [П] в схеме слова?

 - Звук [П] может находиться в начале, в середине или в конце слова.

 - Я буду называть слова, а вы мне скажите, где спрятался в них звук П: в начале, в середине или в конце.

Паук, лопата, укроп, шипы, серп, пальто.

9.Знакомство с буквой П.

«На что похожа буква П?»

1. Подходящие ворота

Проходи кому охота.

2. Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди-ка, подтянись!

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами. Покажите мне букву П, а теперь покажите её друг другу. Произнесите её.

Су-джок Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Воспитатель просит детей составить слоги ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПИ и прочитать их. Затем дети составляют трехбуквенные слова СУП, ПУХ, ПОЛ; читают слова, состоящие из двух слогов ПАПА, ПУМА, ПАША, ПАУК.)

Написание буквы П.

Итог занятия: Какую букву и какие звуки изучали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"

Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении     позиции звука [ш] и [с] в слове...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:образовательные:-умение детей характеризовать звук Мразвивающие:- развитие у детей фонематического слуха и восприятия- расширение и уточнение а...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звук [а] и буква «А»...