Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Иванова Марина Алексеевна
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля, -в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка -в конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок. -в начале и конце: конек, кузнечик, каблук, кошелек. •предметные картинки: девочка, дом, собака, человек, лягушка, кукушка, ворона, утка, петух, кот, ток • наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради, цветные карандаши, схемы предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_k.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство с буквой «К», согласование прилагательных с существительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

- учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком,

- развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику.

Оборудование:

• предметные картинки на звук К

-в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля,

-в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка

-в конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.

-в начале и конце: конек, кузнечик, каблук, кошелек.

предметные картинки: девочка, дом, собака, человек, лягушка, кукушка, ворона, утка, петух, кот, ток

• наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради, цветные карандаши, схемы предложения.

Ход занятия:

В: - Дети, отгадайте загадку:

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети? (петушок)

В:. - Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.

-Как подает голос петушок? Что он делает?

-Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить? Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К

-Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).

-Давайте подумаем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый) Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета.

-Горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит звук К какой(Глухой)

-В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. Кто это? (На доске картинки: лягушка, кукушка, ворона, утка).

-Кто как голос подает? Кто что делает? Какой звук первый(ответы детей)

Друзья решили отправиться в путь. На нашем маршруте будет несколько остановок.

Остановка № 1 Игра «Поймай озорной звук в ладошки»

В:. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.

Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.

Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них

Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.

Остановка № 2 Динамическая пауза.

Речь с движением.

В:. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).

Ка-ка-ка,ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)

Ко-ко-ко,ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

Ко-ко-ко,ко-ко-козвук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку,ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).

Ак-ак-ак,ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

Ок-ок-ок,ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук,ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)

Ык-ык-ык,ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

Остановка № 3 Игра «Найди место звука в слове»

В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же - схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.

Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам, какого цвета фишку возьмем для этого? (Синего)

Слова: (кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).

Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.

А где живут звуки в этих словах (конек, кузнечик, каблук, кошелек? (ответы детей)

Остановка № 4 Игра «Угадай, какие звуки спрятались в слогах

Воспитатель называет слоги, дети выкладывают фишками схемы слогов.

В:. Наступил вечер и с неба на землю стали падать звезды.

К А, какой слог получится? Выложите фишками звуки в этом слоге

К О (КО, К У (КУ, К Ы (КЫ, А К (АК, О К (ОК, У К (УК, Ы К (ЫК)

Один зверек решил присоединиться к нашим друзьям, чтобы узнать,кто он - отгадайте загадку:

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …Ответ: Кот

Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.

(Один ребенок выкладывает схему на доске. Воспитатель дает задание подобрать к схеме буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ).

В:: Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных? Сколько букв? На каком месте находится звук К?

А теперь прочитайте слово кот наоборот, какое слово получится? (ток) Изменится ли схема слова?

Остановка №5 Составление предложений по схеме с предлогом К (с использованием картинок)

В:. Посмотрите на схемы предложения и картинки. Давайте составим с их помощью предложения. Что у вас получилось?

Девочка несет котенка к дому.

Собака бежит к человеку.

В этих предложениях поселилось маленькое слово К – предлог, который стоит отдельно от других слов, его говорят тогда, когда один предмет движется к другому предмету и обозначают на схеме треугольником.

Молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.

Знакомство с буквой К

В:. Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "

Это всё на К, малыш.

В: На что похожа буква К(на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К(в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Письмо буквы К

В:. А теперь ребята настало время нарисовать портрет буквы К, откройте тетрадочки и напечатайте большую букву К в две клеточки, маленькую в одну клеточку. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами (дети выполняют работу в тетрадях)

Отгадывание ребуса

В:. Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем!

-Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а мы им помогли. Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что похожа буква К(ответы детей)

11. Сюрпризный момент. Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство звука К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»

учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"

Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении     позиции звука [ш] и [с] в слове...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звук [а] и буква «А»...