Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки [х], [х']. Буква Х»
Задачи:
- вырабатывать навык четкого произношения звуков [х], [ х’].
- учить давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- учить детей дифференцировать звуки [х], [ х’]на слух и в произношении
- закрепить умение определять твердость- мягкость звуков.
- упражнять в звуковом анализ, синтезе и чтении слогов.
- закрепить умение находить место звука в слове;
- развивать мышление, произвольное внимание, память, фонематические процессы;
- развитие мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, мышления.
- воспитывать умение слушать педагога
- воспитывать внимательность
Оборудование: игрушка Хомяк,
Ход занятия
1. Оргмомент.
Л: Ребята, отгадайте загадку:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (демонстрация игрушки «хомяк»)
Л: Какой первый звук в слове хомяк? (Звук [х])
2. Основная часть.
Л: Сегодня хомяк Хома познакомит нас со своими любимыми звуками [х], [х']. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Когда произносим мягкий звук, язык немного продвигается вперед. И в том и в другом случае язык образует преграду.
Л: Кто сможет дать характеристику звуку [х]? Он гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? Почему?
Дети. Звук [х] согласный, потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие, твердый, глухой.
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим цветом.)
Далее аналогичная работа над звуком [Х’].
[х'] — согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом.
Л: В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Ловушка».
Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ловим звук Хь в слогах: МА, ХИ, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ
-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я буду называть продукты, а вы хлопаете только тогда, когда услышите в их названии звуки [Х] и [Х`].
(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари, компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)
Выбор слов со звуками х, хь из стихотворения:
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
Произнесение «Х» в словах.
Л: Хома хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]? (В начале)
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ). (Звук [х] находится в конце)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА). (В середине)
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Л: Ребята, скажите, где в слове утка находится звук [х]?
- Правильно, в слове утка нет звука [х]. Значит, Хома был прав, что во всех отгадках есть звук [х]? (Нет)
Игра «Четвёртый лишний»
Педагог произносит слова, дети говорят, какое слово лишнее и почему.
Хлеб, утка, хлопья, хобот.
Подсолнух, кисточка, халат, мех.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
Хижина, духи, компот, хирург.
Физкультминутка «Хомка».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют все движения хомяка.
Знакомство с буквой «Х».
Л: Звуки [х] и [х'] на письме обозначаются буквой Х. На что похожа буква «Х»?
X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Л: Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)
Прорисовывание буквы «Х» в воздухе.
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Буква «Х» из рук.
Анализ и синтез прямых и обратных слогов
Л: Послушайте чистоговорку и повторите за мной:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Есть у нас два петуха,
Хи-хи-хи, хи-хи-хи
Всё дерутся петухи.
Л: Послушайте еще раз: ха. Сколько звуков вы услышали? (Два). Какой звук первый? (Х). Второй? (А). Кто сможет записать слог ХА? Обозначьте слог ха кружочками. Послушайте еще раз: «Хи!» Сколько звуков вы услышали? Какой звук первый? (Хь). Второй? (И). Кто сможет записать слог ХИ? Обозначьте слог хи кружочками.
- А это задание потруднее. «Ловите» звук м, звук у, звук х, звук а. Какое слово получилось? (муха). Запишите.
Обозначьте эти звуки кружочками.
3. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- С какой буквой? На что похожа буква Х?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»
учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"
Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении позиции звука [ш] и [с] в слове...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»...