Логопедический проект " В мире гласных звуков и букв"
проект по обучению грамоте (старшая группа)
Подготовка детей к обучению грамоте. Знакомство с гласными звуками и буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_proekt.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект
«В стране гласных звуков и букв»
Тип проекта: коррекционно- развивающий.
Срок реализации: краткосрочный (4 недели).
Актуальность темы:
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Особые трудности в усвоении грамоты испытывают дети с нарушениями
речи. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова,
подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики
фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
В связи с указанной проблемой определены
объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.
Гипотеза: использование игровой деятельности облегчает процесс усвоения грамоты, делает его интересным и увлекательным. Использование игровых приёмов помогает сделать обучение бо
лее интересным, эмоционально -насыщенным. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные
игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Участники проекта:
1. Учитель - логопед
2. Воспитатели логопедической группы.
3. Дети с общим недоразвитием речи 3 уровень.
Цель: развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка, развитие фонематического слуха.
Задачи:
1.Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при изучении грамоты детьми.
2.Развивать познавательный интерес детей к изучению гласных звуков.
3.Развивать фонематический слух детей логопедической группы с использованием игровых технологий.
4.Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.
5.Закрепить зрительные образы гласных букв.
6.В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и эффективность применения выбранных приемов и технологий при изучении гласных звуков детьми с ОНР (III уровень).
7.Подготовить информационно -консультативный блок для педагогов.
8.Подготовить консультационный блок для родителей.
Ожидаемый результат:
1.Сформируются знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформируется понятие о символе звука.
2.Разовьётся мелкая моторика пальцев рук, внимание, воображение.
3.Дети будут знать гласные буквы.
4.Дифференцируются понятия “звук – буква”.
5.Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
6.Разовьются коммуникативные способности детей, сформируется эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с детьми через совместную деятельность.
7.Повысится уровень компетентности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
8.Совершенствуется профессиональное мастерство учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
Перспективный план реализации проекта:
1.Этап: Подготовительный (1 неделя).
Задачи.
Мероприятия.
1.Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.
2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта;
1.Провести диагностическое обследование по теме проекта.
2.Консультация для педагогов “Особенности развития фонематического
слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)”.
3.Консультация для педагогов “Развитие гласных звуков и букв у
детей.
3.Разработка проекта, перспективного плана.
2. Этап: Практический (2 недели )
Задачи. Мероприятия.
1.Работа с родителями:
Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних
рекомендаций логопеда.
2.Работа с педагогами и детьми.
Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.
Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.
1.Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.
2.Консультация в родительском уголке
“Развиваем фонематический слух”. “Гласные звуки и буквы”. “Буквы
весело писать”, «Фонематический слух- основа грамотной речи».
3.Внедрить метод приёма “Составление звуковых историй”, на логопедических занятиях.
4.Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.
5.Консультация для педагогов “Развитие графо - моторных навыков”
6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.
7.Проведение логопедом занятий по обучению грамоте.
8.Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности “Гласные буквы своими руками”.
3.Этап: Заключительный ( 1 неделя)
Задачи.
Мероприятия.
1.Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта,
осмысление результата.
1.Проведение итоговой диагностики.
2.Показ открытого занятия для педагогов.
3.Викторина «В стране гласных звуков»
Практическая значимость проекта:
1.Обогащена предметно-развивающая среда:
-иллюстративным материалом “Предметные картинки для выделения
гласных звуков”;
-обновлены зрительные символы гласных звуков;
-изготовлены родителями и детьми тактильные гласные буквы из различного материала;
-дидактическими играми: “Интересные гласные”, «Карусель» (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); “Подбери домик” (Цель: определение позиции гласного звука); “Узнай что звучит” (Цель: различение неречевых звуков); “Певцы” (Цель: развитие речевого дыхания и голоса); “Кораблики” (Цель: закрепить умение делить слова на слоги); “Магазин” (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки) и др.
1.Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного
материала.
Заключение:
Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедических групп в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух детей. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"
Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....
НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Гласные звуки и буквы"
Открытое занятие по обучению грамоте детей логопедической группы. Может быть использовано в старшей и подготовительной логопедической группах. Формируется фонематическое восприятие, развивается память...
Проект "В мире гласных звуков и букв"
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образова...
Конспект логопедического онлайн занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
Здравствуйте уважаемые, взрослы и ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Гласные звуки и буквы».Во время занятия мы должны научиться, а кто-то кто умеет, тот вспомнит, как различать гла...
Логопедический проект «В стране гласных звуков и букв»
Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка...
Педагогический проект «В мире гласных звуков и букв»
У детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи отмечаются нарушение формирования всех сторон речи. В том числе фонематических процессов, что мешает детям овладевать, в нужной степени, с...