Проект "В мире гласных звуков и букв"
проект по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Хорагай Эдуардовна

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_glasnyh_zvukov_i_bukv.docx78.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»

Мой успешный проект:

"В мире гласных звуков и букв"

https://i.pinimg.com/736x/be/88/ce/be88ce2086569c043052dfe3f1a44c5b--learning-english-for-kids-kid-illustration.jpg

Руководитель проекта:

Учитель – логопед

Кузнецова Х.Э.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели

Содержание проекта

"В мире  гласных звуков и букв"

Тип проекта: Информационно - творческий

По содержанию: ребенок, семья, ДОУ.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения:  краткосрочный 1,5 мес.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – учитель-логопед Кузнецова Хорагай Эдуардовна

Участники  - дети старшей группы, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: 1октября 2019– 15 ноября 2019 уч.г.

Одним из направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной к школе группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.  

  Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Начинаем мы с изучения гласных звуков, это очень важный этап, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные  буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе  (обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия).  

Как научить ребенка отличать гласные и согласные, правильно  определять позицию звука в слове, развивать фонематический слух? Ответы на эти вопросы мы искали, работая над проектом «В мире гласных звуков и букв»

Актуальность

Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые) определение места звука в слове.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т.е. последовательность составляющих его звуков.    Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности облегчает процесс усвоения грамоты, делает его интересным и увлекательным. Использование игровых приёмов помогает сделать обучение более интересным, эмоционально - насыщенным. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Цель проекта: развитие интереса у детей с нарушением речи  к изучению гласных звуков родного языка, развитие фонематического слуха.

Задачи:

1. Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.

2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.

4. Закрепить зрительные образы гласных букв.

5. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».

6. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

7.Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

8.Развивать творческие способности.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемый результат проекта:

Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.

Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи.

Мероприятия.

1.Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3.Составленме плана основного этапа

1.Мероприятие с детьми «Гласные зачем нужны, для чего они важны?»

2. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

3.Занятие на тему «Звук «А» и буква «А». Творческая мастерская: раскрашивание картинок на звук «а», выкладывание буквы А из пуговиц.

  1. Этап: Практический (4 недели)

Задачи.

Мероприятия.

1.Работа с родителями:                   пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2.Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

3.Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

1.Занятие на тему «Звук «У» и буква «у». Творческая мастерская: изготовление аппликаций «Утка на пруду», выкладывание буквы У из пуговиц.

2.Папка-передвижка « Сделай гласные буквы своими руками»

3.Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

4. Занятие на тему «Звук «И» и буква «И». Творческая мастерская: рисование ладошками «Веселые индюшки» , выкладывание буквы И из крупы (рис, гречка, перловка).

5.Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело»

6.  Занятие на тему «Звук «О» и буква «О». Творческая мастерская:  лепка из пластилина «Овощи на тарелке» , выкладывание на бумаге буквы О из пластилина.

7.Включение воспитателем заданий логопеда     по обучению грамоте в режимные моменты дня.

8.  Занятие на тему «Звук «ы» и буква «ы». Творческая мастерская: раскрасить картинки со звуком «ы» «И часы и грибы – картинки вам со звуком «ы»» , украсим букву «ы»

9.Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

 10.Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

11. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы», проводит воспитатель

  1. Этап: Заключительный (1 неделя)

Задачи.

Мероприятия.

1.Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта

Презентация проекта

1.  Занятие на тему «Звук «Э» и буква «Э». Творческая мастерская: выкладывание буквы «Э» из пуговиц, украсим букву «Э»

2.Создание логопедом методических пособий «Весёлые гласные звуки и буквы»

3. Создание самодельной книги «Логочиталочка»

4.Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных звуках»

5.Фотоотчет о проделанной работе

Практическая значимость проекта:

1.Обогащена предметно-развивающая среда:

-иллюстративным материалом “Предметные картинки для выделения гласных звуков”;

-обновлены зрительные символы гласных звуков;

-дидактическими играми:

“Интересные гласные” (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); “Подбери домик” (Цель: определение позиции гласного звука);

 “Узнай что звучит” (Цель: различение неречевых звуков); “Певцы” (Цель: развитие речевого дыхания и голоса);

 “Кораблики” (Цель: закрепить умение делить слова на слоги);

“Магазин” (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки) и др.

2.Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки, названия которых начинаются на изучаемый звук, мы составляем звуковые истории про гласные звуки.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными звуками они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разные, творческие. Можно просто составлять предложения, например: Оля купила обруч.

Результаты

Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения блока гласных звуков и букв, показала, что 84% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

Заключение:

Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедических групп в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух детей. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.

Список использованной литературы:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000..

 «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.

9. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

10. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.

11. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С.В.

12. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"

Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...

В мире гласных звуков и букв

Тип проекта: Информационно - творческийПо содержанию: ребенок, семья, ДОУ.По числу участников проекта: групповойПо времени проведения:  краткосрочный 1,5 мес.По характеру контактов: в рамках ДОУ....

Логопедический проект " В мире гласных звуков и букв"

Подготовка детей к обучению грамоте. Знакомство с гласными звуками и буквами....

Педагогический проект «В мире гласных звуков и букв»

У детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи отмечаются нарушение формирования всех сторон речи. В том числе фонематических процессов, что мешает детям овладевать, в нужной степени, с...