Педагогический проект «В мире гласных звуков и букв»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
У детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи отмечаются нарушение формирования всех сторон речи. В том числе фонематических процессов, что мешает детям овладевать, в нужной степени, словарным запасом и грамматически правильной речью, формировать связную речь.
Поэтому одним из важных направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной к школе группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Изучение гласных звуков, это очень важный этап при коррекции речевых нарушений, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленные несформированностью фонематичеких процессов и слухового восприятия).
Детям с общим недоразвитием речи для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходима организация коррекционных занятий с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_glpsnye.docx | 637.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«В мире гласных звуков и букв»
ВИД ПРОЕКТА:
Практико-ориентированный, творческий, групповой, среднесрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети подготовительной к школе группы (6-7лет), родители, учитель-логопед, воспитатели.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
6 недель.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
У детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи отмечаются нарушение формирования всех сторон речи. В том числе фонематических процессов, что мешает детям овладевать, в нужной степени, словарным запасом и грамматически правильной речью, формировать связную речь.
Поэтому одним из важных направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной к школе группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Изучение гласных звуков, это очень важный этап при коррекции речевых нарушений, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленные несформированностью фонематичеких процессов и слухового восприятия).
Детям с общим недоразвитием речи для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходима организация коррекционных занятий с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
ДЕВИЗ ПРОЕКТА:
«Чтобы грамотными быть надо с гласными дружить!»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие фонематического слуха, буквенного гнозиса при изучении гласных звуков и букв.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Развивать познавательный интерес детей к изучению гласных звуков и букв;
- развивать слуховое внимание, восприятие, память, мышление;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, координацию движений.
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию речевого аппарата;
- развивать фонематические процессы (анализ, восприятие, представления), слоговую структуру слов
- развивать навык слогового анализа
- Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.
- Закрепить зрительные образы гласных букв.
- Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о гласных звуках, особенности их артикуляции;
- умение выделять звуки в словах, подбирать слова на заданный звук;
- формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы;
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
I этап – подготовительный.
- Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач проекта.
- Изучение методической литературы, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов по данной теме.
- Диагностика детей с нарушениями речи.
- Подготовка материально-технической базы: приобретение пособий, изготовление и оформление дидактических игр, наглядного материала.
- Разработка проекта, плана мероприятий.
- Создание интереса у участников проекта
II этап – основной (ноябрь-апрель)
- Проведение непосредственно образовательной деятельности.
- Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседы и консультации).
- Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
III этап – заключительный (май)
- Анализ достигнутых результатов.
- Обобщение материалов проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Изучение методических источников. Подбор и систематизация игрового материала по теме.
Создание картотек игр и упражнений для развития фонематического слуха.
Создание картотеки для воспитателей «Игры на развитие фонематического слуха»
Вовлечение родителей в проектную деятельность. Подготовка консультации для родителей по развитию фонематического слуха.
Основной этап
Включение в непосредственно образовательную деятельность игр и упражнений направленных на развитие неречевых и речевых функций:
- слухового внимания, памяти;
- речевого дыхания, силы и модуляции голоса,
- артикуляционной моторики;
- звукопроизношения;
- фонематических процессов;
- слоговой структуры слов;
- буквенного гнозиса.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие фонематических процессов, буквенного гнозиса
Цель игры | Название игр, упражнений |
Развитие слухового внимания | «Шумовые коробочки» (отгадывание неречевых звуков) «Чей голос звучал?» (отгадывание звуков речи) |
Оценка и восприятие ритмов | «Барабанщик», «Дятел» |
Развитие силы голоса, звукового синтеза | «Тихо-громко» |
Уточнение артикуляции звуков, развитие силы голоса, мелкой моторики | «Пропевание гласных с руками» «Отгадай гласный звук по символу» |
Развитие фонематических представлений | «Веселые молоточки», «Рыбалка» (отбор картинок на заданный звук) |
Определение позиции звука | «Автобус» |
Развитие фонематического анализа | «Шифровальщик» |
Развитие слогового анализа, выделение ударного гласного звука | «Слоговой поезд» |
Развитие буквенного гнозиса, мелкой моторики | «Выложи букву» |
«Буква потерялась» | |
«Отгадай букву по части» | |
«Допиши букву» | |
«Чудесный мешочек» (определение буквы на ощупь) |
Представление консультационного материала для родителей по теме: «Развиваем фонематический слух»
Проект MIMIO «В гостях у Лесовичка. Изучаем гласные звуки»
Создание альбома для развития фонематического анализа «Играем с гласными звуками» совместно с родителями.
Заключительный этап
Анализ достигнутых результатов.
Презентация альбома «Играем с гласными звуками», созданный детьми совместно с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"
Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...
Фотоотчет проекта "В мире гласных звуков"
Дети с нарушениями речи часто путают понятия «гласный звук и буква», с трудом запоминают графические образы букв. В дальнейшем этих детей ожидают трудности в ...
Проект "В стране гласных звуков и букв"
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательну...
В мире гласных звуков и букв
Тип проекта: Информационно - творческийПо содержанию: ребенок, семья, ДОУ.По числу участников проекта: групповойПо времени проведения: краткосрочный 1,5 мес.По характеру контактов: в рамках ДОУ....
Проект "В мире гласных звуков и букв"
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образова...
Логопедический проект " В мире гласных звуков и букв"
Подготовка детей к обучению грамоте. Знакомство с гласными звуками и буквами....
Логопедический проект «В стране гласных звуков и букв»
Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка...