практический материал для преодоления недостатков пересказа у дошкольников с недоразвитием речи
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)

Сутырина Эльвира Алексеевна

Представлен доклад и презентация.

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_material_sutyrina.docx24.49 КБ
PDF icon prakticheskiy_material_sutyrina.pdf697.85 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

2 СЛАЙД

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью.

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

 3 СЛАЙД

Как должны составляться пиктограммы?

1. Они должны отражать содержание текста (произведения) последовательно.

2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.

3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

4 СЛАЙД

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Сначала у нас происходит беседа по картинке.
- Кого вы видите на картинке?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

5 СЛАЙД
2.Составление рассказа с использование пиктограмм. (дети могут сами выбрать подходящую пиктограмму из предложенных или же открывать каждую пиктограмму по очереди по ходу чтения текста)

Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать. Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Далее мы просим детей самостоятельно пересказать рассказ опираясь на пиктограммы.

6 СЛАЙД

Мы также можем использовать серию сюжетных картин

Рассмотрим на примере рассказа «Как солнышко ботинок нашло»

  1. И Снова мы начинаем с беседы по серии сюжетных картин.
    - Где гулял мальчик Коля?
    - Чего было много вокруг дома?
    - Почему Коля стоит в одном ботинке?
    - Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
    - Как вы думаете, он нашёл его?
    - Кому рассказал Коля о своей потере?
    - Кто стал искать ботинок после Коли?
    - А после бабушки?
    - Где Коля мог потерять ботинок?
    - Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
    - Нужно ли поступать так, как поступил Коля?

7 СЛАЙД


2. Составление рассказа с использование пиктограмм.

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

8 СЛАЙД

Здесь уже мы можем не использовать пиктограммы, а берем только серию сюжетных картинок

«Как щенок нашёл друзей»

Предлагаем разложить картинки в нужной последовательности

Задаем вопросы по содержанию картинок

-Картинка№1: Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили? Какая стояла погода?(дождливая)Кто изображена картине?(грустный, мокрый щенок) Что делает щенок? (сидит, скулит) Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?

-Картинка№2 Кого вы видите на картине? Как одеты девочки и что у них в руках? Почему девочки остановились около щенка?(жалобно скулил) Как вы думаете,что решили сделать девочки? Почему подружки решили забрать щенка?

-Картинка№3:Кого вы видите на этой картинке? Где находятся девочки и щенок? Что он делает? Какое настроение у подружек?

Как смотрят на щенка девочки? (с любовью..)

-Картинка№4:Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?

Даем детям минутку посмотреть на картинки и придумать рассказ. После дети по очереди выходят к картинкам и рассказывают свой рассказ.

Текст рассказ

Это было поздней осенью. С деревьев облетели желтые листья. Шел сильный осенний дождь. Маленький щенок сидел один в парке. Он сильно промок и замерз. Через парк шли девочки. Подружки увидели мокрого грустного щенка. Они решили взять мокрого щенка домой. Дома девочки на кормили щенка. В комнате было тихо и уютно. Довольный щенок уснул на коврике. Подружки сидели на диване и любовались щенком. Они решили оставить щенка. Девочки назвали щенка Дружок.

9 СЛАЙД

Теперь давайте вместе рассмотрим Серию сюжетных картинок «Нашли ежа». И придумаем вопросы для дальнейшего составления рассказа.

Открываю 1 картинку:

  • Кто нарисован?
  • Куда пришли дети? (дети пришли в лес)
  • Кого нашли дети?
  • Какого ежа? (маленького, серого, колючего)
  • Где нашли ежа? (под кустом)
  • Какое время года нарисовано? (поздняя весна, лето)
  • Почему ты так думаешь?
  • Как думаешь, что было дальше?  Открываю 2 картинку:

-Куда идут дети?

-Кто у них в руках?

-Куда положим ежа? (в кепку)

  • Почему они положили в кепку, а не понесли в руках? (еж колючий) Открываю 3 картинку:
  • Куда принесли ежа дети?
  • Чем кормят дети ежа? (молоком)
  • Что любит еж? (мышей, змей, лягушек, червяков)

-Как вы думаете, ежу понравилось в гостях?

Минутку подумать и составляем рассказ.

10 СЛАЙД

Я оставляю вам полезные ссылки для более подробного изучения методики обучения пересказу с помощью пиктограмм. Так же хотелось бы отметить, что логопед и воспитатель должны взаимодействовать друг с другом.

Учитель-логопед отбирает материал в рамках обозначенных направлений работы и составляет план работы по коррекции недостатков пересказа.

А воспитатель в свою очередь использует рекомендации учителя-логопеда по коррекции недостатков пересказа на своих занятиях и в режимных моментах и закрепляет все навыки, которые логопед сформировал у ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".

Данный материал поможет учителю- логопеду организовать качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле "Мебель". В данном материале п...

Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".

Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...

Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".

Данный материал поможет учителю- логопеду качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле: "Продукты питания". В данном материале под...

статья "Работа логопеда и воспитателя над преодолением недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием

Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополе...