практический материал для преодоления недостатков пересказа у дошкольников с недоразвитием речи
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)
Представлен доклад и презентация.
Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_material_sutyrina.docx | 24.49 КБ |
prakticheskiy_material_sutyrina.pdf | 697.85 КБ |
Предварительный просмотр:
1 СЛАЙД
Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
2 СЛАЙД
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:
1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью.
3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
3 СЛАЙД
Как должны составляться пиктограммы?
1. Они должны отражать содержание текста (произведения) последовательно.
2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.
4 СЛАЙД
Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.
1.Сначала у нас происходит беседа по картинке.
- Кого вы видите на картинке?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
5 СЛАЙД
2.Составление рассказа с использование пиктограмм. (дети могут сами выбрать подходящую пиктограмму из предложенных или же открывать каждую пиктограмму по очереди по ходу чтения текста)
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать. Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
3.Далее мы просим детей самостоятельно пересказать рассказ опираясь на пиктограммы.
6 СЛАЙД
Мы также можем использовать серию сюжетных картин
Рассмотрим на примере рассказа «Как солнышко ботинок нашло»
- И Снова мы начинаем с беседы по серии сюжетных картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
7 СЛАЙД
2. Составление рассказа с использование пиктограмм.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
3.Пересказ рассказа.
8 СЛАЙД
Здесь уже мы можем не использовать пиктограммы, а берем только серию сюжетных картинок
«Как щенок нашёл друзей»
Предлагаем разложить картинки в нужной последовательности
Задаем вопросы по содержанию картинок
-Картинка№1: Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили? Какая стояла погода?(дождливая)Кто изображена картине?(грустный, мокрый щенок) Что делает щенок? (сидит, скулит) Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?
-Картинка№2 Кого вы видите на картине? Как одеты девочки и что у них в руках? Почему девочки остановились около щенка?(жалобно скулил) Как вы думаете,что решили сделать девочки? Почему подружки решили забрать щенка?
-Картинка№3:Кого вы видите на этой картинке? Где находятся девочки и щенок? Что он делает? Какое настроение у подружек?
Как смотрят на щенка девочки? (с любовью..)
-Картинка№4:Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?
Даем детям минутку посмотреть на картинки и придумать рассказ. После дети по очереди выходят к картинкам и рассказывают свой рассказ.
Текст рассказ
Это было поздней осенью. С деревьев облетели желтые листья. Шел сильный осенний дождь. Маленький щенок сидел один в парке. Он сильно промок и замерз. Через парк шли девочки. Подружки увидели мокрого грустного щенка. Они решили взять мокрого щенка домой. Дома девочки на кормили щенка. В комнате было тихо и уютно. Довольный щенок уснул на коврике. Подружки сидели на диване и любовались щенком. Они решили оставить щенка. Девочки назвали щенка Дружок.
9 СЛАЙД
Теперь давайте вместе рассмотрим Серию сюжетных картинок «Нашли ежа». И придумаем вопросы для дальнейшего составления рассказа.
Открываю 1 картинку:
- Кто нарисован?
- Куда пришли дети? (дети пришли в лес)
- Кого нашли дети?
- Какого ежа? (маленького, серого, колючего)
- Где нашли ежа? (под кустом)
- Какое время года нарисовано? (поздняя весна, лето)
- Почему ты так думаешь?
- Как думаешь, что было дальше? Открываю 2 картинку:
-Куда идут дети?
-Кто у них в руках?
-Куда положим ежа? (в кепку)
- Почему они положили в кепку, а не понесли в руках? (еж колючий) Открываю 3 картинку:
- Куда принесли ежа дети?
- Чем кормят дети ежа? (молоком)
- Что любит еж? (мышей, змей, лягушек, червяков)
-Как вы думаете, ежу понравилось в гостях?
Минутку подумать и составляем рассказ.
10 СЛАЙД
Я оставляю вам полезные ссылки для более подробного изучения методики обучения пересказу с помощью пиктограмм. Так же хотелось бы отметить, что логопед и воспитатель должны взаимодействовать друг с другом.
Учитель-логопед отбирает материал в рамках обозначенных направлений работы и составляет план работы по коррекции недостатков пересказа.
А воспитатель в свою очередь использует рекомендации учителя-логопеда по коррекции недостатков пересказа на своих занятиях и в режимных моментах и закрепляет все навыки, которые логопед сформировал у ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Словообразование...
Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.
Педагогическая технология обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи...
«Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи III уровня через использование развивающего наглядного материала»
Обобщение опыта...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду организовать качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле "Мебель". В данном материале п...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле: "Продукты питания". В данном материале под...
статья "Работа логопеда и воспитателя над преодолением недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием
Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополе...