Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
консультация по логопедии
Данный материал поможет учителю- логопеду организовать качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле "Мебель". В данном материале подробно рассматривается познавательная часть, работа над уточнением словаря, подобраны подвижные игры и динамические паузы, пальчиковые игры, упражнения на развитие речевого дыхания и развития направленной воздушной струи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mebel_vzaimodeystvie_s_vospitatelyami.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Практическое взаимодействие логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле
«Мебель».
Подготовила: учитель- логопед Животенко Н.П.
Надым 2020 г.
Старшая группа. Лексический цикл: «Мебель».
Тема | Словарь | Развитие моторики | Развитие речевого дыхания | ||
Общей | Мелкой | Артикуля-ционной | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Продукты питания Познавательная часть: -систематизация детских представлений в лексическом цикле «Мебель»; Дети должны знать: -названия предметов мебели; - части мебели; -подбирать обобщающее понятие. -узнавать и называть профессию «плотник», место работы, орудия его труда. | Предметный: Обобщающее слово: мебель. Профессия: плотник, пила, молоток, гвозди, рубанок, дрель, дерево. Названия предметов мебели: стол, стул, кровать, диван, кресло, пуфик, табурет, тумба, трюмо, буфет, сервант, полка, шкаф, комод, Качественный: обозначающих величину (большой, маленький), тяжесть (тяжёлый, лёгкий), жёсткий или мягкий, старый или новый, красивый, цвет. Глагольный: сидеть, лежать, складывать, залезать, стоять, ремонтировать, делать, пилить, стучать, забивать, рубить, работать, | Подвижные игры: Подвижная игра «Уборка» Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр круга. В центре круга находится педагог. Раз, два, три, четыре, убираем мы в квартире. (Хлопают в ладоши) Петя взял пылесос, Ваня тряпки нам принес. Маша принесла ведро. Ох, огромное оно. (Наклоны вправо-влево, руки в стороны — вниз, кисти рук сжаты в кулачки) Чисто вытрем мы все стулья, И кроватки, и столы. (Выполняют «пружинку», руками взмахивают попеременно вперед-назад) Мы диван пропылесосим, Уберем мы все углы. (Приседают 2 раза, руки вперед, ладони вниз) А потом, а потом Побежим мы за котом. (Бегут по кругу друг за другом) Мы кота поймаем, (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Поднимают руки вперед, сжимают-разжимают кулачки.) Причешем, приласкаем. (Гладят себя обеими руками по голове.) Мама вечером пришла,( Шагают на месте.) На пороге замерла: - Кто убрал квартиру нашу: Петя, Ваня или Маша? (Выполняют 2 наклона вперед. При наклоне разводят руки от груди вперед — в стороны.) - Это - мы! Это - мы! Тебе, мама, помогли.. (Хлопают в ладоши. ) | «Стул» Это стул. Сиденье, спинка, (К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился стульчик) А на спинке две картинки. (Показывают два пальчика на правой руке) А ещё четыре ножки (Показывают по два пальчика на обеих руках) Чтоб сидеть под стулом кошке. (приседают, делают из ладошек «ушки»). Н.Нищева |
Приколачива-ем дверку к шкафу. «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук» | «Плотники» Детям предлагаются дидактические игрушки на развитие речевого дыхания: картонные столы и стулья основных цветов, с загнутыми бумажными ножками. Надо «отремонтиро-вать» мебель, подуть на ножки так, чтоб они расправились. Затем педагог предлагает найти пару по цвету. |
Развитие фонематического слуха | Развитие звуковой культуры речи | Развитие графомоторных навыков | Развитие связной речи |
7 | 8 | 9 | 10 |
1. Хлопни в ладоши, если услышишь правильное слово. Я буду произносить слово правильно и неправильно, хлопни в ладоши, если услышишь правильно сказанное слово. -мебель, мубель, мебаль, мебель, мебе, неель, мебель, небель, мебель. -комната, комата, комната, омната, ковната, комната. 2.Исправь ошибки: И в Воронеже, и в Туле, Дети ночью спят на… (не на стуле, а на кровати) На окне у нас …висит (стоит) Анина кроватка, …Под кроватью (на кровати) Аня спит очень- очень сладко. | Упражнение «Подбери картинки к похожим словам» (стол- стул, полка- палка, кровать- ковать, пила- липа, молоток- лоток) Упражнение «Повтори похожие слова парами». Из двух слов выбери и повтори за мной только то слово, в названии которого есть звук «Л». (сто- стол, папка- палка, стук- стул, пика- пила) Упражнение «Назови первый звук в слове». (молоток-М, пуфик- П, комод-К, табурет-Т, полка- П) | Обведение по контуру и штриховка цветными карандашами трафаретов с изображением различных предметов мебели. Складывание из палочек стола, стула, табурета, шкафа. | Составь описательный рассказ-загадку по профессии «плотник»: .
Логопед предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый диван». |
Подготовительная к школе группа.
Тема | Словарь | Развитие моторики | Развитие речевого дыхания | ||
Общей | Мелкой | Артикуляционной и мимической | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Продукты питания Познавательная часть: -систематизация детских представлений в лексическом цикле «Мебель»; Дети должны знать: -называть и различать; -как надо хранить тот или иной продукт питания. -соотносить завтрак, обед, полдник, ужин с частями суток. | Предметный: Предметы мебели: тахта, этажерка. Названия частей предметов мебели: ножки, спинка, крышка, сидение, дверцы, ручки, подлокотник, матрац, Понимать многозначность таких слов как ножки, спинка, ручка. Употребление уменьшительно- ласкательных форм и увеличительных существительных (диванчик, диванище) Качественный: обозначающих форму (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный), материал (стеклянный, деревянный, кожаный, металлический, пластмассовый, дубовый), по назначению: журнальный, обеденный, письменный (стол) книжный, плательный (шкаф), детский или для взрослых, по расположению: спальный, кухонный, туалетный, Глагольный: различать значение приставочных глаголов, настоящее и прошедшее время, единственное и множественное число, образование причастий от глаголов (сидит- сидящий, спит- спящий) | Подвижные игры: Подвижная игра «Мышки в доме» Играющие делятся педагогом на две равные по количеству детей группы. Первая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Это — «мышеловка». Вторая группа детей — «мышки» — располагается врассыпную с внешней стороны круга. Дети, изображающие мышеловку, поднимают сцепленные друг с другом руки вверх, образуя воротики, и вместе с педагогом произносят следующие слова: Поселились в доме мышки, Все погрызли, шалунишки. Мышки, мебель не грызите, Вы из дома уходите! Уходите поскорей, Не пугайте вы детей. Мышеловки мы поставим, Быстро вас сейчас поймаем! Пока дети первой группы проговаривают текст, «мышки» быстро вбегают в круг и выбегают из него, пробегая под воротиками. После слов «Быстро вас сейчас поймаем» «мышеловка» закрывается — дети присаживаются на корточки, опускают сцепленные руки вниз. «Мышки», оставшиеся внутри круга, считаются пойманными. Педагог и дети подсчитывают количество пойманных «мышек». Затем группы детей меняются ролями. Игра повторяется. | «Много мебели в квартире». Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть- чуть на стуле. А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали. А потом мы с котом посидели за столом. (загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели). Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. (Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Н.Нищева | Массаж биологически активных точек лица «Шкаф». Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам. В нем костюмы, платья, шубы – указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами. В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам. И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки. Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам. | «Посмотри, что внутри». Ребенку дают домик, внутри которого находится бумажный предмет мебели. Надо подуть в окошко домика так, чтоб с противоположной стороны из двери показался предмет мебели. (тумбочка, кровать, стул) |
Развитие фонематического слуха | Развитие звуковой культуры речи | Развитие графомоторных навыков | Развитие связной речи |
7 | 8 | 9 | 10 |
Игра «Подскажи словечко в рифму» (развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм существительных, фонематических процессов) Костя в комнату вошёл и поставил сок… ( НА стол) Всем детишкам по конфете взял из вазочки… (В буфете) Маша в комнату впорхнула, шарф и плащ взяла… (СО стула) Катя вынула жирафа, мяч и гномика… (ИЗ шкафа) Закатила барабан наша Оля… (ПОД диван) На портрете Аня с бантом, а портрет тот… (НАД сервантом) Книжку новую Ивана я достал… (ИЗ-ПОД дивана) Если хочет Миша спать, он приляжет (НА кровать) Чтобы ноги отдохнули, посидит чуть- чуть… (НА стуле) Почитать хотим мы если, то развалимся мы… (В кресле) Н.Нищева | Диф. «Т-Д» Подбери проверочное слово и назови последнюю букву в слове. (табурет- табуреты, в конце слова пишем «Т», буфет- буфеты, в конце слова пишем «Т», сервант- серванты, в конце слова пишем «Т», комод- комоды, в конце слова пишем «Д») Диф «Т-ТЬ» К нам пришли дети Таня и Тима. Какой звук «Т» слышен в именах детей? (Таня- звук «Т» твёрдый, Тима- звук «ТЬ» мягкий. Подберём для Тани мебель в названии которой слышен твёрдый звук «Т», а для Тимура с мягким звуком «ТЬ».(Тане- стол, стул, тумба, тахта, Тиме- кровать) Заучивание четверостишья: Стул взглянул на табурет: | Дорисуй предметы. (Дорисовать и назвать недостающие части у мебели) Дорисуй по образцу вторую половину изображения. Пропись по клеткам комплекса прямых вертикальных и горизонтальных линий столы, стулья, шкафы, кровати. и их различных вариантов чередования и расположения.
| Упражнение «Забывчивый покупатель». Составь описательный рассказ-загадку по плану:
Анализ детьми рассказов своих товарищей. Упражнение «Самый главный» Педагог предлагает детям выбрать себе предметную картинку и рассказывает о том, как спорили предметы мебели, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображённый на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный» В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
Коррекция общего недоразвития речи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра специальной педагогики и психологии РЕФЕРАТ Работа у...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....
Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду качественное взаимодействие с воспитателями при систематизации детских представлений в лексическом цикле: "Продукты питания". В данном материале под...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и родителей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку- передвижку в период изучения лексического цикла: "Продукты питания", при организации единого образовательного простран...
Семинар для воспитателей « Совместная работа педагогов ДОУ по коррекции общего недоразвития речи у детей »
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...