«Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи III уровня через использование развивающего наглядного материала»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Алдергот Ольга Вениаминовна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_dlya_sayta.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи III уровня

через использование развивающего наглядного материала»

Опыт обобщен:

Алдергот  О.В.

воспитателем МБДОУ

«Детский сад № 65 –Центр развития ребенка»

г. Бийск

Содержание

  1. Наименование опыта: «Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала»        3
  2. Условие возникновения и становления опыта        .3
  3. Актуальность опыта…………………………………………………..3 - 4
  4. Теоретическая база опыта        4 - 5
  5. Новизна опыта……………………………………………………………5
  6. Ведущая педагогическая идея………………………………………..5 - 6
  7. Технология опыта……………………………………………………6 - 15
  8. Результативность        15 - 16
  9. Адресная направленность……………………………………………….16
  10. Трудоемкость        16
  11. Литература……………………………………………….…………16 - 18

1. Наименование опыта: «Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала».

2. Условия возникновения и становления опыта.

Опыт сформировался в условиях МБДОУ «Детский сад №65 -Центр развития ребёнка» на базе группы для детей с нарушением речи. МБДОУ находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1. Подобраны необходимые диагностические методики и создана специальная развивающая среда, что позволило начать работу по обучению пересказу  дошкольников.

3. Актуальность опыта.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.

На данный момент актуальность этой проблемы возрастает в связи с увеличением процента детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Теоретическая база опыта.

Автор в основу своей работы положил принципы «Теории оптимизации обучения» Ю.К.Бабанского: научность, системность, доступность и руководствуется основными мыслями данной теории, такими, как:

- хорошее знание методов обучения и умение их эффективно применять в практике работы с детьми;

- деятельность педагога подчинена трем задачам: обучение, воспитание, развитие, реализующихся в единстве;

- использование личностно-ориентированного подхода;

- создание мотивации обучения.

При проведении образовательной деятельности, автор опирается на показатели познавательного интереса (уровень учебных успехов, вопросы к педагогу, желание принять участие в деятельности) и пути его формирования (содержание учебного материала, осознание практической роли, самостоятельная деятельность, хороший микроклимат), разработанные Щукиной Г.И. в «Теории познавательного интереса».

В своей деятельности автор руководствуется исходными принципами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова:

- принцип опережающего обучения;

- принцип субъектности ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Ребенок является субъектом, а не объектом обучения;

- принцип проблемности  как условие мотивации.

5. Новизна опыта.

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной парадигме образования - модернизации. Автором предпринята попытка осуществить системный подход в работе по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи, через использование развивающего наглядного материала. Разработан перспективный план на два года, учитывающий лексические темы образовательной программы детского сада и представляющий собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности по каждой возрастной группе.

Кроме этого автором предусмотрено системное использование различных методов, повышающих эффективность развития умений и навыков пересказа: наблюдение в процессе речевой деятельности, беседы с детьми и родителями, тренировочные упражнения в речевой деятельности и др. Помимо описания автором легко применимых в условиях детского сада методов, приведены и более специфичные методы обучения пересказу. Необходимость их использования диктуется автором как обязанность помогать детям с общим недоразвитием речи быстрее преодолеть  недостатки в области пересказа текстов.

6. Ведущая педагогическая идея опыта.

Опыт автора основывается  на исследованиях, идеях:

- Л. Н. Ефименковой, В.П.Глухова разработавших систему обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи;

- Т. А. Ткаченко, активно использующей вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания при работе над формированием связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Создание системы работы по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи через специальное планирование, проведение специальной коррекционной образовательной деятельности является ведущим механизмом совершенствования навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений и определяет эффективность воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении, способствует саморазвитию личности.

7. Технология опыта.

Цель работы: Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.

Задачи:

1. Подобрать соответствующую литературу с целью изучения состояния выбранной темы.

2. Раскрыть особенности обучения пересказу в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

3. Подобрать диагностические методики для выявления особенностей навыков пересказа в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

4. Изучить особенности навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

5. Создать перспективный план по обучению пересказу детей с ОНР через использование развивающего наглядного материала.

6. Реализовать перспективный план по обучению пересказу детей с ОНР через использование развивающего наглядного материала.

7. Провести повторное обследование особенностей навыков пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявить динамику развития навыков пересказа детей с ОНР через использование развивающего наглядного материала и определить эффективность проведенной работы.

8.Составить рекомендации по развитию связной речи детей для родителей.

Результативность работы по обучению пересказу детей зависит от соблюдения общепринятых принципов современной теории дошкольного воспитания. Принципы построены с учётом работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы.

1. Принцип

воспитывающего

обучения

Обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. В ходе обучения вырабатывается произвольность поведения, психических процессов; дети овладевают навыками общения.

2. Принцип

развивающего

обучения

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В рамках этого принципа используются технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, культурно историческая концепция Л.С.Выготского.

3. Принцип

наглядности

Обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип

системности и последовательности

Предполагает логическое построение содержания и процесса обучения и устанавливает последовательность раскрытия темы на следующих занятиях, связь нового материала с ранее усвоенными знаниями.

5. Принцип

доступности.

Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознания

процесса обучения.

Развитие у ребенка рефлексирующей позиции.

7. Принцип учета

возрастно-

психологических и

индивидуальных

особенностей.

Позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу развития для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

8. Принцип научности.

Обучение дошкольников должно основываться на реальных знаниях, правильно отражающих действительность.

Работая над овладением детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи пересказом,  осуществляется по трем этапам:

1. Диагностический этап.

Цель. Изучить особенности навыка пересказа дошкольников и выявить уровень его сформированности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели используется диагностика, предложенная  Л.Н.Ефименковой, позволяющая выявить способности ребенка пересказывать короткий текст. Пересказы, составленные дошкольниками, разбираются с учетом следующих показателей: раскрытие темы; лексико-грамматическое оформление пересказа; смысловая целостность и последовательность высказываний; выразительность речи (образность и эмоциональность); степень самостоятельности при составлении пересказа.

2. Развивающий этап.

Цель. Организовать работу по реализации перспективного плана по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.

Задачи:

1. Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на иллюстративный материал (фланелеграф, серию сюжетных картинок, предметные картинки - «иллюстративное панно» и т.д.).

2. Учить соблюдать связность и последовательность изложения при пересказе произведения по наглядному действию.

3. Формировать умение соблюдать грамматические нормы  родного языка.

4. Упражнять в моделировании сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.

5. Развивать у детей способность выражать личное отношение к герою произведения и его поступкам и эмоционально воспринимать художественное слово.

6. Закреплять умения самостоятельно  пересказывать знакомые произведения в детском саду и дома.

7. Привлечь родителей к изготовлению развивающего наглядного материала и  его использованию при обучению пересказу в условиях семьи.

Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Скучная шуба» Л.Е. Улицкой, сказка «Рукавичка» и др. Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового — лексического и грамматического — материала текста для обучаемой группы детей.

Формы проведения работы по обучению пересказу детей с  общим недоразвитием речи:

- образовательная деятельность   (Фронтальная форма работы — общая деятельность, общий ритм, хоровые ответы и т. д.— сочетаемые с заданиями, предлагаемыми отдельным детям.);

- индивидуальная работа (Проводится в утренние или вечерние часы. Ребенок пересказывает произведение воспитателю — внимательному слушателю и помощнику. Постепенно такая индивидуальная деятельность переходит  в групповые, так как другие дети также начинают с удовольствием участвовать в пересказе или активно слушают товарища.).

Работа по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи на развивающем этапе осуществляется в следующей последовательности:

На первом этапе используются небольшие тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал:

- с использованием фланелеграфа;

- с опорой на серию сюжетных картинок;

- с опорой на предметные картинки - «иллюстративное панно»;

- пересказ по наглядному действию (В виде простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям.)

На втором этапе по мере возрастания речевых возможностей увеличивается объем текста и изменяется ряд специальных, вспомогательных и активизирующих приемов:

- пересказ с опорой на одну сюжетную картину;

- прием моделирования сюжетом произведения с помощью условной наглядной схемы (для ее составления используются блоки - квадраты, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями);

- использование диафильма (данный прием способствует повышению интереса к занятиям развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей).

На третьем этапе эффективном при обучении пересказу является прием использования детского рисунка (После разбора и пересказа текста по вопросам педагога дети выполняют рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка).

На всех ступенях обучения детей пересказу, положительный эффект достигается благодаря учету индивидуального речевого развития каждого дошкольника.

Для детей, у которых уровень способности пересказывать низкий применяются следующие приемы:

- педагог пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение;

- если ребенок пересказывает с большими паузами, задаются наводящие вопросы;

- пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.

Для детей, у которых уровень способности пересказывать текст довольно высокий, применяются более сложные виды работы:

- краткий пересказ, когда ребенок пересказывает не все подряд, а только самое главное;

- пересказ текста от имени другого лица;

- пересказ с изменением времени действий;

- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев.

Методика образовательной деятельности по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей, от конкретных задач обучения, а также от особенностей литературного текста.

Структура ОД «Развитие речи»:

1. Организационная часть.                                                                                                              

- организуется внимание детей;

- дети готовятся к восприятию рассказа.

2. Основная часть.

- чтение текста (Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, таким образом обеспечивается свободное художественное восприятие.);

- разбор текста в вопросно-ответной форме (Помимо разбора содержания, для детей с общим недоразвитием речи проводится специальный языковой (лексический) разбор. Внимание детей сосредоточивается на языковом материале произведения. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов («Что говорится в сказке о березе/речке/лисе?» и т.д.; «Вспомните, как сказано о ней»). В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.). Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.;

- повторное чтение текста детям с использованием наглядного материала (с установкой на запоминание и последующий пересказ);

- пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал)

- анализ детских рассказов (Анализ дается сразу после ответа, с тем чтобы его приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, ребенку предлагается «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.)    

3. Заключительная часть.

- упражнения на закрепление языкового материала.

3. Итоговый этап.

Цель.

1. Сформулировать выводы по результатам особенностей навыка пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявить динамику и эффективность данной работы.

2. Составить рекомендаций для родителей по обучению пересказу детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи.

Осуществляется взаимосвязь с родителями по обучению пересказу детей через консультации, просмотр образовательной деятельности, проведение родительских собраний.

8. Результативность.

Подводя итоги работы за два года, необходимо ответить, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование, чёткую систематизацию лексического материала и дополняющие друг друга приёмы и формы обучения с учётом способностей речевого и умственного развития детей получены хорошие результаты.

В ходе работы по обучению пересказу были получены следующие результаты. Дети:

- полностью передают содержание текста, пересказывая с опорой на иллюстративный материал (фланелеграф, серию сюжетных картинок, предметные картинки - «иллюстративное панно» и т.д.);

- соблюдают связность и последовательность изложения при пересказе произведения  по наглядному действию;

- соблюдают грамматические нормы родного языка;

- моделируют сюжет произведения с помощью условной наглядной схемы;

- выражают личное отношение к герою произведения и его поступкам и эмоционально воспринимают художественное слово;

- самостоятельно пересказывают знакомые произведения в детском саду и дома.

Родители воспитанников активно участвуют в изготовлении развивающего наглядного материала (пальчиковый театр, театр теней, театр масок) и используют его при обучению пересказу в условиях семьи. Кроме этого в группе оформлен театр – фланелеграф, изготовлены атрибуты для игр – драматизаций, созданы картотеки "Иллюстративные панно", "Мнемотаблицы" с учетом лексических тем.

63,6% детей с общим недоразвитием речи имеют высокий уровень показателей: пересказы составлены самостоятельно, текст излагается связно и последовательно с использованием языковых средств оригинала, в основном соблюдаются грамматические нормы языка, речь плавная, паузы единичные.

Таблица 1:

Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи.

Уровень

развития

Параметры оценки

Пересказ знакомого текста

Пересказ не знакомого текста

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

уровень

8,3%

50%

0%

0%

Средний

уровень

75%

41,5%

50%

83%

Низкий

уровень

16,7%

8,5%

50%

17%

Таблица 2:

Подготовительная группа для детей с общим недоразвитием речи.

Уровень

развития

Параметры оценки

Пересказ знакомого текста

Пересказ не знакомого текста

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

уровень

36,4%

81,8%

9,3%

63,6%

Средний

уровень

45,3%

18,2%

63,3%

36,4%

Низкий

уровень

18,3%

0%

27,4%

0%

Предоставленные таблицы показывают, что в результате углубленной работы, у детей с общим недоразвитием речи виден значительный рост уровня способности  пересказывать знакомый и не знакомый тексты. Это, в свою очередь, создало условия для успешной адаптации и дальнейшего обучения детей в школе.

9. Адресная направленность.

Данный опыт используется воспитателями речевых групп детского сада в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста через использование развивающего наглядного материала. Предложенная система работы рассчитана для детей старших и подготовительных групп для детей с общим недоразвитием речи.

10. Трудоемкость.

Работа по данной теме предполагает наличие наглядного и методического материала, высокий уровень подготовки педагога. Данная работа осуществляется на основе взаимосвязи деятельности учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей.

11. Литература.

1. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада. / Н.А. Ветлугина. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,1985 - 207с.

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] Серия: Педагогика нового времени/ Н.В.Степанова Издательство: Лакоценин С. С. ,2010г. Мягкая обложка, 112 стр.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: «Лабиринт», 1996. - 416с.

4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

5.Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В.П. Глухов. – М.: Альфа, 1996. – 123 с.

6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - 111 с. ил. 21 см, 2-е изд., перераб. … М. Просвещение 1985.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/1984г. Статья: «Развитие речи вне занятий у старших дошкольников».

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4-5/2005г.Статья: «Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу», автор: Н.В.Нищева.

9. Журнал «Логопед» №7/2009г. Статья: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» автор: Л.Н.Анисимова

10. Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет [Текст] Серия: Программа развития./ И. А. Тихонова. - Издательство: Сфера, 2007 г. Мягкая обложка, 96 стр.

11. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! [Текст] Комплексная программа подготовки ребенка к школе. Серия: Уроки логопеда/ О.И. Крупенчук. - Издательство: Литера, 2008 г. Мягкая обложка, 208 стр.

12. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников [Текст] : [Кн. для логопеда] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : Литур, 2003. — 316,[1] c. : − 30000 экз.

13. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Р46 бавт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. — 3-е изд. — Мозырь : Содействие, 2008. — 100 с. ISBN 978-985-6850-89-2

14. Рогов, Е.И. Общая психология [Текст] : Курс лекций/ Е.И. Рогов. - Издательство: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Год: 2000. Страниц: 448 с.

15. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно [Текст]: Обведи и объясни: Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи - 32 с. {Практическая логопедия}/ Т.А.Ткаченко. -  Гном и Д (2001 г.) - 32 с.

16. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дош. образоват. учреждений/ О.С. Ушакова.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

Обучение Чтению детей с общим недоразвитием речи

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ, ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.КРАТКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР....

Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий

Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого раз...

Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи....