статья "Работа логопеда и воспитателя над преодолением недостатков пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием
статья по обучению грамоте (старшая группа)
Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек». Представлены недостатки пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием и уточнено содержание коррекционной работы для повышения его качества. В качестве метода коррекции недостатков пересказа выступают пиктограммы, способствующиеразвитию умений детей определять звуковую структуру слова через понятную и наглядную форму.
Ключевые слова: пересказ, недостатки пересказа, дошкольники с речевым недоразвитием, коррекция, пиктограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sutyrina_e.a.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ НАД ПРЕОДОЛЕНИЕМ НЕДОСТАТКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Сутырина Э.А.
Учитель-логопед
МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек»
с. Ухтуй
эл. почта: elvirrra.r@gmail.com
Аннотация. В представленной статье отражена специфика и особенности пересказа у детей с речевым недоразвитием. В рамках экспериментального исследования на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек». Представлены недостатки пересказа у старших дошкольников с речевым недоразвитием и уточнено содержание коррекционной работы для повышения его качества. В качестве метода коррекции недостатков пересказа выступают пиктограммы, способствующиеразвитию умений детей определять звуковую структуру слова через понятную и наглядную форму.
Ключевые слова: пересказ, недостатки пересказа, дошкольники с речевым недоразвитием, коррекция, пиктограммы.
Старший дошкольный возраст характеризуется активным становлением личности ребенка, которое обусловлено количественными и качественными изменениями в развитии психических процессов, поведении, Я-концепции, в том числе в речевом развитии. Речь детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий совершенствуется. Она характеризуется большим объемом словарного запаса, правильным звукопроизношением, развитостью связной речи[4].
Владение пересказом составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к школе (Л.А. Леушина, В.В. Гербова, Е.И. Тихеева и другие), так как в школьном обучении дети сталкиваются с необходимостью понимать инструкции педагога, воспроизводить содержание услышанных текстов. Следовательно, обучение пересказу в дошкольном возрасте особенно значимо [1].
Исследователи выделяют характерные особенности речевого развития детей с ОНР: позднее появление речи; ограниченный словарный запас; наличие в речи аграмматизмов; нарушения слоговой структуры; недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было установлено, что для высказываний детей в ходе пересказа характерны следующие специфические особенности [2]:
– нарушение связности и последовательности изложения;
– смысловые пропуски;
– искажения;
– фрагментарность высказываний;
– выраженная ситуативность высказываний;
– частичное или полное непонимание текста [3].
Следовательно, высказывания детей при пересказе не соответствуют содержанию и структуре прослушанного текста.
Исследование было проведено на базе МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек». В исследовании приняли участие 20 дошкольников с речевым недоразвитием в возрасте 5-6 лет.
Целью данного исследования являлось выявить недостатки пересказа у дошкольников с речевым недоразвитием, а также предложить содержание работы логопеда и воспитателя по формированию навыка пересказа у детей, имеющих недоразвитие речи.
Для того чтобы изучить психоречевое развитие дошкольников подготовительной группы с нарушениями речи, была проведена экспресс-диагностика речевого развития. Скрининговое исследование состояло из двух частей:
- Изучение актуального интеллектуального статуса.
- «Самое непохожее»
- «Повторение цифр» (Д. Векслер).
- «Заселение дома» (И.И.Аргинская)
- Изучение актуального логопедического статуса.
- экспресс-диагностика (Е.Л. Инденбаум, И.Ю. Мурашова), включающая исследование лексико-грамматической стороны речи и фонетико-фонематической стороны речи.
Средние балльные оценки критериев пересказа старших дошкольников с речевым недоразвитием показаны в таблице 1.
Таблица 1
Средние балльные показатели оценки критериев пересказа старших дошкольников
Задание | Критерии | |||
Фактическое содержание | Целостность | Лексико-грамматическое оформление | Самостоятельность | |
Пересказ сказки | 1,10±0,14 | 1,05±0,15 | 1,20±0,17 | 1,20±0,17 |
В ходе исследования были выявлены разные уровни навыков пересказа старших дошкольников с речевым недоразвитием. Наблюдаются пропуски частей текста, некоторые дети не могут выделить действующих лиц частые паузы в пересказе, нарушена последовательность текста, у детей небольшой словарный запас, не могут самостоятельно выполнить пересказ, т.к. им требовалась помощь в виде наводящих вопросов. Корреляционная связь между уровнем пересказа и уровнем речевого развития установлена (r=0,59 при р<0,05).
Результаты экспресс-диагностики речевого развития показали, что большинство детей имеют диагноз ОНР (IIIуровень). Результаты экспресс-диагностики интеллектуального развития показали, что все дети имеют норму интеллектуального развития.
По результатам исследования мы выяснили, что навыки пересказа у старших дошкольников разные. Исходя из этого мы разработали методику формирования навыков пересказа методом пиктограммы.
Работа логопеда по коррекции недостатков пересказа должна включать на начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи те виды упражнений, где присутствует наглядность и моделирование плана высказывания. Используемые логопедом упражнения должны располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. Воспитатель закрепляет навыки пересказа на других занятиях.
Таким образом, применяя пиктограммы в работе для подготовки к пересказу, происходит легкое усвоение произведения, и затем непосредственно пересказ с опорой на графические изображения. Пиктограмма помогает ребятам понимать последовательность действий, а также создать канву для дальнейшего осмысления и рассказывания.При использовании метода пиктограмм в процессе обучения пересказу детям станет легче запомнить рассказы. Однако для более эффективного проведения обучения нужно проводить комплексную работу логопеда и воспитателя.
Список литературы:
- Богомолова, Н. В.Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Богомолова, Т.С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 52. – С. 51-57.
- Быкова, В.П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 7–11.
- Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи: (от 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева.– СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
- Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».
В данной методической разработке систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей ...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...
Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников
Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педа...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Публикация будет интересна начинающим воспитателям логопедических групп.Содержание:- Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе;- Практическая сторона совместно...
практический материал для преодоления недостатков пересказа у дошкольников с недоразвитием речи
Представлен доклад и презентация.Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенны...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитат...