Изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Романцова Елена Юрьевна

Словообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

Романцова Е.Ю.

МБУ- детский сад комбинированного вида N163 «Непоседа» городского округа Тольятти

Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4-5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования.  Во многих научных трудах (Нищева Н.В., Ткаченко Т.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др.) указывается на наличие несформированнности навыков практического словообразования у детей с общим недоразвитием речи: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т. п.; отчетливо проявляются  неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов. Данная категория детей обладает пониженной способностью воспринимать различия, заключенные в лексико- грамматических элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка.

Эффективность формирования навыков практического словообразования у детей с общим недоразвитием речи зависит от ряда условий:

-точности изучения состояния навыков практического словообразования у детей до начала коррекции;

-систематичности проведения специализированных занятий по формированию указанных навыков;

-размещения упражнений, заданий в порядке усложнения;

-соответствия заданий выбранной теме;

-вариативности упражнений с учетом индивидуального подхода.

Остановимся подробнее на первом условии.

С целью изучения состояния навыков практического словообразования  у детей с ОНР дошкольного возраста нами выделены следующие задачи:

1) определить уровень сформированности навыка словообразования   существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

2) определить уровень сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов;

3) определить уровень сформированности навыка словообразования существительных с суффиксами –ниц-, -ят-, -ат-, -онок, -енок;

4) определить уровень сформированности навыка словообразования качественных и относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-, -ов-, -ив- ;

5) определить уровень сформированности навыка словообразования приставочных глаголов.

Нами был подобран комплекс заданий, направленный на изучение навыков практического словообразования у детей с ОНР, разработаны критерии оценивания правильности выполнения задания:

- верные ответы;

- неверные ответы;

- отказ от выполнения.

При неверном выполнении детьми заданий осуществляется анализ характера совершенных ошибок- по словообразовательной форме или по семантике слова.

Данный комплекс заданий может быть использован логопедами с целью диагностики состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с ОНР.

Задания на изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с ОНР.

  1. Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования  существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Словарь: дом- домик, слон- слоник, банан- бананчик, мяч- мячик, заяц- зайчик.

Материал: пять парных предметных картинок, изображение Волшебницы.

Процедура проведения. Логопед предлагает ребенку посмотреть на одну из парных картинок, а затем дает инструкцию: «Волшебница уменьшила предметы и предлагает тебе назвать маленькие предметы на картинке. Большой дом, а маленький?».

  1. Образование притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов .

Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов.

Словарь: мамин, папин (отцов), бабушкин, дедушкин.

Материал: картинки с изображениями членов семьи: мамы, папы, бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек.

Процедура проведения. Логопед показывает  ребенку картинки с изображением членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Далее педагог рассказывает, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством картинок с предметами быта, затем раскладывает эти картинки рядом с изображением членов семьи, и спрашивает; «Чья это вещь?»

  1. Образование существительных с суффиксами –ниц-, -ят-, -ат-, -онок, -енок .

Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования существительных с суффиксами –ниц-, -ят-, -ат-, -онок, -енок.

Словарь: 1. Бельчонок-бельчата, зайчонок-зайчата, лисенок-лисята, медвежонок-медвежата, волчонок-волчата, ежонок-ежата, козленок- козлята, теленок- телята, поросенок- поросята, ягненок- ягнята, щенок- щенята, котенок- котята,  медвежонок- медвежата, моржонок-моржата, олененок—оленята, слоненок- слонята, тигренок- тигрята, цыпленок- цыплята, утенок- утята, гусенок- гусята, индюшонок- индюшата.

2. Сахарница, конфетница, хлебница.

Материал: 1. Предметные картинки с изображением детенышей животных и домашних птиц. 2. Предметные картинки с изображением сахарницы, конфетницы, хлебницы.

Процедура проведения. 1. Логопед предлагает ребенку назвать сначала одного детеныша животного (птицы), а затем детенышей. 2. Педагог просит ребенка назвать посуду для конфет, сахара и хлеба.

  1. Образование качественных и относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-, -ов-, -ив-.

Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования качественных и относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-, -ов-, -ив- .

Словарь: железный, стеклянный, бумажный, деревянный, меховая, красивый.

Материал:  железный гвоздь, стеклянный стакан, бумажный пакет, деревянный стул, меховая шапка.

Процедура проведения. Логопед демонстрирует ребенку предмет, затем спрашивает: «Из чего он сделан? Какой он?». Например, «стакан из стекла- какой?» (Стеклянный, красивый).

  1. Образование приставочных глаголов .

Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования приставочных глаголов.

Словарь: прикатился, укатился, закатился.

Материал: мяч.

Процедура проведения. Логопед демонстрирует ребенку действия с мячом, а затем спрашивает: «Мяч катился, катился и за дверь…что сделал? (Укатился). Потом за тумбочку…что сделал? (Закатился). А потом обратно к нам… что сделал? (Прикатился).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня

Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В тезисах рассматривается проблема формирвоания словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. А также содержание исследования и коррекционной логопедической работы по преодолению наруше...