Изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Романцова Е.Ю.
МБУ- детский сад комбинированного вида N163 «Непоседа» городского округа Тольятти
Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4-5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования. Во многих научных трудах (Нищева Н.В., Ткаченко Т.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др.) указывается на наличие несформированнности навыков практического словообразования у детей с общим недоразвитием речи: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т. п.; отчетливо проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов. Данная категория детей обладает пониженной способностью воспринимать различия, заключенные в лексико- грамматических элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка.
Эффективность формирования навыков практического словообразования у детей с общим недоразвитием речи зависит от ряда условий:
-точности изучения состояния навыков практического словообразования у детей до начала коррекции;
-систематичности проведения специализированных занятий по формированию указанных навыков;
-размещения упражнений, заданий в порядке усложнения;
-соответствия заданий выбранной теме;
-вариативности упражнений с учетом индивидуального подхода.
Остановимся подробнее на первом условии.
С целью изучения состояния навыков практического словообразования у детей с ОНР дошкольного возраста нами выделены следующие задачи:
1) определить уровень сформированности навыка словообразования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
2) определить уровень сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов;
3) определить уровень сформированности навыка словообразования существительных с суффиксами –ниц-, -ят-, -ат-, -онок, -енок;
4) определить уровень сформированности навыка словообразования качественных и относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-, -ов-, -ив- ;
5) определить уровень сформированности навыка словообразования приставочных глаголов.
Нами был подобран комплекс заданий, направленный на изучение навыков практического словообразования у детей с ОНР, разработаны критерии оценивания правильности выполнения задания:
- верные ответы;
- неверные ответы;
- отказ от выполнения.
При неверном выполнении детьми заданий осуществляется анализ характера совершенных ошибок- по словообразовательной форме или по семантике слова.
Данный комплекс заданий может быть использован логопедами с целью диагностики состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с ОНР.
Задания на изучение состояния навыков практического словообразования у детей 4-5 лет с ОНР.
- Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Словарь: дом- домик, слон- слоник, банан- бананчик, мяч- мячик, заяц- зайчик.
Материал: пять парных предметных картинок, изображение Волшебницы.
Процедура проведения. Логопед предлагает ребенку посмотреть на одну из парных картинок, а затем дает инструкцию: «Волшебница уменьшила предметы и предлагает тебе назвать маленькие предметы на картинке. Большой дом, а маленький?».
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов .
Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов.
Словарь: мамин, папин (отцов), бабушкин, дедушкин.
Материал: картинки с изображениями членов семьи: мамы, папы, бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек.
Процедура проведения. Логопед показывает ребенку картинки с изображением членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Далее педагог рассказывает, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством картинок с предметами быта, затем раскладывает эти картинки рядом с изображением членов семьи, и спрашивает; «Чья это вещь?»
- Образование существительных с суффиксами –ниц-, -ят-, -ат-, -онок, -енок .
Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования существительных с суффиксами –ниц-, -ят-, -ат-, -онок, -енок.
Словарь: 1. Бельчонок-бельчата, зайчонок-зайчата, лисенок-лисята, медвежонок-медвежата, волчонок-волчата, ежонок-ежата, козленок- козлята, теленок- телята, поросенок- поросята, ягненок- ягнята, щенок- щенята, котенок- котята, медвежонок- медвежата, моржонок-моржата, олененок—оленята, слоненок- слонята, тигренок- тигрята, цыпленок- цыплята, утенок- утята, гусенок- гусята, индюшонок- индюшата.
2. Сахарница, конфетница, хлебница.
Материал: 1. Предметные картинки с изображением детенышей животных и домашних птиц. 2. Предметные картинки с изображением сахарницы, конфетницы, хлебницы.
Процедура проведения. 1. Логопед предлагает ребенку назвать сначала одного детеныша животного (птицы), а затем детенышей. 2. Педагог просит ребенка назвать посуду для конфет, сахара и хлеба.
- Образование качественных и относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-, -ов-, -ив-.
Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования качественных и относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-, -ов-, -ив- .
Словарь: железный, стеклянный, бумажный, деревянный, меховая, красивый.
Материал: железный гвоздь, стеклянный стакан, бумажный пакет, деревянный стул, меховая шапка.
Процедура проведения. Логопед демонстрирует ребенку предмет, затем спрашивает: «Из чего он сделан? Какой он?». Например, «стакан из стекла- какой?» (Стеклянный, красивый).
- Образование приставочных глаголов .
Цель: определить уровень сформированности навыка словообразования приставочных глаголов.
Словарь: прикатился, укатился, закатился.
Материал: мяч.
Процедура проведения. Логопед демонстрирует ребенку действия с мячом, а затем спрашивает: «Мяч катился, катился и за дверь…что сделал? (Укатился). Потом за тумбочку…что сделал? (Закатился). А потом обратно к нам… что сделал? (Прикатился).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня
Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...
СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В тезисах рассматривается проблема формирвоания словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. А также содержание исследования и коррекционной логопедической работы по преодолению наруше...