Конспект занятия по обучению грамоте с презентацией на тему "Звук и буква Н" в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани Д/с № 5 «Дубравушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Звук и буква Н».

                                                                                                                       

                                                                                                              Подготовила                                                                                                                        

                                                                                                                 воспитатель:

  Лапухина О.С.

2023 г.

Образовательная область: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие. 

Цель: ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н».

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с буквой «Н», составлять слоги. Совершенствовать чтения слогов.
  2. Познакомить со зрительным образом буквы Н.

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звук [Н] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  2. Выделять звуки [Н] в начале, в середине и в конце слова.
  3. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать 1. слуховое восприятие речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей самостоятельность.

Планируемый результат: Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звука [н], заканчивающихся звуком [н].

Предварительная работа: знакомство со звуком Н, разучивание артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, обучение навыкам

звукового анализа.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Оборудование для детей: буква «Н», предметные картинки, простой карандаш, цветные карандаши (синий и зеленый), счетные палочки, рабочая тетрадь на каждого ребенка.

Оборудование для педагога: ноутбук, экран, картинки со звуком Н.

  1. Вводная часть.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

  1. Сообщение темы

В.: Ребята, к нам сегодня пришли гости: Роботроник, и кукла Катя. Пришли не просто так, они хотят учится, как вы. Садимся поудобнее.

В.: Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А чтобы узнать его, нам нужно разгадать загадки.

Слайд 2

Два конца,

Два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

У меня есть лезвие,

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Им порезаться ведь можно. (Нож)

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живёт.

На носу имеет рог.

Африканский … (Носорог)

В.: Какую первую букву и звук в словах - отгадках мы услышали? («ножницы», «нож» и «ноябрь»?)

Ответы детей: [Н]

Слайд 3

В.: Сегодня мы будем говорить о звуке [H] и букве «Эн».

В.: Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву «Н»?

Дети: Три

В.: Давайте построим.

В.: Молодцы! Вы сложили букву «Н».

Игра «Поймай звук». 

В.: Произнесите звук [Н], почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнести звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос.

В.: Как вы думаете, гласный или согласный звук?

Ответы детей: согласный.

В.: Правильно, это согласный звук. Его нельзя петь.

В.: А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
В.: Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
В.: Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
В.: Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.

В.: Каким цветом мы будем обозначать звук [Н]? (синим)
В.: Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
В.: Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
В.: А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
В.: Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
В.: Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
В.: Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
В.: Каким цветом мы будем обозначать звук [Нь]? (зеленым)

Игра «Определи звук»

В.: Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [Н] от других звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук [Н].

Воспитатель произносит цепочку звуков, слогов, слов: «Н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан» (дети хлопают в ладоши).

В.: Отлично! Вы были очень внимательными.

Слайд 5

Физкультминутка.

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся, два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки).

Слайд 6

Знакомство с буквой Н (Эн).

В.: Ребята, догадайтесь, о чём я говорю: Их мы не видим, а только слышим и говорим.

Ответы детей: звуки.

В.: А их мы видим и пишем.

Ответы детей: буквы.

В.: Звук [н] живёт в букве Н.

Слайд 7

В.: На что похожа буква Н?

Письмо буквы «Н» пальцем в воздухе.

Повтор пройдённого материала. (Показ на плакате)

В.: Мы с вами уже знаем буквы А, О, У, И, Э, Ы. Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте попробуем соединить эти буквы, что получиться? Слоги.

В.: Слоги – это часть слова.

Слайд 8

В.: Прочитайте слоги НА, НО, НУ, НИ, НЫ, НЭ. 

Слайд 9

Определите звук Н в начале, в середине и в конце слова.

Работа в тетрадях

В.: Теперь откройте тетради и назовите букву, которая написана вверху страницы.

В.: Правильно, буква Н. Сейчас мы с вами ее заштрихуем простым карандашом горизонтальными линиями.

В.: А теперь назовите предметы, которые нарисованы рядом с нею.

В.:  Какой звук слышится в начале слова ножницы? – Н – он звучит твёрдо или мягко?

В.: Каким цветом раскрасим кружок под этой картинкой? (синим)

В.: А под другой картинкой (назвать ее) ? - зелёным. –Почему? Произносится мягко нитки – звук НЬ.

В.: Теперь обведём по точкам букву Н в клеточках и допишем ее до конца строчки, пропуская одну клеточку между буквами.

  1. Подведение итога занятия.

В.: С какой буквой и звуком вы сегодня познакомились? («Н»).

В.: Какая это буква? (согласная)

В.: Какие слова на звук [Н] вы запомнили?  (ответы детей)

В.: Ну что ж, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Вы очень старались, были активными, умными и внимательными. Наше занятие подошло к концу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук и буква Н

Слайд 2

У меня есть лезвие, Острое, железное, Обращайтесь осторожно, Им порезаться ведь можно. (Нож) Два конца, Два кольца, Посередине гвоздик. (Ножницы) Возле речек и болот Этот тучный зверь живёт. На носу имеет рог. Африканский … (Носорог)

Слайд 4

Звук Н звонкий, он бывает твердый и мягкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте "Сказ про то, как придумали буквы"

Данный конспект  может быть полезен воспитателям, родителям....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Звуки Н-Нь. Буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР в подготовительной к школе группе

Звуки Н-Нь.Буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР в подготовительной к школе группе...