Конспект занятия по обучению грамоте с презентацией на тему "Звук и буква Н" в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани Д/с № 5 «Дубравушка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Звук и буква Н».
Подготовила
воспитатель:
Лапухина О.С.
2023 г.
Образовательная область: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Цель: ознакомление детей с новым звуком [H] и согласной буквой «Н».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с буквой «Н», составлять слоги. Совершенствовать чтения слогов.
- Познакомить со зрительным образом буквы Н.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звук [Н] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Выделять звуки [Н] в начале, в середине и в конце слова.
- Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать 1. слуховое восприятие речи.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей самостоятельность.
Планируемый результат: Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звука [н], заканчивающихся звуком [н].
Предварительная работа: знакомство со звуком Н, разучивание артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, обучение навыкам
звукового анализа.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Оборудование для детей: буква «Н», предметные картинки, простой карандаш, цветные карандаши (синий и зеленый), счетные палочки, рабочая тетрадь на каждого ребенка.
Оборудование для педагога: ноутбук, экран, картинки со звуком Н.
- Вводная часть.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- Сообщение темы
В.: Ребята, к нам сегодня пришли гости: Роботроник, и кукла Катя. Пришли не просто так, они хотят учится, как вы. Садимся поудобнее.
В.: Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А чтобы узнать его, нам нужно разгадать загадки.
Слайд 2
Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
У меня есть лезвие,
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Им порезаться ведь можно. (Нож)
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог.
Африканский … (Носорог)
В.: Какую первую букву и звук в словах - отгадках мы услышали? («ножницы», «нож» и «ноябрь»?)
Ответы детей: [Н]
Слайд 3
В.: Сегодня мы будем говорить о звуке [H] и букве «Эн».
В.: Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву «Н»?
Дети: Три
В.: Давайте построим.
В.: Молодцы! Вы сложили букву «Н».
Игра «Поймай звук».
В.: Произнесите звук [Н], почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнести звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос.
В.: Как вы думаете, гласный или согласный звук?
Ответы детей: согласный.
В.: Правильно, это согласный звук. Его нельзя петь.
В.: А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
В.: Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
В.: Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
В.: Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
В.: Каким цветом мы будем обозначать звук [Н]? (синим)
В.: Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
В.: Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
В.: А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
В.: Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
В.: Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
В.: Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
В.: Каким цветом мы будем обозначать звук [Нь]? (зеленым)
Игра «Определи звук»
В.: Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [Н] от других звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук [Н].
Воспитатель произносит цепочку звуков, слогов, слов: «Н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан» (дети хлопают в ладоши).
В.: Отлично! Вы были очень внимательными.
Слайд 5
Физкультминутка.
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся, два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки).
Слайд 6
Знакомство с буквой Н (Эн).
В.: Ребята, догадайтесь, о чём я говорю: Их мы не видим, а только слышим и говорим.
Ответы детей: звуки.
В.: А их мы видим и пишем.
Ответы детей: буквы.
В.: Звук [н] живёт в букве Н.
Слайд 7
В.: На что похожа буква Н?
Письмо буквы «Н» пальцем в воздухе.
Повтор пройдённого материала. (Показ на плакате)
В.: Мы с вами уже знаем буквы А, О, У, И, Э, Ы. Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте попробуем соединить эти буквы, что получиться? Слоги.
В.: Слоги – это часть слова.
Слайд 8
В.: Прочитайте слоги НА, НО, НУ, НИ, НЫ, НЭ.
Слайд 9
Определите звук Н в начале, в середине и в конце слова.
Работа в тетрадях
В.: Теперь откройте тетради и назовите букву, которая написана вверху страницы.
В.: Правильно, буква Н. Сейчас мы с вами ее заштрихуем простым карандашом горизонтальными линиями.
В.: А теперь назовите предметы, которые нарисованы рядом с нею.
В.: Какой звук слышится в начале слова ножницы? – Н – он звучит твёрдо или мягко?
В.: Каким цветом раскрасим кружок под этой картинкой? (синим)
В.: А под другой картинкой (назвать ее) ? - зелёным. –Почему? Произносится мягко нитки – звук НЬ.
В.: Теперь обведём по точкам букву Н в клеточках и допишем ее до конца строчки, пропуская одну клеточку между буквами.
- Подведение итога занятия.
В.: С какой буквой и звуком вы сегодня познакомились? («Н»).
В.: Какая это буква? (согласная)
В.: Какие слова на звук [Н] вы запомнили? (ответы детей)
В.: Ну что ж, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Вы очень старались, были активными, умными и внимательными. Наше занятие подошло к концу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У меня есть лезвие, Острое, железное, Обращайтесь осторожно, Им порезаться ведь можно. (Нож) Два конца, Два кольца, Посередине гвоздик. (Ножницы) Возле речек и болот Этот тучный зверь живёт. На носу имеет рог. Африканский … (Носорог)
Звук Н звонкий, он бывает твердый и мягкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...
Конспект занятия по обучению грамоте "Сказ про то, как придумали буквы"
Данный конспект может быть полезен воспитателям, родителям....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация.-знакомить с ударением; закреплят...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»
презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....
Звуки Н-Нь. Буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР в подготовительной к школе группе
Звуки Н-Нь.Буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР в подготовительной к школе группе...