Конспект занятия по обучению грамоте "Сказ про то, как придумали буквы"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Ильина Жанна Фёдоровна

Данный конспект  может быть полезен воспитателям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

Сказка про то, как придумали буквы

Беседа с детьми

Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает буквы; просит всех желающих нарисовать на большом листе бумаги или на доске, те буквы, которые им известны и ответить на следующий вопрос)

«Для чего нужны буквы и откуда они взялись?» '

Педагог выслушивает версии детей и предлагает свою, сказочную;

Текст,  для чтения или рассказывания 

Жил-был... - Принц? - Нет, не принц. Жил-был... - Король?

- Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже были; Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важные! слова обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов поднималось красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песни, все понимали: только так можно приветствовать восходящее солнце заставить его сиять теплым радостным светом, обогреть людей и животных. Когда спускалась ночь, Поэт пел нежную песню затихающей земле, чтобы она отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни, которые устраивали на ней днем живые существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню отваги и мужества, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но как-то раз пришел Насмешник.

- Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.

- Пою, - ответил Поэт.

- Ты уже не молод, - сказал Насмешник.

- Да, — согласился Поэт.

- Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник.

 - Состарюсь, - опять согласился Поэт.

- И петь тебе будет все труднее.

- Да, - вздохнул Поэт.

- А потом ты умрешь, - сказал Насмешник.

- Умру.

- И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут.

Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро ушел.

Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!» Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои просьбы - к Повелительнице звуков:

- Повелительница весенней капели,

Песни зяблика и соловьиной трели,

Всех полночных и дневных голосов,

Всех коротких и длинных человеческих слов!

Ты всех мудрее, ты всех чудесней!

Как сохранить для людей мои песни?

И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира - была невидима.

- Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?

-Да.

- Ты хочешь сохранить невидимые звуки?

-Да.

- Но потом тебе никто не поверит!

- Может быть...

- Над тобой будут смеяться!

- Наверное.

- То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится.

- Пусть будет так.

- Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взмахивая причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт открыл глаза.

- Как красиво! - воскликнул он.

- Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира. Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А патом умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие домики, такие знаки очень непросто! Этому могут научить тебя деревья и камни, птицы и насекомые, ищи!

- Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям.

- Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами:

- Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.

- Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.

- С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.

- Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!

- Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять:

- Ха-ха! Ха-ха-ха!

- Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...

Задание для детей 

Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. Все картинки,  размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, что они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Закрепление знаний о гласных буквах"

Цель: Закрепить ранее полученные знания о гласных буквах.Образовательные задачи: Закрепление знаний о гласных буквах, учить работать по плану, ориентироваться в пространстве.Развивающие задачи: ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....