Конспект занятия по грамоте "Звук и буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Исяняева Алфира Яшаровна

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Описаны этапы работы по автоматизации звука С для детей с онр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_s._word.docx_2.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонетико – фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

                                     Звук и буква С.

Организационный момент : сядет тот, кто назовет лишний предмет: помидор- лук - слива;

  яблоко – груша-капуста;

 клен – дуб - сова;

 платье - рубашка – стакан;

 волк – медведь – сорока;

 голуби – ворона – лиса.

1.Повторим наше правило:

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

2.Ребята, отгадайте загадку: «Днем спит, ночью летает, ухает, людей пугает».

Прилетает сова с цветочком. Просит детей сделать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Солнце поднимается, цветочек распускается.

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

3.Сова хвалит детей. Рассказывает, что встречалась с «Веселым Язычком», который рассказывал, что наши дети умеют выполнять гимнастику артикуляционную. Дети перед зеркалами выполняют упражнения :

«Бегемотик»

«Лягушка – хоботок»

«Вкусное варенье», а затем «Лошадка» . ( Педагог демонстрирует мелкие игрушки).

4.Обьявление темы занятия.

Логопед выставляет игрушки и спрашивает:

- Какой звук встречается чаше других в названиях игрушек?

Да, мы будем знакомиться со звуком (С).

5.Акустико – артикуляционный образ  звука.

Логопед рассказывает четверостишие:

«Распластай язык пошире,  кончик к нижним звукам ближе,

Посредине языка струйку воздуха пусти, улыбнись и посвисти:

С-С-С произнеси».

 Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми,

с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

А теперь скажите, какой звук С ? (Согласный, твердый, обозначаем синим квадратом.)

- Скажите, звонкий он или глухой?

Дети определяют это, прикладывая руки к ушам. Если в ухе звенит, то – звонкий, если – нет, то глухой. Звук С – глухой. По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука, загибая пальчики:

-Звук  С – согласный, твердый, глухой.

6.Игра «Подними семафор».

-Как услышите звук (С) – поднимите семафоры.

С ,Т,З,С,Д,Ш,И,С,Ц,С ;             СА,ТУ,ШО,СУ,ЗА,СО,ДО;

Санки, замок, коса ,скакать, топать, ставить, сухой ,широкий, простой .

Убрать семафоры.

7.Связь звука и буквы.

На доске буква С. На письме звук С обозначается буквой С.

Сова хочет  вам рассказать стихотворение про букву С :

На доске – буква С.

8.Совушка хочет, чтобы вы немного отдохнули. Физкультминутка.

Произносим гласные звуки с движениями. Логопед «бросает» детям звук С. Дети произносят слоги с движениями:

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

АС-ОС-УС-ЫС-ЭС.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок, скок, скок-

Приземляйся на носок.

Тихо садимся.

Раздаем детям мини-планшеты.

-Назовите все картинки на обложке.

 Затем только слова со звуком (С).

Определяют место звука (С) в словах.

Открываем планшет, составляем слово СОМ. Дети по заданию определяют, какой первый, какой второй и какой третий звук в слове. Также составляем

Слова СОК, СЫН, СУП.

По просьбе совы составляют слово СОВА из букв разрезной азбуки.

Внизу под буквами составляют схему этого слова . Звуковой анализ слова.

Даем характеристику каждому звуку. Определяем количество слогов в слове.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Логопед приглашает детей за столики ,раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Логопед: Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части?

Дети: Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.

Логопед: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети: Синий , потому  что буква С-согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед:  А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул.

Выполняйте задание.

Дети выполняют задание ,педагог контролирует их и оказывается им помощь ,если это необходимо.

Логопед: Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс в воздухе.

Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.

Логопед: А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг ,открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради.

Окончание занятия. Оценка работы детей. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Что  Вы узнали нового и интересного на занятии?

Все молодцы! Похлопаем друг другу.

Методические рекомендации по работе с авторским пособием

 «Тренажер по чтению односложных слов»

Задание №1.

Уточнять и закреплять понятие «гласный звук».

Упражнять в соотнесении звука и буквы.

Прочитать детям стихотворение:

Гласные песенку звонкую тянут: И-И-И,

Могут  заплакать: У-У-У,

И застонать: О-О-О,

Могут качать в колыбели  Аленку: А-А-А.

Могут, как эхо, в лесу закричать: АУ.

Легко летят они в высоту: А, И, О, У.

Открыть буквы, обозначающие заданные гласные звуки.мок

Задание №2.

Игра «Теремок». Перед детьми стоит сказочный  теремок. Жители теремка – внутри. Прежде чем попасть в сказку, вспомним, какие есть гласные звуки, назовем их. Спросить у детей, кто живет в теремке и кто какую песенку поет.

Мышка – норушка поет песенку: И-и-и. Обозначаем звук буквой И.

Лягушка поет песенку: А-а-а. Обозначаем звук буквой А.

Лисичка – сестричка поет песенку: О-о-о. Обозначаем звук буквой О.

Серый волк просит детей помочь спеть его песенку: У-у-у. Просит детей показать букву У.

Медведь появляется и пугает всех грубой песенкой: Ы-ы-ы.

Дети показывают мишке букву Ы.

Задание №3.

Назвать первую картинку. Назвать звуки по порядку в названии картинки:

ССС-ЫЫЫ-РРР. Из букв тренажера составить слово СЫР. Продолжить работу со следующими картинками.

Задание №4.

Назвать согласные буквы в левом столбике.

Назвать согласные буквы в правом столбике.

Определить, какие буквы встречаются и в левом и в правом столбике.

Это буквы – М, К, Р.

Задание №5.

Отгадать загадки, из букв тренажера составить слова -  отгадки.

Сидит  Игнатка  на грядке,

Кафтан Игнатки в заплатках.

Кто Игнатку тронет, тот слезу обронит.

                                     (ЛУК).

Повесить на доску картинку с изображением луковицы.

Какой первый звук в этом слове? В первом столбике откройте такую же букву. Произнесите еще раз это слово. Слушайте, какой второй звук? Откройте такую же букву в среднем столбике. Говорите еще раз. Послушайте, какой следующий звук? Откройте такую букву в правом столбике. Читайте все слово. Сколько букв? Какая первая? Вторая? Третья?  

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.

Таким же образом разбираются и составляются другие слова.

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да все без копыт.

                                (ЖУК).

Кто зеленый и усатый

Прочный шлем надел и латы?

Клешнями на дне речном

Защитит себя и дом.

                      (РАК).

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

                         (КОТ).

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

                       (СОМ).

Выглядит огромной глыбой.

Плавает, хоть и не рыба.

Воздух с силой выдыхает-

Вверх фонтанчики пускает.

        (КИТ).

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

  (  Воздушный ШАР).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...

Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

Конспект занятия "Путешествие в страну Букв город Звукинск"

Ход занятий.I.Орг. момент:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Вы готовы?II. Сообщение темы.Ребята, мы начинаем, увлекательное...

Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....