Конспект занятия по грамоте "Звук и буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Описаны этапы работы по автоматизации звука С для детей с онр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_s._word.docx_2.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию фонетико – фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Звук и буква С.
Организационный момент : сядет тот, кто назовет лишний предмет: помидор- лук - слива;
яблоко – груша-капуста;
клен – дуб - сова;
платье - рубашка – стакан;
волк – медведь – сорока;
голуби – ворона – лиса.
1.Повторим наше правило:
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят – тогда отвечай.
2.Ребята, отгадайте загадку: «Днем спит, ночью летает, ухает, людей пугает».
Прилетает сова с цветочком. Просит детей сделать пальчиковую гимнастику «Цветок».
Солнце поднимается, цветочек распускается.
Солнышко садится, цветочек спать ложится.
3.Сова хвалит детей. Рассказывает, что встречалась с «Веселым Язычком», который рассказывал, что наши дети умеют выполнять гимнастику артикуляционную. Дети перед зеркалами выполняют упражнения :
«Бегемотик»
«Лягушка – хоботок»
«Вкусное варенье», а затем «Лошадка» . ( Педагог демонстрирует мелкие игрушки).
4.Обьявление темы занятия.
Логопед выставляет игрушки и спрашивает:
- Какой звук встречается чаше других в названиях игрушек?
Да, мы будем знакомиться со звуком (С).
5.Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед рассказывает четверостишие:
«Распластай язык пошире, кончик к нижним звукам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пусти, улыбнись и посвисти:
С-С-С произнеси».
Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми,
с наблюдением за артикуляцией в зеркале.
А теперь скажите, какой звук С ? (Согласный, твердый, обозначаем синим квадратом.)
- Скажите, звонкий он или глухой?
Дети определяют это, прикладывая руки к ушам. Если в ухе звенит, то – звонкий, если – нет, то глухой. Звук С – глухой. По просьбе логопеда несколько детей повторяют полную характеристику звука, загибая пальчики:
-Звук С – согласный, твердый, глухой.
6.Игра «Подними семафор».
-Как услышите звук (С) – поднимите семафоры.
С ,Т,З,С,Д,Ш,И,С,Ц,С ; СА,ТУ,ШО,СУ,ЗА,СО,ДО;
Санки, замок, коса ,скакать, топать, ставить, сухой ,широкий, простой .
Убрать семафоры.
7.Связь звука и буквы.
На доске буква С. На письме звук С обозначается буквой С.
Сова хочет вам рассказать стихотворение про букву С :
На доске – буква С.
8.Совушка хочет, чтобы вы немного отдохнули. Физкультминутка.
Произносим гласные звуки с движениями. Логопед «бросает» детям звук С. Дети произносят слоги с движениями:
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
АС-ОС-УС-ЫС-ЭС.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Скачет, скачет, скачет мяч.
Припустился резво вскачь.
Скок, скок, скок-
Приземляйся на носок.
Тихо садимся.
Раздаем детям мини-планшеты.
-Назовите все картинки на обложке.
Затем только слова со звуком (С).
Определяют место звука (С) в словах.
Открываем планшет, составляем слово СОМ. Дети по заданию определяют, какой первый, какой второй и какой третий звук в слове. Также составляем
Слова СОК, СЫН, СУП.
По просьбе совы составляют слово СОВА из букв разрезной азбуки.
Внизу под буквами составляют схему этого слова . Звуковой анализ слова.
Даем характеристику каждому звуку. Определяем количество слогов в слове.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Логопед приглашает детей за столики ,раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Логопед: Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части?
Дети: Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.
Логопед: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети: Синий , потому что буква С-согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Логопед: А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул.
Выполняйте задание.
Дети выполняют задание ,педагог контролирует их и оказывается им помощь ,если это необходимо.
Логопед: Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс в воздухе.
Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.
Логопед: А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг ,открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Логопед убирает тетради.
Окончание занятия. Оценка работы детей. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Что Вы узнали нового и интересного на занятии?
Все молодцы! Похлопаем друг другу.
Методические рекомендации по работе с авторским пособием
«Тренажер по чтению односложных слов»
Задание №1.
Уточнять и закреплять понятие «гласный звук».
Упражнять в соотнесении звука и буквы.
Прочитать детям стихотворение:
Гласные песенку звонкую тянут: И-И-И,
Могут заплакать: У-У-У,
И застонать: О-О-О,
Могут качать в колыбели Аленку: А-А-А.
Могут, как эхо, в лесу закричать: АУ.
Легко летят они в высоту: А, И, О, У.
Открыть буквы, обозначающие заданные гласные звуки.мок
Задание №2.
Игра «Теремок». Перед детьми стоит сказочный теремок. Жители теремка – внутри. Прежде чем попасть в сказку, вспомним, какие есть гласные звуки, назовем их. Спросить у детей, кто живет в теремке и кто какую песенку поет.
Мышка – норушка поет песенку: И-и-и. Обозначаем звук буквой И.
Лягушка поет песенку: А-а-а. Обозначаем звук буквой А.
Лисичка – сестричка поет песенку: О-о-о. Обозначаем звук буквой О.
Серый волк просит детей помочь спеть его песенку: У-у-у. Просит детей показать букву У.
Медведь появляется и пугает всех грубой песенкой: Ы-ы-ы.
Дети показывают мишке букву Ы.
Задание №3.
Назвать первую картинку. Назвать звуки по порядку в названии картинки:
ССС-ЫЫЫ-РРР. Из букв тренажера составить слово СЫР. Продолжить работу со следующими картинками.
Задание №4.
Назвать согласные буквы в левом столбике.
Назвать согласные буквы в правом столбике.
Определить, какие буквы встречаются и в левом и в правом столбике.
Это буквы – М, К, Р.
Задание №5.
Отгадать загадки, из букв тренажера составить слова - отгадки.
Сидит Игнатка на грядке,
Кафтан Игнатки в заплатках.
Кто Игнатку тронет, тот слезу обронит.
(ЛУК).
Повесить на доску картинку с изображением луковицы.
Какой первый звук в этом слове? В первом столбике откройте такую же букву. Произнесите еще раз это слово. Слушайте, какой второй звук? Откройте такую же букву в среднем столбике. Говорите еще раз. Послушайте, какой следующий звук? Откройте такую букву в правом столбике. Читайте все слово. Сколько букв? Какая первая? Вторая? Третья?
Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.
Таким же образом разбираются и составляются другие слова.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.
(ЖУК).
Кто зеленый и усатый
Прочный шлем надел и латы?
Клешнями на дне речном
Защитит себя и дом.
(РАК).
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
(КОТ).
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(СОМ).
Выглядит огромной глыбой.
Плавает, хоть и не рыба.
Воздух с силой выдыхает-
Вверх фонтанчики пускает.
(КИТ).
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
( Воздушный ШАР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""
В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...
Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....
план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"
Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...
Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.
Конспект занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР....
Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"
Цели:1. Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...
Конспект занятия "Путешествие в страну Букв город Звукинск"
Ход занятий.I.Орг. момент:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Вы готовы?II. Сообщение темы.Ребята, мы начинаем, увлекательное...
Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....