Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Лосева Елена Васильевна

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Звук и буква  Ш »

Цели

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить навык четкого  произношения звука  Ш  в

       слогах , словах , фразах.

     2.Учить подбирать признаки и действия  к существительным.

     3.Склонять по падежам словосочетание из прилагательного и существительного.

     4.Учить подбирать родственные слова к слову мишка.

      5.Закрепить навык чтения слогов , слов , предложений.

     6.Работать над предложением.

Коррекционно- развивающие :

1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

2. Закрепить  навык выделения звуков в начале , середине , конце слова.

3.Определять место звука в слове. 

4. Развивать  фонематический слух, память , внимание.

5. Развивать общую моторику и координацию движений.

6.Учить выполнять многоступенчатые инструкции.

Коррекционно – воспитательная :

  1. Воспитывать в детях любовь к игрушкам.
  2. Развивать воображение .       

             

               

                 

Оборудование: индивидуальные картинки , пособие для чтения слогов,

                           кассы букв, наборное полотно в виде паровоза,                   серия сюжетных картин , схемы  предложения , игрушечный медвежонок, картинки для составления слов.

                           

                         

1.Организационный момент.

Логопед : «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки:

        Говорим всегда красиво

         Чётко и неторопливо

         Вспоминаем обязательно

         Что учили на занятии.

Сядет тот,  кто назовёт слова со звуком Ш.

   2.Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел плюшевый мишка.

. Мы покажем ему,  чему научились и повторим звук и букву Ш.

3.Работа по теме.

1) Артикуляция и характеристика.

Мишка еще не умеет произносить  звук Ш.  Давайте его научим?

Что делают наши губы, когда произносим этот звук ?

(Вытягиваются трубочкой )

Где находится язык ? (Наверху за верхними зубами )

Какой он ? Узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой )

Как мы произносим звук Ш, с голосом или нет ? (Без голоса )

Он звучит твердо или мягко? (Он всегда твёрдый )

Гласный или согласный звук Ш ? ( Согласный)

Расскажите  Мишке звук Ш какой? (Ребенок дает характеристику)

 В домике какого цвета живёт? ( Звук Ш живет в синем домике.)

2)     Воспроизведении слоговых рядов, чистоговорок.

Игра  «Послушай , запомни, повтори»

ША- ШО-ША,  ШУ-ШИ-ШО, ШИ-ШЕ-ША, ША-ШО-ШИ

ША-ША-ША- наша Маша хороша.

ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую ношу.

ШИ-ШИ-ШИ- Миша с Машей малыши.

3)Игра «эхо»

Замените первый звук в словах на звук Ш.

Тапка- шапка

Мышка- шишка

Губы –шубы

 жаль – шаль

мыло – шило

папка- шапка

4)Подбор признаков и действий к предмету.

Ребята, как вы думаете, понравились ваши ответы мишке?

Давайте посмотрим какой он? (плюшевый, ушастый, шаловливый, неуклюжий, игрушечный, шустрый)

Что он делает?( шагает, шатается, слышит, спешит, пляшет, шумит,

 шалит )

5)Подбор родственных слов.

Подберите родственные слова к слову мишка.(Мишутка,  мишенька,   мишкин )

6)Договаривание предложения. Склонение словосочетания по падежам.

Договаривайте предложения.

Кто это?

Это …

У меня нет…

Я шепчу на ушко …

Я смотрю на …

Мы любуемся …

Мы говорим о…

7)ОТБОР КАРТИНОК НА заданный звук

Давайте покатаем на поезде нашего мишку.

Посмотрите, у вас в конвертах картинки. Представьте себе, что это билеты на поезд. Выберите картинку,  в названии которой живет звук Ш.

8).Определение места звука в слове.

 (выставляется наборное полотно поезд)

В первый вагон поставьте  картинки, где звуки Ш живет в начале слова., во второй - в середине, в последний - в конце слова. Например: « Я поставлю шапку в первый вагон, потому что в слове шапка  звук Ш живёт  в начале слова.»

(Дети  выставляют картинки и выстраиваются в  поезд.)

4.Физминутка.

Поехали!

               Загудел паровоз

               И вагончики повез

               Шу-шу-шу,  шу-шу-шу

               Девочек и мальчиков

               Быстро прокачу. (дети изображают движение поезда)

6.Грамота

  1)Повторение буквы Ш.

Какой буквой на письме обозначается звук Ш.

Расскажите стишок о букве

 Ш.

   2)Чтение слогов.

 (выставляется пособие)

Прочитайте слоги.

КА              ЛО

ШИ             ША

ВА               ШИ

ШУ             ПЫ

ШИ              БА

Впервой колонке начало слова. Найдите во второй колонке конец и прочитайте все слово.

  3) Звуко –слоговой анализ слова.

Возьмите наборное полотно и составьте схему слова МИШКА.

А сейчас давайте разберем слово МИШКА.

Сколько звуков в слове МИШКА ?

Сколько гласных ?

Сколько слогов? Почему?

Какой первый слог?

Какой второй слог?

Какой первый звук в слоге  МИШ- ? Каким цветом обозначим ?

Какой второй звук ?

Какой третий звук ?

Какой первый звук в слоге  -КА?

Какой последний звук ?

Логопед просит детей назвать звуки в различном порядке.

Под каждым звуком положите букву, которая обозначает звук.

Прочитайте, какое слово получилось

4) Преобразование слов.

Замените в слове мишка  букву И на букву Ы. Прочитайте слово.

Замените букву Ы на букву У. Прочитайте.

Аналогично преобразовываются слова : мушка – мошка – кошка –кашка-каша.

Логопед делает вывод, что одна буква может изменить всё слово.

5)Составление слов из букв.

(выставляются картинки на которых написаны буквы)

На предметы погляди,

Что в них спряталось найди.

Дети составляют слова  -  шуба, каша, школа

  7. Работа над предложением.

1) Составление предложений

(выставляются сюжетные  картинки)

Посмотрите, кого вы видите на картине?

Поставьте их в правильной последовательности.

Посмотрите на схему предложения.

Составьте предложение по картине , которое подойдет к этой схеме.

(дети составляют предложения из двух, трёх, четырёх слов.)

Какие правила о предложении вы знаете?

2)Чтение предложений.

У Яши машина. Яша возит мишку.

   

8.Итог. Молодцы, ребята!.  Скажите , какой звук мы повторяли на занятии ?  Какое задание вам понравилось больше всего ? Какое задание было самым трудным ?Вы очень понравились мишке и нашим гостям. Занятие окончено.  Прощайтесь с гостями и возвращайтесь в группу , там ждет вас подарок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».

Конспект фронтального занятия  Тема: «Звук и буква М». Цели:1.        Познакомить с буквой «М».2.        Закреплять...

план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...

Конспект занятия Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...

Конспект занятия "От звука к букве" в старшей группе на тему: "Буква Е"

Конспект занятия в старшей группе «От звука к букве»Воспитатель: Меньшова Н.О.ТЕМА: « БУКВА Е.ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»...

Конспект занятия. Тема: «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...