конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С - З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Звуки С - З»
Цель: дифференциация звуков [С] - [З].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С] - [З];
- учить звуковому и слоговому синтезу слов;
- учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами;
- формировать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать умение детей координировать речь и движения;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности;
- формировать самоконтроль за речью;
- формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: звуковые символы, зеркала, предметные картинки со звуками [С]-[З], индивидуальный раздаточный материал: фишки, схемы слова, карточки «Наложенные изображения», мяч.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята, умные, веселые и находчивые мальчики и девочки. Вспомним наше правило.
Дети: Говорю всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Внимательно слушаю, никому не мешаю,
Когда меня спросят, тогда отвечаю.
Развитие мимических мышц.
Педагог (предлагает детям):- Улыбнулись!
- Огорчились!
- Удивились!
- Рассердились!
- Улыбнулись!
Назовите свое имя нежно, ласково. (Ответы детей)
(Дети садятся на стульчики)
1.Сообщение темы.
Педагог: В детский сад пришло письмо!
Интересно, от кого?
Познакомьтесь, это – Знай-ка!
Он знаток, а не зазнайка!
(изображение Знайки)
Педагог: Знай-ка очень много читает, любит интересные задания…Он прислал свои любимые игры, упражнения со словами и звуками. Предлагаю вам игры от Знайки! У вас будет возможность открыть для себя неизвестное. Какой звук чаще встречается? - Санки Санины сломались, на снегу лежать остались! (Ответы детей) - Две козы и два бизона истоптали все газоны! (Ответы детей)
Педагог:- Сегодня мы будем играть со звуками [С]-[З]. Мы будем учиться их различать, сравнивать. 2. Акустико-артикуляционный образ звуков
Педагог предлагает сравнить артикуляцию звуков [С]-[З], найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»,вспомнить характеристику звуков [С]-[З], символы, обозначение.
- У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос. (Символ звука, произнесение звука [С]-хором)
- Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь! (Символ звука, произнесение звука[З] хором)
– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой)
– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [З] (согласный, твёрдый, звонкий)
3.Развитие фонематического слуха
Упражнение « Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки/слоги/слова со звуком [З], и топни ногой, когда услышишь звуки/слоги/слова со звуком [С]: С, З, С, З… ; СА, ЗА, ЗО, СО…; САНКИ, ЗОЛОТО, ЗУБЫ, КОСА, КОЗА, НОС…
Упражнение с мячом «Скажи наоборот»: СА – ЗА, СО – ЗО…; ЗО – СО, ЗУ – СУ…;
Упражнение «Повтори три слога сразу, и не ошибись ни разу!»: СА – за - за; ЗА – са - са; за – СА - за; са – ЗА - са; за – за - СА; са – са- ЗА…
Упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):
С, О, К; С,У,П; З,У,Б,Ы; К,О,З,Ы; Р,О,З,Ы; Н,О,С,Ы.
Упражнение «Живые звуки» (составить схему слов)
С, О, К; З, О, Н, Т.
4.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.
Упражнение «Закончи слово нужным слогом» (В конце слова добавить –СЫ или –ЗЫ):
Ва -…; но -…; та -…; бу - …; ко - …; ве- …; гро -…; бере - …; анана … ;. моро - … ; плак - …; зано - …; мимо - … .
Упражнение «Четвертый лишний» (по наличию в словах звуков [С] и [З]:
Педагог: Распознаем мы сейчас,
Что же лишнее у нас:
Санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.
Упражнение «Замени звук [С] в словах на звук [З]» (с использованием мяча):
Соя – Зоя, сайка – зайка, сахар - …, суп - …, коса - …., лиса - …., косы - … . Упражнение «Разложи картинки»
Педагог: Перед вами Саня и Зоя. Поделите картинки между Саней и Зоей, определите место звуков в словах. У Сани должны быть картинки, в названии которых есть звук [С], а у Зои – звук [З].
Упражнение «Один-много» (словообразование) с использованием «Чудесного мешочка»
Дети выбирают предметную картинку, встают парами и называют выбранную картинку.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Упражнение «Путаница» Составить предложение (на слух), назвать в них слова со звуками [С]-[З]:
За, собака, гналась, зайцем ; На, гуляет, поляне, Зоя; Кустом, сидит, под, зайка.
СКОРОГОВОРКА
Педагог: Повторите скороговорку, четко проговаривая все звуки:
-Две козы и два бизона истоптали все газоны!
Самостоятельная работа «Наложенные изображения»
Отгадать картинки, в названии которых есть звуки[С]-[З].
Итог, оценка деятельности детей.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"
Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...