конспект НОД по обучению грамоте "Звуки л - ль"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

план - конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

на тему: «Звуки Л-ЛЬ»

 

 

 

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль

Образовательные:

-Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;

учить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

- Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.

- Учить самостоятельно анализировать слова.

- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.

Правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Развивающие:

- Развивать речевое дыхание, фонематический слух, слуховую память, внимание. Развивать мыслительные операции.

- Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков л- ль. Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».

- Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Методические приёмы:

- наглядный (пособия и картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);

- игровой (физкультминутка, сюрпризные моменты);

- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Словарная  работа: закрепление  понятий: «звук»,  «гласный»,  «согласный», «слог»,  «слово».

Предварительная работа: д/игры «Поймай звук», «Хлопни- топни», «Назови ласково», артикуляционная гимнастика, знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов. 

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Соню, Настю; добиваться чёткого произношения данного звука у Лиры, Кирилла.

Материал: игрушка Незнайка; картинки с изображением предметов и животных, в которых есть звуки Л, Ль; изображение большого и маленького теплохода, индивидуальные зеркала, синий и зелёный жетоны.

 

1.Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас играть, (хлопаем в ладоши)

Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)

Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)

 

2. Основная часть. Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость. Посмотрите, кто к нам пришел? (Незнайка). Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не видел, как дети подготовительной группы готовятся к школе и хочет посмотреть, чем вы будете заниматься.

Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и языка.

(Дети выполняют упражнения: «Улыбка», «Лошадка», «Качели», «Маляр»).

Молодцы! Хорошо выполнили гимнастику для губ и языка!

Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет послушать, как вы умеете их отгадывать. В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на доске появятся эти картинки.

На потолке висит,

На нас глядит (лампочка).

Кто приклеил майским днем

Рукавичку над окном,

Поселил в нее жильцов,

Непоседливых птенцов (ласточка).

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает (лук).

Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

(Воспитатель произносит название картинок еще раз). Вот видите, ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи? (Все слова начинаются со звука «л»).

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л»: губы слегка в улыбке, зубы сближены; кончик языка поднят за верхние зубы к бугорочкам; горлышко дрожит.  

(Дети произносят звук, проверяя артикуляцию звука перед зеркалами)

Ребята, как вы думаете, звук л согласный или гласный? (согласный - язык создает преграду воздуху, твердый, звонкий- горлышко дрожит. Обозначаем синим цветом).

Послушайте загадку и угадайте, на каком транспорте Незнайка любит путешествовать:

По морям и океанам
Ходит путник неустанный
И бывалый мореход –
Пассажирский  …(теплоход)

Правильно ребята- это теплоход. В слове «теплоход» тоже есть звук Л. Сейчас мы с вами поиграем. Когда теплоход будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубы. Поплыли.

Язычок поработал, теперь приготовили ладошки. Будем с вами искать звук (Л). Д/игра «Поймай звук»

м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.

Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку Л, чтобы образовать с ним новые слоги.

 Я буду называть вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:

л – а , л – о, л – у, о-л, а-л, у-л, и-л.

Снова приготовили ладошки, все вместе будем «ловить» слоги со звуком (Л):

да, ба, ла, ка, ал, ту, ел, сы, ло, пы, лы, ша, до, лу, ол.

А теперь поищем звук (Л) в словах:

Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа, стул, кот.

Молодцы, правильно справились со всеми заданиями!

Скажите, ребята, для чего нужен теплоход? (ответы детей)

Правильно, на теплоходе можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем теплоходе багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова (на ящиках схемы слов, где звук в начале, в середине в конце слова. Дети по одному подходят к доске, достают картинку из мешочка и располагают её под подходящим ящиком. Д/игра «Волшебный мешочек»).

Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите: рядом с нашим теплоходом проплывает маленький, значит и груз перевозит небольшой. Большой теплоход перевозит ложку, а маленький…ложечку (тарелку- тарелочку, стол- столик, лук- лучок, лопату- лопаточку, пилу- пилочку, яблоко-  яблочко, флаг- флажок, стул- стульчик).

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали!

Ребята, у звука «л» есть младший брат -мягкий звук «ль».

(Произносим звук перед зеркалом, назвать положение языка при произнесении звука ль)

Звук «л» мы будем обозначать синим цветом, а звук «ль» - зеленым.

Давайте поиграем в игру «Сигнальщики»: если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый)

Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля…

Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, лев, халва, лодка, апельсин, лампа.

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, картинка с каким изображением появится на доске:

В птичник повадится- жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы (лиса).

Молодцы, правильно! А как называют детёныша лисы? Папу лисёнка? Лису ласково?

(Выставить картинку с изображением лиса: произвести звукослоговой анализ слова: сколько звуков в этом слове; какой первый звук; какой это звук (согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим цветом), выкладывание схем из кружков; вспомнить, что сколько гласных, столько и слогов). По аналогии со словом лиса. 

 Посмотрите, Незнайка принёс вам картинки, нужно провеста стрелочку от картинки к нужному символу: если в слове твёрдый звук л, к синему кругу,  к зелёному,если звук ль.

Но прежде, чем приступить к заданию, сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра «Бабушка кисель варила».

(Дети выполняют задания)

 

3. Рефлексия:

А теперь скажите мне, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

(Со звуками Л, Ль). Ребята, какое задание для вас было сложным? Что понравилось? Какие задания были для вас лёгкими? Вы молодцы! Незнайке очень понравилось, как вы работали и он хочет вас поблагодарить (детям раздаются звёздочки). Скажем ему «до свидания», он поплывёт на теплоходе в Цветочной город и расскажет своим друзьям, где он был и чему научился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...