ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»
Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
Пояснительная записка.
Современное общество предъявляет достаточно строгие требования к работе в сфере образования. Для того чтобы педагог мог быть уверенным в завтрашнем дне и достигать успеха, нужно постоянно учиться, повышать уровень своей квалификации. Мир не стоит на месте. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс саморазвития.
Суть саморазвития заключается в непрерывном овладении различными технологиями, методами и приёмами умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.
В связи с этим, я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, осваивать инновации в области педагогики, методы и приемы работы с детьми, взаимодействие с родителями, а также делиться приобретенным опытом с коллегами.
Благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.
Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность.
Об актуальности выбранной мной темы говорит ФОП ДО. В задачи и содержание образовательной деятельности по речевому развитию (п.20) входит подготовка детей к обучению грамоте. Для воспитанников 6-7 лет-это упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; выкладывать слова из букв разрезной азбуки. В свою очередь ФГОС (речевое развитие) рекомендует развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Ситуация в стране такова, что более 30% детей не готовы к обучению в школе! Большинство родителей считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это будет залогом их успешной учебы. Проблема такова, что:
- Имея полноценный слух и интеллект, дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.
- у детей старшего дошкольного возраста недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.
- существующая практика не достаточно реализует эту работу в системе.
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучения будет значительно облегчен.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования предпосылок к обучению грамоте с использованием дидактических игр и пособий.
Задачи:
- Изучение методической литературы и передового педагогического опыта по данной теме.
- Создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию предпосылок к обучению грамоте.
- Внедрение и использование дидактических игр и пособий в работе с детьми дошкольниками.
- Создание системы взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.
- Распространение собственного педагогического опыта
Планируемые результаты.
Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:
- Умение анализировать научно-методическую литературу
- Систематизировать работу по созданию дидактических игр и пособий, пополнение развивающей среды согласно требованиям ФГОС и ФОП ДО.
- Овладение новыми инновационными педагогическими технологиями в работе с воспитанниками и родителями.
- Оформление методических наработок в виде накопительной папки.
- Распространение собственного педагогического опыта среди молодых специалистов.
Основные направления реализации программы
Изучение методической литературы |
Повышение квалификации, участие в вебинарах |
Работа в творческих группах |
Активное участие в педагогических конкурсах, олимпиадах, конференциях |
Трансляция собственного педагогического опыта. |
Самодиагностика |
Взаимодействие с родителями |
Пополнение предметно-развивающей среды группы |
Внедрение в практику инновационных технологий |
Развитие профессиональной компетенции |
Реализация программы по саморазвитию 2020/2021 учебный год
| Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки выполнения |
1. | Изучение методической литературы | Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009 Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г.. - М., 2015. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015. С. 288-289. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
| В течение года |
2. | Диагностика | Самодиагностика: тест «Рефлексия на саморазвитие» | Сентябрь 2020 |
3. | Взаимодействие с родителями | Консультации для родителей по развитию речи детей дошкольников: «Роль игры в развитии речи»; «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»; «Речевые игры по дороге в детский сад». Анкетирование «Речь Вашего ребёнка» Папка-передвижка «Речевые игры для детей 4-5 лет» Выставка: (рисунки) на тему: «Рисуем любимые загадки» | В течение года |
4. | Взаимодействие с детьми
|
Работа над пересказами с использованием опорных схем Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского; «Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки; «Пушок» Г. Скребицкого. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Работа с загадками. | В течение года |
Методическая работа по самообразованию
| |||
1. | Обучение на курсах повышения квалификации, участие в вебинарах | Прохождение курсов повышения квалификации; Обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме; Посещение РМО по речевому развитию. | В течение года |
2 | Участие в педагогических конкурсах, олимпиадах, конференциях | Участие в интернет олимпиадах, конкурсах: Всероссийский образовательный «Портал педагога» https://portalpedagoga.ru сайт «Мой успех»» http://uspeh-konkurs.ru/fgos-results |
Ноябрь Март |
3 | Создание развивающей предметно-пространственной среды
| Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики; Изготовление пособий по речевому развитию: «Что где растет?», «Назови одним словом», «Парные картинки», «Отгадай и назови»; Изготовление игр на развитие мелкой моторики: шнуровки, мозаики, «забавные пуговицы». | В течение года
|
4 | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.) | Консультация для педагогов «Формирование связной речи детей среднего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Играя, развиваем речь». | октябрь 2020 г
март 2021 |
Реализация программы по саморазвитию 2021/2022 учебный год
| Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки выполнения |
1. | Изучение методической литературы | Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). -- М.: Буки-Веди, 2013. -- С. 52-54. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c. Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. «Маленький волшебник» Издательство «Просвещение» 2005 г Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005 Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011 Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теории и практика. 2012. №1. С. 36-43 Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666-669. — URL https://moluch.ru/archive/111/27341/ Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. Интернет источники | В течение года |
2. | Диагностика | Самодиагностика: тест «Рефлексия на саморазвитие» | Сентябрь 2021г |
3. | Взаимодействие с родителями | Консультации для родителей по развитию речи детей дошкольников «Использование приема моделирования в развитии связной речи детей" «Биоэнергопластика: развитие артикуляции и речи у детей 4—7 лет» «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий» Анкетирование «Речь Вашего ребёнка» Папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет» Организация Книжной гостиной Буклет «Скрайбинг в ДОУ. Что это?» Семинар – практикум « Домашняя игротека» (знакомство с играми, упражнениями на закрепление речевых навыков с использованием инновационных технологий.) Памятки и буклеты по речевому развитию детей дошкольников «Как правильно общаться с ребенком» Мастер – класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми» | В течение года |
4. | Взаимодействие с детьми
| Внедрение в работу технологии мнемотехника Внедрение в работу технологии Синквейн Разработка детско - творческих проектов «Загадочный космос», «В гостях у сказки» Внедрение в работу биоэнергопластика, аква-гимнастика Использование в работе с детьми технологии лэпбук Сочинение сказок с детьми по временам года и создание книг по сказкам «Использование ИКТ технологий» | В течение года |
Методическая работа по самообразованию
| |||
1. | Обучение на курсах повышения квалификации, участие в вебинарах | Участие в вебинарах на интернет – сайтах: Учебно – методический портал uchmet.ru Всероссийский образовательный портал «Слово педагога» https://slovopedagoga.ru/servisy/vebinary/webinary... Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org / Посещение РМО по речевому развитию | Октябрь Декабрь Апрель |
2 | Участие в педагогических конкурсах, олимпиадах, конференциях | Участие в интернет олимпиадах, конкурсах: Всероссийский образовательный «Портал педагога» https://portalpedagoga.ru сайт «Мой успех»» http://uspeh-konkurs.ru/fgos-results Общероссийские конкурсы «Эталон» https://ok-etalon.ru/?mod=info сайт «Кладовая талантов» http://kladtalant.ru/ Центр организации и проведения Международных и Всероссийских дистанционных мероприятий |
В течение года |
3 | Создание развивающей предметно-пространственной среды
| Изготовление пособий по речевому развитию: поддувалочки, мнемотаблицы для заучивания стихов, составления рассказов. Изготовление книжек малышек по лексическим темам Изготовление пособия карты Проппа для пересказа и сочинения сказок Интерактивные дидактические игры Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики | В течение года
|
4 | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.) | Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий». Выступление на педсовете из опыта работы «Использование технологии СИНКВЕЙН в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста», Выступление на педагогическом совете из опыта работы Технология ЛЭПБУК в речевом развитии детей дошкольников» Публикации в электронных и печатных изданиях. Публикации на интернет сайтах: | Ноябрь Май |
Реализация программы по саморазвитию 2022/2023 учебный год
| Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки выполнения |
1. | Изучение методической литературы | Концепция речевого развития - Л.С Выготского Когнитивная теория речи-Ж. Пиаже теория речевых задатков –Н. Хомского исследования психологов, педагогов, лингвистов: А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконина и др., -создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки дошкольников к обучению грамоте. В.В.Гербова .Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников» Образовательное пространство ДОУ. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте (Дидактический материал, система занятий, конспекты) Пособие для педагогов. «Диагностика готовности ребёнка к школе». | В течение года |
2. | Диагностика | Самодиагностика: тест «Рефлексия на саморазвитие» | Сентябрь 2022г |
3. | Взаимодействие с родителями | Консультации
Буклет «Дидактические игры при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста». Анкетирование по вопросам формирования предпосылок к обучению грамоте детей 6-7 лет. Семинар – практикум «Дидактические игры по обучению грамоте». Помощь в реализации проекта «От звука к букве». Помощь в пополнении РППС группы по обучению грамоте. | В течение года |
4. | Взаимодействие с детьми
| Реализация проекта «От звука к букве». Игротека «Давайте поиграем»-1 раз в 3 месяца Использование в работе с детьми графических рисунков, дидактических игр и пособий. Создание коллективного пособия «Мой букварь» Создание индивидуального пособия «Буквенный конструктор». | В течение года |
Методическая работа по самообразованию
| |||
1. | Обучение на курсах повышения квалификации, участие в вебинарах | Участие в вебинарах на интернет – сайтах: Всероссийский образовательный портал «Слово педагога» https://slovopedagoga.ru/servisy/vebinary/webinary Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org / Повышение квалификации по ФОП ДО. Посещение РМО по речевому развитию | В течение года |
2 | Участие в педагогических конкурсах, олимпиадах, конференциях | Участие в интернет олимпиадах, конкурсах: Издательство «Просвещение» https://prosv.ru/ Международный педагогический конкурс «Лаборатория педагога» евроко.рф Всероссийский конкурс талантов diplomsrazu.ru. Публикация в электронном журнале « Альманах педагога» almanahpedagoga.ru |
Октябрь Ноябрь |
3 | Создание развивающей предметно-пространственной среды
| Изготовление картотеки игр по формированию предпосылок к обучению грамоте Пособие «Круги Луллия» Пособия: «Копилка слов», «Звуковые бусы», Перфокарты», «Схемы предложений», «Весёлые квадратики», «Звуковая улитка», «Звуковые дорожки». Самодельные книги: «Острые слова», «Зелёные слова», «Лёгкие слова». Индивидуальное пособие «Буквенный конструктор» Коллективное пособие «Мой букварь». | В течение года
|
4 | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.) | 1.Буклет «Рекомендации по обучению грамоте детей дошкольного возраста» 2.Консультации: «В игре готовимся к школе»; «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста». 3. Выступление на РМО по речевому развитию по теме: «Формирование предпосылок обучения грамоте детей 6-7 лет средствами дидактических игр и пособий» (из опыта работы) 4. Выставка дидактического материала по теме работы. 5.Публикации в электронных и печатных изданиях. Публикации на интернет сайтах. | Ноябрь |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/21/453006.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-797972-1466265686.jpg)
Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-797972-1466265686.jpg)
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-375566-1554361010.jpg)
Программа профессионального саморазвития по теме«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Программа профессионального саморазвития воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725892-1450193359.jpg)
Программа профессионального саморазвития на тему "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-1222279-1582579359.jpg)
Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников
Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849427-1479029653.jpg)
Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1493198-1704874167.jpg)
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...