Программа профессионального саморазвития на тему "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий МБДОУ
детского сада №20 г. Павлово
_____________Назарова Н.Г.
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
на 2017-2018, 2018-2019 уч.гг.
воспитателя МБДОУ детского сада №20
г. Павлово
Калиничевой Альбины Алексеевны
Тема «Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Лэпбук – разновидность метода проекта.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
v организационную (экскурсии, походы)
v техническую (фото, видео)
v информационную (сбор информации для лэпбука)
v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?
Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
Ну и, в конце концов, это просто интересно.
В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования Лэпбуков:
· ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
· структурирует большой объем данных
· пробуждает интерес у детей к познавательному развитию
· может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
· развивает креативность и творческое мышление
· простой способ запоминания
· объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
Эффективно использовать Лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Совместная деятельность – одна из перспективных форм развивающего обучения. В ее недрах набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания и созревают навыки сотрудничества. Значимым является утверждение В.А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость
ФГОС ДО п.4.6
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
«…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…»
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 01.09.2017 г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: 01.06.2019 года.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: совместная.
ЦЕЛЬ:
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
ЗАДАЧИ
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.
2. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков, как средства обучения детей дошкольного возраста на 2017-2018, 2018-2019 учебные годы.
Ожидаемый результат
Для детей.
- Повышение познавательной активности, самостоятельности, инициативности, возможность применять полученный опыт в новых жизненных ситуациях;
- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания;
- формирование социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
Для педагогов.
- Грамотная и качественная организация образовательной деятельности с детьми, отбор содержания образования и использование его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы,
эффективное выстраивание партнерских отношений с родителями.
- повышение профессионального мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста ( «лэпбук»)
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Для родителей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования и
развития дошкольников, активное участие в воспитательно-образовательном
процессе детского сада.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
1) http ://madou40-tomsk.ru/lichnye-stranitcy-pedagogov -3/matckevich-natalya-vladislavovna/master-klas s-l-pbuk-forma-sovmestnoy-deyatelnosti-vzroslog o-i-de
2) http:// infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-s
ovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-51 2880.html
http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
• Страна Мастеров. Лэпбук (изучаем погоду) -
http://stranamasterov.ru/node/581310
• Проект «Волшебный мир зазеркалья» - http://www.o-detstve.
ru/forchildren/research-project/14385.html
• Лепбук «Олимпиада» - http://ta-vi-
ka.blogspot.gr/2014/02/lapbookolimpiada.
• Английский для меня и моей семьи. Введение в лэпбукологию -
//english4.me/wp/lapbook-kak-sdelat-anglijskij-dlja-detej/
http://jimmie.squidoo.com/minibooks (на английском)
• Пустые шаблоны для лэпбука - http://www.homeschoolshare.
com/lapbooking_resources.php
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Срок | Этап | Проблема | Содержание работы | Форма отчетности |
Сентябрь – октябрь 2017 | Организационно - теоретический | Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности. | 1. Изучение нормативных документов 2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме. 3. Составление перспективного плана по изготовлению лэпбука, разработка макетов. | Консультация для родителей «Что такое «Лэпбук»». |
Октябрь 2017 – апрель 2019 | Накопительно - практический | Использование лэпбука ,как метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии | 1. Изучение материалов по составлению и изготовлению лэпбука, опыт педагогов в Интернете. 2.Изготовление лэпбуков в совместной деятельности детей, родителей, педагогов. 3. Консультации для педагогов ДОУ. 4. Привлечение родителей. 6. Освещение данной темы на своей страничке в интернете. | Консультация для педагогов ДОУ. Демонстрация изготовленных лэпбуков. |
Май 2019 | Рефлексивный | Анализ эффективности проведённой работы | 1. Оформление опыта работы (папка методического материала, электронная копилка) | Выступление на итоговом родительском собрании |
Сентябрь 2017
- Изучение литературы по теме, в том числе, источники в интернете. (Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС);
Терентьева Н. А. «Лепбук - как вид совместной деятельности взрослого и ребенка».;
- Изучение статей Кипиной С. В. «Лэпбук - как средство развития детской самостоятельности и инициативы»; и т. д.)
Октябрь 2017
- Изучение форм организации информации в лэпбуке (кармашки, конверты, кармашки-гармошки, книжки-малышки, окошки и дверцы, вращающиеся детали и т. д.)
- Изготовление лэпбука на тему «Кто где живёт»
Ноябрь 2017
- Изготовление лэпбука “Животные средней полосы”
- Изучение статьи Кашицева О. А. Что такое Лэпбук. [Электронный ресурс]. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/
Декабрь 2017
- Консультация для родителей «Лэпбук – одна из форм совместной деятельности детей и взрослых».
- Изготовление лэпбука «В гостях у сказки»
Январь 2018
- Изготовление лэпбука “Зима”.
- Изучение Интернет ресурса Илюхина Александра Анатольевна «Что такое лэпбук?
Февраль 2018
- Изготовление лэпбука «Правила дорожного движения»
Март 2018
- Размещение стендовой информации для родителей «Информация о Лэпбуке».
- Изготовление лэпбуков детьми совместно с родителями “Азбука здоровья”.
Апрель 2018
- Изготовление лэпбука «Лего»
- Изготовление лэпбука «Солнечная система»
Май 2018
-Демонстрация материала на педсовете. Презентация «Лэпбуки нашей группы»
Сентябрь 2018
- Изготовление лэпбука «Скоро в школу»
- изготовление лэпбука «Профессии»
Октябрь 2018
- изготовление лэпбука «Экология»
- изготовление лэпбука «Мальчики и девочки»
Ноябрь 2018
- изготовление лэпбуков детьми совместно с родителями «Математика вокруг нас», «Уроки математики»
Декабрь 2018
- изготовление лэпбука «Весёлые буквы»
- изготовление лэпбука «Спорт»
Январь 2019
- изготовление лэпбуков «Лес», «Вода – это жизнь»
Февраль 2019
- изготовление лэпбука «Жалобная книга природы»
- изготовление лэпбука «Масленица»
Март 2019
- изготовление лэпбука «Серая ворона»
- изготовление настольной игры-лэпбука «Знатоки родного города»
Апрель 2019
- изготовление лэпбука «Весна»
- изготовление лэпбука «Театр и дети»
Май 2019
- анализ эффективности проведённой работы
- презентация опыта на итоговом родительском собрании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....
Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста
Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодейс...
Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 уч.г.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....
Проект «Лэпбук - современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №5 «Солнышко» Проект«Лэпбук - современное средство обучения детей до...
Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...
Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».
Данный проект будет интересен воспитателям детского сада и неравнодушным родителям, которые делают всё возможное для всестороннего развития своих детей. Лэпбук - это интерактивная папка, а по-другому ...
Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)
Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....