Буква Н, н. Звук Н.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе (6-7 лет)
Тема: «Согласные звуки [Н,н]. Буквы Н,н. Понятие «слог». Чтение слогов с буквой Н.»
Доминирующая область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: дать детям понятие «Согласный звук», «слог».
Программное содержание:
-Познакомить с буквой Н,н, с твёрдым и мягким согласным звуком [Н,н], уточнить их артикуляцию. Научить различать твёрдый и мягкий звуки.
-Ввести понятие «слог», учить читать слоги
-Развивать связную речь, внимание, фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [Н,Н].
-Воспитывать самостоятельность.
Материалы: тетради, карандаши, картинки «барабан», «конь», образец напечатанной буквы Н, н. Картинки на что похожа буква Н. Игрушка Буратино, конверт с заданием, таблица слияния слогов
Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук Н звонкий, может быть мягким и твёрдым.
Структура занятия
1 | Вводная часть | Буратино с конвертом | 2 мин |
2 | Основная часть | Диктант | 26 мин |
Знакомство с буквой Н,н | |||
Работа в тетради | |||
Знакомство со звуком [Н] | |||
Физкультминутка | |||
«Где звук?» (в тетради) | |||
Определи слово с нужным звуком | |||
Чтение слогов | |||
Игра «Наоборот» | |||
3 | Заключительная часть | Подведение итогов | 2 мин |
Длительность занятия: 30 минут
Ход занятия:
- Вводная часть
Дети находятся на ковре. Воспитатель показывает детям Буратино с конвертом.
-Посмотрите, ребята, кто пришёл в гости?
-Здравствуй Буратино. (Он принёс нам конверт.)
- Как вы думаете, что в нём находиться? Вы хотите узнать что там? (Воспитатель открывает конверт.)
-Ребята здесь задания, которые Буратино придумал для вас. Вы готовы их выполнить?
Дети присаживаются за столы.
- Основная часть.
- Печатание букв под диктовку (работа в тетради)
А,а. И,и. О,о. ы. Э,э. У,у.
- Знакомство с буквой Н,н.
-Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Н,н.
Посмотрите на картинку и скажите пожалуйста , на что похожа буква Н? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: НА , НА ГАМАК, НА БИНОКЛЬ, НА СКАНА ПАРОВОЗ, НА КЛОУНА, НА ЗДОРОВАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ)
-Посмотрите как правильно печатать букву Н,н (На доску вывешивается образец печатания буквы Н,Н.)
-Из каких элементов она состоит?
-Какие по длине эти палочки?
Сколько всего элементов в букве? (3)
-Давайте напишем букву Н в воздухе пальчиком.
-А теперь напишите её у себя на ладошке.
-Выложите букву Н из счётных палочек на столах. А сейчас напечатаем в тетрадях.
- Печатание буквы Н,н. (в тетради)
- Знакомство со звуком[ Н,Н]
-Отгадайте загадку.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке
Бьют его, а он гремит
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Вывешивается картинка с барабаном.
-Произнесите слово «барабан». Какой звук мы слыщим в конце слова? ([н])
Произнесите его ещё раз и понаблюдайте за положением губ, языка, зубов.
-Можно ли его спеть? (нет)
-Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос)
-Звуки, при произнесении которых воздух задерживается, называются согласными.
-Давайте ещё раз произнесём слово «барабан». Какой звук [н]? (твёрдый)
Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим)
-Отгадайте ещё одну загадку
Подкованы ноги
Бежит по дороге
Грива дугою
А хвост метлою. (конь)
Вывешивается картинка.
-Какой последний звук слышится в этом слове? (ответы детей)
-Верно, мягкий согласный. Каким цветом его обозначаем? (зелёным)
Делаем вывод, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
-Давайте произнесем ещё раз. Как произносятся звуки с голосом или без голоса? (с голосом)
-Звуки при произнесении которых участвует голос, называются звонкими. Значит, звук [Н] звонкий.
-Что мы узнали о новом звуке? (ОН согласный, звонкий, может быть твёрдым, а может быть мягким.)
Физкультминутка
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник -рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся)
А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (дети присаживаются)
- Игра «Где звук [Н, Н]? (работа в тетради)
Дети определяют местоположение звука в слове и закрашивают нужным цветом по твёрдости и мягкости.
- Игра «Определи слово с нужным звуком»
-Следующее задание. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши если услышите мягкий звук Н. Если услышите твёрдый Н, то стукните по столу. Готовы? (КОМ, СОН, ТОРТ, ТЕНЬ, ПИЛА, СОСНА, ДЕНЬ, СЕНО, ВЕСЛО, НИТКИ, НОЖНИЦЫ)
- Понятие слог. Чтение слогов слияний с буквой Н
Гласная звук образует слог при слиянии с согласным звуком. Сколько гласных, столько и слогов.
-Давайте прочитаем слоги, соединяя звук Н с гласными звуками (дети на своих карточках соединяют звуки в слоги и проговаривают какой слог получился)
- Игра «Наоборот»
-Ещё одно задание от Буратино. Я буду называть слова, вы- слова с противоположным значением. (ВЕРХНИЙ—НИЖНИЙ, ВЫСУШИТЬ- НАМОЧИТЬ, ВЕСЁЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ, КОРОТКИЙ- ДЛИННЫЙ, НАЛЕВО- НАПРАВОТЬ- НАДЕТЬ, ВЫСОКО- НИЗКО, БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ)
3. Заключительная часть.
-Ребята, кто к нам приходил в гости?
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вам было интересно?
-Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)
Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».
Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....