Конспект занятия "Буквы разные нужны, буквы всякие важны. Звук "Ч", буква "Ч".
план-конспект занятия по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Буквы разные нужны, буквы всякие важны.
Звук «Ч». Буква «Ч»
«Буквы разные нужны, буквы всякие важны». Звук «Ч». Буква «Ч».
Цели:
*коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о согласных и гласных звуках;
-знакомство со звуком «Ч» и его графическим обозначением;
-деление слов на части (слоги);
-определение позиции звука в слове;
-совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слогов и слов;
-упражнение в составлении и чтении слогов и слов;
-печатание и чтение предложений, составление схемы предложения
-правописание «ча -чу», «ща-щу», «жи-ши».
*коррекционно-развивающие:
-совершенствование фонематических процессов;
-совершенствование мелкой моторики пальцев рук, общей моторики;
-совершенствование логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия и памяти.
- развитие межполушарного взаимодействия.
*коррекционно-воспитательные:
-воспитание активности, выдержки;
-воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки, кассы букв, наборное полотно, графическое изображение буквы «Ч», наборы дидактических материалов для определения позиции звука в словах, работы по составлению характеристик звуков, совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слогов и слов; интерактивная доска, компьютер, аудио и видео записи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня нас ждет много интересного: мы будем узнавать новое, радоваться успехам и вместе справляться с трудностями и неудачами. Давайте настроимся на работу (кинезиологические упражнения: «Нос-ухо», «Отдаю честь».
Стук в дверь. В группу заходит почтальон Печкин с Галчонком:
- Доброе утро! Меня вы ждали? Вижу, Печкина узнали! Я пришел к вам в гости не один, а со своим другом Галчонком. Мне очень хочется, чтобы он научился разговаривать. Помогите пожалуйста галчонку выучить звуки и буквы. Поможете, ребята? Тогда я оставлю его с вами, а сам отправлюсь по делам.
2.Знакомство с темой:
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Послушайте стихотворение, какой звук часто в нем звучит? Я выделю его голосом:
Чижик Чижика учил
Чистить брючки от чернил.
А закончив, стал учить
Брючки чистые чинить.
- Правильно! Это звук «Ч».
3. Произнесение звука «Ч». Уточнение артикуляционного уклада звука «Ч», характеристика звука: согласный, шипящий, мягкий, глухой.
4.Воспроизведение слоговых рядов:
Ча-ча-чо, ча-ча-чу, ча-чо-ча, ча-чо-чу, чи-чу-чу, че-че-чи, ччу-ча-ча, ач-ач-оч, уч-уч-еч, ач-оч-уч….
5. Выделение звука «Ч» из ряда слов: девочка, акация, дудочка, щетка, дочка, шуба, чудеса, цыпленок, кочка, очки.
6. Выделение звука «Ч» из слов фонограммы мультфильма (интерактивная доска).
7. Выделение звука «Ч» в произношении по картинкам на наборном полотне:
а) проговаривание слов по картинкам,
б) выделение слов со звуком «Ч» - игра «Найди лишнюю картинку»,
в) деление слов на слоги,
г) определение количества гласных звуков в словах,
е) определение позиции звука «Ч» в словах.
8. Игра на внимание «Что изменилось?»
9. Игра «Найди предметы, в названии которых есть звук «Ч» (интерактивная доска)
10. Динамическая пауза («Бананамама»).
11. Знакомство с буквой «Ч»: рассматривание, из каких элементов состоит, рисование буквы на ладони, столе, в воздухе, на плече товарища, отыскивание буквы в ряде изученных букв.
- Дети, вы хотите научиться читать? Первой букве в слове «чтение» мое почтение!
- На что похожа буква «Ч»? Правильно, на цифру 4!
«Ч» - вы правильно решили
Пишут так же, как «4»,
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя!
12. Чтение слогов, слов на доске; правописание «ЧА», «ЧУ».
а) обратные слоги: ач, оч, уч, еч, ич.
б) прямые слоги: ча, чо, чу, че, чи.
- Обратите внимание на то, что слоги «ЧА» и «ЧУ» напечатаны с буквами «А» и «У». Буква «Ч», как и буква «Щ», дружит с этими буквами, а вот с буквами-зазнайками «Я» и «Ю» - нет, они не нужны ей, потому что звук «Ч» сам по себе мягкий.
в) составление и чтение слов из слогов, игра «Сломанные слова»:
- Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
чтобы слово получить.
Сломанные слова: (сы, ча) (ча, да) (ча, ту) (чи, лу)
13. Составление предложения с данным словом. Печатание предложения под диктовку, звукобуквенный анализ слов предложения, составление схемы предложения; игра «Найди ошибки».
- Отгадайте загадку:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Тик-так, тик-так
Тихо так, тихо так. (Часы)
- «У Саши часы». Что я сказала? Правильно, я сказала предложение. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Сколько в нем звуков? Какие? Напечатаем это слово. Второе слово - «Саши». Сколько в нем звуков? Какие? Напечатаем это слово. Третье слово – «часы» сколько в нем звуков? У вас получилось предложение. Я тоже напечатала это предложение. Посмотрите, я все правильно сделала? (Дети находят ошибки). А теперь помогите мне составить схему этого предложения.
14.Итог НОД:
- В замке какого цвета будет жить буква «Ч»? Почему? Будет ли на шапочке мальчика колокольчик? Почему?
Возвращается почтальон Печкин:
- А вот и я! Расскажите, чему научили вы моего Галчонка? (Дети рассказывают) Большое спасибо! А у меня для вас есть сюрприз - оказывается на почту пришла посылка, она для вас. (Посылка открывается, в ней - чупа-чупсы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет "Игрушки разные нужны, игрушки всякие важны"
Опыт с прозрачной и грязной водой, игры с пирамидкой, игры в прятки...

Мамы разные нужны, мамы всякие важны! - конспект занятия к Дню Матери
Конспект занятия в старшей группе....

Конспект организованной образовательной деятельности детей на тему: «МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАМЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ» Во второй младшей группе
упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер), развивать слуховое восприятие; ...
Конспект НОД на тему: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
Цель: уточнить и расширить знания о профессии мамы.Задачи:Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребенка.Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.Расширение кругозор...

Конспект игровой образовательной ситуации по познанию предметного и социального мира «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» для детей подготовительного к школе возраста
Цель: Закрепить знания детей о различных профессиях мам.Образовательные задачи:Формировать представления детей о профессиях мам.Активизировать словарь по теме «Профессии». Соверш...

Конспект ООД "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"
Конспект мероприятия разработан ко Дню Матери для детей подготовительной группы. Надеюсь, материал будет полезен логопедм, воспитателям....

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по социально – коммуникативному раз...