Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Климович Валентина Витальевна

Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bukva_shch.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Солнышко» п. Магдагачи

НЕПОСРЕДСТВЕННО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ  ПО  ПОДГОТОВКЕ  К  ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ

                                           ЗВУК И БУКВА Щ

ЛЮБИМАЯ БУКВА         ВЕЛИКАНА                            КОЩЕЯ

                                                                                                                                                         

                                                       

Направление образовательной деятельности: познавательно-речевое развитие.

                                     Задачи образовательных областей.

Познание:

*ознакомить детей с новой буквой;

*уточнить артикуляцию звука щ;

*развивать графо - моторный навык;

*упражнять в образовании множественного числа предмета.

*Упражнять в образовании существительных  с помощью суффикса  -ищ-.

Коммуникация:

*развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

*обогащать и активизировать словарный запас;

*воспитывать коммуникативный навык, умение слушать.

Социализация:

*воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе;

*воспитывать интерес к языку.

Здоровье:

*развивать общую и тонкую моторику.

Интеграция: П К С З

Оборудование: мультимедийное  устройство, карточки с рисунками, в названии которых есть звук щ, карточки с буквами, среди которых есть буква щ, ручки.

                                                           Ход занятия

Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем в гостях у настоящего великана. Хотите послушать про него сказку?

-Жил-был на свете огромный добрый великан по имени Кощей (слайд №1). И были у того великана не усы, а усищи, (образование слов с помощью логопеда) не глаза, а… глазищи, не руки, а… ручищи, не ноги, а… ножищи, не нос, а … носище. Жил он в большой и уютной пещере (слайд №2). Возле пещеры было красивое озеро, в котором водились зубастые щуки. В роще неподалеку щебетали щеглы. Великан очень любил борщ, овощи и щавель . А еще у великана Кощея была любимая буква. И вот однажды узнал он, что мы с вами собираемся ее изучать и решил нам помочь. Он придумал много заданий, с помощью которых мы познакомимся с буквой, которую так любит великан Кощей.

1. Упражнение на развитие фонематического слуха.

- Итак, первое задание великана.  Вы только что услышали сказку. Сейчас я назову несколько слов из нее, а вы назовите звук, который встречается в каждом из этих слов. Тогда мы с вами и узнаем, какая же любимая буква у великана Кощея: пещера, борщ, щеглы, овощи, Кощей, щуки, усищи.

2. -Ребята, а как вы думаете, с каким звуком паровоз выпускает пар?

  (щ-щ-щ-щ-щ) (слайд №3)

3. Уточнение артикуляции звука щ и его характеристика.

-При произношении звука щ губы округлены и слегка выдвинуты вперед, кончик языка поднят вверх и воздух проходит в щель между языком и небом.

-Звук щ гласный или согласный, твердый или мягкий? (Согласный, всегда мягкий)

4. Упражнение «Один - много»

Щетка – щетки                                        ящик - …(ящики)

щука - …(щуки)                                       щенок - …(щенки)

щека - …(щеки)                                       роща - …(рощи)

плащ - …(плащи)                                    клещ - …(клещи)

овощ -…(овощи)                                     лещ - …(лещи)

5. Игра «Не ошибись»

-Ребята, посмотрите внимательно на парные картинки и назовите тот предмет, в названии которого есть звук щ.

(слайды №4-11)

6. Упражнение «Найди лишнее слово»

-Ребята, найдите лишнее слово среди тех, что я произнесу.

(Пищать, щипать, наливать, щекотать).

7. Игра «Кто внимательный»

- Великан еще и поговорку нам приготовил и хочет узнать, сколько звуков щ  вы в ней услышите?

- Щи да каша – пища наша.

8. Повторение чистоговорок со звуком щ.

Щи-щи-щи- спрячусь я, а ты ищи.

Щу-щу-щу, я тебя ищу.

Ща-ща-ща- в речке три леща.

Ащ-ащ-ащ- новый синий плащ.

Щё-щё-щё- пойдем гулять еще.

Ще-ще-ще- дождь- гуляй в плаще.

9. Составление предложений по сюжетной картинке. (Слайд №12)

10. Физминутка.

11. Знакомство с буквой щ . (Слайды №13-14)

- Ребята, посмотрите, вот как выглядит любимая буква великана Кощея. Это буква щ. Как вы думаете, на что она похожа?

 (Ответы детей)

- На расческу щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

12. Чтение стихотворения «Три щетки». (Слайд №15)

13. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

а) «Найди и обведи букву» (зашумленный текст)  

-Ребята, сейчас я вам раздам карточки. На них написаны несколько букв щ, но какой-то ребенок сильно изрисовал эти карточки. Рассмотрите их очень внимательно и среди беспорядочных линий найдите все буквы щ и обведите их ручкой.

б) «Найди букву в слове»

-А на этих карточках изображены предметы, в названии которых есть буква щ. Под каждой картинкой написано слово. Найдите, пожалуйста, в каждом слове букву щ и подчеркните ее.

14. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, какая любимая буква у великана Кощея? Как вы думаете, почему она ему так нравится? Мы справились со всеми заданиями великана? Вам понравилась сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...