Дидактическое пособие «Куб Речевичок».
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель дидактического пособия «Куб Речевичок» - развитие позновательно - речевых возможностей детей. Использование куба позволяет совершенствовать фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить словарный запас, овладевать навыками словообразования и словоизменения.
Задачи:
1. Развивать речь детей:
• вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• упражнять в умении использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения;
• активизировать глагольный словарь детей, словарь прилагательных;
• расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать процессы внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия;
• развивать умение анализировать и делать выводы, составлять развернутый описательный рассказ, последовательно излагая мысли;
• совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы взрослого, используя форму простого предложения;
• совершенствовать монологическую речь: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений.
2. Развивать познавательные способности детей, формировать мыслительные процессы в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук, артикуляционную моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_kub_rechevichok.docx | 405.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
городского округа - город Камышин
Дидактическое пособие «Куб Речевичок».
Изготовила:
воспитатель группы №6 МБДОУ Дс №4
Савельева Т.А.
2022г.
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Цель дидактического пособия «Куб Речевичок» - развитие позновательно - речевых возможностей детей. Использование куба позволяет совершенствовать фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить словарный запас, овладевать навыками словообразования и словоизменения.
Задачи:
1. Развивать речь детей:
• вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• упражнять в умении использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения;
• активизировать глагольный словарь детей, словарь прилагательных;
• расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать процессы внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия;
• развивать умение анализировать и делать выводы, составлять развернутый описательный рассказ, последовательно излагая мысли;
• совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы взрослого, используя форму простого предложения;
• совершенствовать монологическую речь: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений.
2. Развивать познавательные способности детей, формировать мыслительные процессы в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук, артикуляционную моторику.
Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.
Возрастная направленность:
Рекомендуется для детей дошкольного возраста (начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста, с усложнением задач).
Может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых и в самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании.
Являются ярким элементом предметно – пространственной среды.
1 грань - дидактическая игра «Помоги ёжику»
Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. В процессе игры дети тренируются подбирать нужное местоимение не только к предметам, изображенным на карточках, но и к любому другому предмету. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
Цель игры: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они
Задачи игры:
• Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица.
• Упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица.
• Обогащать речь детей существительными и местоимениями.
• Способствовать развитию речи, внимания, мышления.
Правила игры:
В окошках яблочка «мой», «моя», «моё», «мои» живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. Наша задача заключается в том, что нужно расселить слова (карточки) по окошкам. Для этого нужно определить род и число, чтобы ребенку было проще это сделать, ему предлагается подсказка на первую карточку. Например "Дедушка. ДЕДУШКА ОН МОЙ". После чего ребенок уже сам должен проговорить предложение с другими карточками, и найти нужное окошко..
Эту игру лучше использовать в индивидуальной работе с ребенком, так как она требует максимального внимания и сосредоточенности.
2 грань - дидактическая игра по развитию речи
«Что сначала? Что потом?»
Цель игры:
1) Научиться связно выражать мысль;
2) Уметь определять причину и следствие в предложенном перечне ситуаций.
Задачи:
1. Учить выстраивать правильную последовательность событий;
2. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, рассказы;
3. Расширить словарный запас ребенка;
4. Развить логическое мышление и связную речь дошкольников.
Описание игры:
Игра включает в себя серию картинок с изображением простых бытовых ситуаций. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что - следствием изображённого на картинке.
3 грань – дидактическая игра «Речевые часы».
Цель. Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.
Задачи: Упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.
Описание игры: важно научить детей дошкольного возраста распознавать предлоги, понимать для чего они нужны, и грамотно их использовать.
Воспитатель показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (на полке, на столе, на кресле и т.д.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога. Затем дети составляют с этими парами слов предложения.
4 грань – «Расскажи-ка»
Цель: обогащать словарный запас детей, обучать пересказыванию, упражняться в составлении описательных рассказов, разучивания стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему;
- Формировать умение составлять предложения и связный рассказ по опорным схемам;
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
- Способствовать развитию связной речи;
- Развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память.
Воспитательные:
- Воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Содержание: мнемодорожки и мнемотаблицы «Скороговорки», мнемотаблицы «Загадки», картотека алгоритмов и кубики с предметными картинками для составления описательных рассказов с примерами, алгоритмы «Расскажи сказку», мнемотаблицы «Учим стихи», «Собери алгоритмы по временам года», «Составь мнемотаблицы к сказкам».
Описание: дети по опорным схемам описывают предметы, заучивают стихи, пересказывают сказки
Результат: у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и скороговорок; словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем мире.
Заключение:
Использование «Куба Речевичка» позволит расширить развивающую среду по речевому развитию детей, создать у детей эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в речевом общении со взрослым, в процессе игры, легко непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Основные достоинства дидактического пособия:
доступность материала для восприятия детьми;
многофункциональность; мобильность;
возможность замены и дополнения учебного материала;
Перспективы совершенствования:
использовать дидактическое пособие в разных возрастных группах, меняя задачи и дополняя картотеку игр, в соответствии с возрастом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
- Мне нравится (1)