Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе"Согласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Виданова Наталья Витальевна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Согласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvuki.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 в подготовительной к школе группе

«Согласные звуки»

Программное содержание:

Формировать представление о согласных звуках русского языка. Познакомить детей согласными звуками.

Закреплять умения   детей различать согласные звуки по твердости и мягкости.

Учить детей   различать согласные звуки по глухости и звонкости.

Закреплять умения   определять согласный звук в начале, середине и конце слова.

Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление,

Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе.

Оборудование: домики синего и зеленого цвета, карточки с согласными звуками, таблицы только твердых согласных и только мягких согласных;.

Ход НОД:

1.Вводная часть.

Воспитатель: 

-На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

-Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)

-Назовите гласные звуки (ответы детей)

-Сегодня мы с вами познакомимся с согласными звуками.

-Что вы уже знаете о согласных звуках? (эти звуки не поются)

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, 
Но не могут они  петь .

-Послушайте сказку о согласных звуках:

Сказка о согласных звуках:

"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни.

Их звали «А»«О»«Э»«У»«Ы»«И», а вместе их называли — "гласныезвуки.

У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь.

 "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

 "Не печальтесь, не певучие звуки, -сказала голосистая девочка -звук "А",

 - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "СогласныСогласны!" закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки.

Встанут рядом и поют любую песенку.

-Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные)

-Что предложили гласные звуки согласным, чтобы они не расстраивались? (встать рядом и петь вместе)

-Угадайте, какой звук поет вместе со звуком [А]? 

(Воспитатель пропевает слоги ТА-А-А, СА-А-А, РА-А-А и т. д.)

-Угадай, какие звуки теперь поют? (Воспитатель пропевает слоги КО-КО-КО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, МИ-МИ-МИ и т. д.)

2.Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на доске? (на доске размещены согласные звуки)

- Согласные звуки петь не умеют. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда.

Согласные звуки   произносятся коротко, одни звонко, других глухо;

одни твердо, другие мягко.

3.Игра «Назови согласный звук в начале, в середине и конце слова»

-согласный звук в начале слова: дом, ком, дым, лом,  кот - Аист,  волк;

-согласный звук в конце слова: стул, мел, карандаш, жук, салат, санки;

-согласный звук в середине слова: сахар, коса, лиса, роса, гора; 

Физкультминутка.

Вышли уточки на луг,
Кря – кря - кря! 
(дети шагают)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! 
(машут руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! 
(круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. 
(повороты туловища влево - вправо)
Ветер ветки раскачал 
(качают поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал Р-Р-Р
(руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой) 
Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! 
(подняты вверх руки, потянулись).
И опять настала тишь: Ш-ш-ш. 
(присели)

4.Твердые и мягкие согласные:

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые и мягкие).

-Если согласный звук твердый, каким цветом он обозначается?,

(синим), 

а если согласный звук мягкий каким цветом он обозначается (зеленым)

-Но есть звуки, только твердые и мягкой подружки у них нет,

или наоборот -только мягкий звук, а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки- [ж][ш][ц].

(воспитатель показывает, и все хором называют звуки)  

А теперь назовем только мягкие звуки -[ч’] [щ’] [й’].

5. Игра   с мячом «Найди пару»

Воспитатель   бросает   ребенку мяч и называет   звонкий согласный. Поймав мяч, ребёнок называет пару заданного звука глухого согласного и бросает мяч ведущему: . 

[б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]

6.Игра «Измени слово»:  

Воспитатель произносит   слово с твёрдым окончанием, а дети отвечают  заменив твёрдое окончание на мягкое :

дал - даль, был- быль, кон - конь, стал - сталь, шест - шесть, ел -ель,

мел - мель, жал - жаль.

7. Итог НООД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Организованная образовательная деятельность «Лесная школа» для подготовительной группы с ФФН (на дифференциацию Ш-Ж). (презентация)

Цели: закрепить правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, дифференциацию звуков по акустико – артикуляционным признакам, графический образ букв Ш и Ж, развивать: фонематический слух, фонематический анализ ...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект организованной образовательной деятельности «Приключения в сказочной стране звуков» (подготовительная к школе группа)

Конспект организованной образовательной деятельности«Приключения в сказочной стране звуков»(подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Согласный звук Д, буква Д, д"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376250","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...