Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шкуро Елена Викторовна

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: совершенствовать умение слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-

          твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой

          деятельности.

Задачи обучающие:

- познакомить с новой буквой «Г»;

- закреплять знания детей о звуках – гласных, согласных (твёрдых, мягких);

- упражнять в умении находить слова с заданным звуком, определять его место  

в слове (начало, середина, конец);

- формировать знания детей о словах, предметах, умение отнести их к вопросу: кто?или что?

- продолжать подготовку руки к письму.

Задачи развивающие:

- развивать речь детей, логическое мышление, внимание, фонематический слух,

   усидчивость;

- пополнять словарный запас, упражнять в подборе однокоренных слов.

Задачи воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике. Чувство

    взаимопомощи, взаимовыручки.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: ИКТ со слайдами, обручи, корзинки, муляжи грибов, буква Г.

Раздаточный материал: простой графитный карандаш, цветные карандаши,

  тетради, схемы, счётные палочки, предметные картинки.

Оздоровительная работа: физкультминутка, динамические упражнения, психогимнастика.

Словарная работа :слог, гриб, грибок, грибник, согласный звук, мягкий, твёрдый, начало слова, середина слова, конец слова, геркулес, гласные звуки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, беседа и презентация о съедобных и ядовитых грибах,   индивидуальная работа по совершенствованию умения находить слова с заданным звуком.

Предварительная работа воспитателя: подготовка раздаточного и демонстрационного материала, слайдов.

Методические приёмы:

Игровой – использование сюрпризного момента.

Наглядный – использование картинок, схем, тетрадей.

Словесный– вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Поощрение – в течение всего занятия и итог занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент – игра «Передай сердечко и скажи словечко»:

- Мы будем передавать сердечко, дарит свою улыбку товарищу и называть его ласковым именем. Подарите и мне свои улыбки. Давайте поиграем с пальчиками:

Пальчиковая гимнастика «Белый гриб».

2. Повторение пройденного:

А сейчас подойдём к доске и немножко почитаем. (На доске слова в четырёх столбиках. Первый столбик – слова с одним слогом, второй – с двумя, третий –

с тремя и четвёртый – имена детей).

- Чем отличаются слова в первых трёх столбиках? (ответы детей)

- А что можно сказать о четвёртом столбика?(ответы детей)

   Молодцы, вы правильно прочитали и ответили.

3. Сюрпризный момент.

     Ребёнок в костюме белки приходит в гости к детям, здоровается и просит отгадать, что у него в корзинке. Загадка про грибы.

И на горке и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

     Правильно, это грибы (1 – й слайд – ядовитые грибы). Белка выкладывает из корзинки съедобные грибы и показывает детям.

4. Активизация словарного запаса – подбор родственных слов:

- Ребята, какие грибыпринесла нам Белочка? (дети называют съедобные грибы)

- А какие грибы вы видите на экране? (дети называют ядовитые грибы)

- Как одним словом можно назвать грибы на экране? (ответы детей)

- А грибы принесённые Белочкой? (ответы детей)

- А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибок)

- Как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).

5. Знакомство с новым материалом:

- Ребята, с какого звука начинается слово гриб?

- А с какого звука начинается слово гиря?

- Произнесите звуки [г - г’] (губы, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, спинка языка приоткрыта, голосовые связки вибрируют).

- Как называются звуки, которые при произнесении встречают на своём пути преграды? (согласные)

- Делаем вывод: звуки [г - г’] – согласные, бывают мягкие и твёрдые.

6. Физкультминутка:

В лесу долго мы идём,

Скоро и грибок найдём.

Вот один, а там другой.

Унесём мы их домой.

А ещё, ты посмотри,

Вот их сразу целых три.

Мы их тоже соберём,

Дальше по лесу пойдём.

- У меня на столе лежат картинки. Вы выберите только те, где встречаются звуки

[г - г’]. На ковре три обруча. Необходимо разложить предметы по трём обручам.

В красный класть предметы со звуками [г - г’] в начале слова, в жёлтый – в середине, в зелёный – в конце слова.

- Молодцы, а теперь быстро называем слова, а все проверяют.

Следующее задание:

На столе стоят две корзинки разных цветов. В одну корзинку сложить картинки, отвечающие на вопрос кто?, а в другую – на вопрос что?

- Молодцы, ребята, задание выполнили правильно.

7. Интеллектуальная разминка:

Игра «Ответь быстро» - все ответы должны начинаться со звуков[г - г’].

-Кем раньше была бабочка? (2 – й слайд - гусеница)

- Какая птица своим прилётом оповещает о приходе весны? (3 – слайд - грач)

- Модель Земли? (4 – слайд - глобус)

- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (5 – слайд - гроза)

- Сестра Кая? (6 – слайд - Герда)

- Фрукты? (7 – слайд - груша, гранат)

- Каша для богатырей? (8 – слайд - геркулес)

- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (9 – слайд - гласные)

- Мужское имя? (Гриша, Гена)

- Женское имя? (Галя).

8. Знакомство с буквой Гг:

     Звуки [г - г’] имеют свою букву Г г, которая живёт на третьем этаже, в квартире номер три.

- На что похожа буква Г?

Перед нами буква Г                         Гриб стоит среди дорожки -

Стоит подобно кочерге.                   Голова на тонкой ножке.

Букву на плече носил,                      «Г» стоит как великан.

     На лугу траву косил.                        Буква «Г» - подъёмный кран.

9. Печатание буквы, слогов и слов с ней:

Г – г – га – го – гу – гы – ги – гриб.

- Сейчас, пока будет звучать музыка, вы работаете в рабочих тетрадях. По окончании музыки –тетради закрываете.

Следующее задание:

     На ковре панно  из букв – девочки станут на гласные буквы, а мальчики на согласные и назовут их.

- Прошли к своим рабочим местам. Возьмите любой цветной карандаш и закрасьте все части рисунка, в которых видны буквы «г» и «г’». Что получилось?

10. Какая буква спряталась?

- из счётных палочек выложить все буквы, которые спрятались. (10 слайд)

11. Подбор противоположных по смыслу слов:

- А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г г, я предлагаю поиграть. Игра «Скажи наоборот». Ответы должны начинаться на букву Г г:

- Холодный – горячий;

- Чистый – грязный;

- Весёлый – грустный;

- Тихий – громкий;

- Сладкий – горький.

- Умницы, все справились.

12. Рефлексия:

- Что сегодня вам понравилось больше всего?

     Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними. Дети берут по грибочку, в корзинке остаётся ещё один.

- А в корзинке остался один грибок, что же с ним делать? (дети высказывают своё мнение).

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте

1.     Сегодня к нам в гости пришли ваши друзья. Кто это? (лисенок, ежонок и мудрая сова). Они принесли вам вот эту шкатулку. Как вы думаете, что в ней? Хотите узнать, что там ? Чт...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей среднего возраста правилам дорожного движения. Тема: «Азбука пешехода»

Занятие направленно на расширение знаний и представлений детей о правилах поведения на дороге, ознакомление с назначением дорожных знаков; закрепление знаний детей о различных видах городского транспо...