Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Согласный звук Д, буква Д, д"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Медведева Инга Андреевна

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «Согласный звук Д, буква Д, д»

Задачи:

  • Развивать связную речь, грамматический строй речи, развивать фонематический слух фонематическое восприятие, внимание и память;
  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • Создать условия для взаимодействия друг с другом, умение работать в микрогруппах, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность;
  • Формировать умение давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным, закреплять навыки четкого произношения звука, выделять звук из звукоряда, слогоряда, из слов, упражнять в делении слов на слоги, упражнять в звуковом анализе прямых слогов и слов, ориентироваться в групповом помещении по инструкции.

Материал: узелок, картинки (на букву Д); материал для звукового анализа и синтеза, слоговые домики, демонстрационная буква Д, разрезные буквы, звукозапись карканье ворона, письмо, клей, листы бумаги по количеству букв.

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

  1. 1. Организационный момент:

- Слышится карканье ворона в записи …

Ребята, чей это голос? (ответы детей)

- Это ворон мимо пролетал, узелок нам передал.

Давайте посмотрим, что внутри? (воспитатель развязывает узелок, внутри для каждого ребенка картинка со буквой Д и письмо)

Ворон каждому из вас по картиночке припас,

Вы их молча рассмотрите,

На места свои пройдите. (дети уходят с картинками за столы)

Ворон пишет нам ребята, что случилась неприятность

- Букву надо выручать!

Кто пойдет ее спасать?

Злой дракон унес к себе,

спрятал в каменной норе…

Но сначала звук узнайте,

Вы картинки называйте

Он в начале ваших слов

Отвечайте, кто готов? (ответы детей)

2. Акустико-артикуляционный образ звука

Дети называют картинки и выделяют первый звук «Д».

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука, характеристика.

Звук «Д» согласный, твердый д, мягкий дь, глухой, голосовые связки не вибрируют.

 Дети, вы хотите отправиться на поиски буквы? (ответы детей)

Чтоб до нее добраться мы должны преодолеть много препятствий.

Основная часть

3. Развитие фонематического слуха

- Давайте для начала потренируем слух:

-  Мы должны услышать звук «д» среди других звуков (слогов, слов).

Игра: «Узнай звук!»

Выделение звука из звукоряда (а, м, д, к, т, у, д, з, о, д)

Слогоряд (ди, ма, ты, до, су, ва, но, кэ, ду)

Слов (дом, панама, кот, диван, дельфин, окно, дым, новость)

Молодцы, справились!

Давайте потренируем нашу речь:

4. Закрепление звука в слогах

Игровое упражнение: «Повтори, не ошибись!».

да-до-ду, ды-да-ду, ду-до-ды, до-ды-да, да-до-ду-ды.

Звуковой анализ прямых слогов.

- Ребята, в слоге ДА (ДО, ДЕ) сколько звуков? (ответы детей)

Назовите первый, каким цветом обозначим? (ответы детей)

Назовите второй, каким цветом обозначим (ответы детей)

Физкультминутка «Буратино»

- Дети, чтоб добраться до пещеры дракона нужно быть сильными и ловкими.

Давайте сделаем зарядку:

Буратино потянулся, (дети выполняют движения согласно тексту)

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать!

5. Закрепление звука в словах по картинкам

- Дракон спрятал звук в картинках.

Сейчас нам нужно быть очень внимательными и отобрать только те картинки, в названии которых есть звук Д.

Называние всех картинок и отбор тех, в которых есть звук Д.

Игра: «Карусель»

- Закружилась карусель, все быстрей, быстрей, быстрей!

Дети ходят вокруг стола, на котором разложены картинки. По сигналу воспитателя останавливаются, отворачиваются от стола и называют картинки по памяти.

6. Деление слов на слоги

Игра: «Разложи картинки по домикам!» 

Дети берут картинку, делят слово на слоги и кладут в соответствующий домик.(1,2,3)

- Молодцы ребята, навели порядок!

7. Звуковой анализ слова «Дракон»

- По дороге нам встретился дракон

Игра «Поймай букву»

- Давайте соберем из звуков это слово.

Дети работают за столами, один ребенок у доски.

8. Закрепление звука в тексте

9. Знакомство с буквой

Воспитатель достает план группы, на котором указано место, где лежит буква Д.

Дети рассматривают и двигаются по плану, отсчитывая шаги.

Пойдем прямо 7 шагов по болоту, по кочкам, затем повернем направо и пройдем 5 шагов через поваленные деревья, высоко поднимая ноги, затем направо и проползем 4 шага к пещере.

Перед детьми изображение пещеры 

Дети достают конверт, воспитатель показывает букву Д.

- Ребята, посмотрите, дракон все буквы поломал! (воспитатель достает поднос с разрезанными на 2 части буквами)

Давайте, соберем их! Каждый берет часть буквы и находит свою половинку

(Дети объединяются парами, собирают букву и наклеивают на лист бумаги)

Победили мы дракона!

Буква Д теперь уж дома:

В алфавите будет жить,

Крепко с сестрами дружить!

Заключительная часть

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Скажите, какую букву мы сегодня спасали? Как она звучит?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий, если да, то какие?

- Мне понравилось, как вы все дружно, активно работали. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект образовательной деятельности по грамоте на тему: "Звук и буква М"

ДАННЫЙ КОНСПЕТ ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА и будет интересен для воспитателей детских садов....

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Тема: "Знакомство с буквой г и звуковой анализ слова град" с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение детей грамоте очень сложный материал для ребят, но и родители часто допускают ошибки при обучении детей буквам и чтению. Для того чтобы родители не делали грубых ошибок при обученнии грамоте ...