Совместная деятельность с детьми в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звуки [Х] и [Х’]».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В совместной деятельности дети знакомятся со звуками "Х" и "Х,", учатся образовывать слова, находить звуки в середине, в конце, в начале слов. Выкладывать букву из разных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pro_bukvu_h.docx | 548.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с детьми в подготовительной группе
по обучению грамоте
Тема: «Звуки [Х] и [Х’]».
Цель: формирование в правильном произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
Обучающие: Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х] в речи, отличая их от других звуков русского языка. Выделять звуки [х], [х] в начале, в середине и в конце слова. Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.
Развивающие: Развивать внимание, память, мышление, моторику.
Воспитательные: Формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в команде. Воспитать волевые качества.
Образовательная среда:
- Предметно – практическая: кукла ба-о-ба Хрюша иллюстрации буквы Х, картинки на звук Х.
- Форма организации: групповая, подгрупповая.
- Характер взаимодействия: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок.
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: Колокольчик поет, всех ребят в кружок зовет. Поиграем?
Игра «Сядет тот»
- Сядет тот на ковер, кто скажет: с какого звука начинается слово мыло, сено, зубы, зерно, окно, утка, игла, аист, дым, ветер, гвоздь, где находится звук [з] в слове озеро, [м] в слове метла, [а] в слове Хом, Хим. Здорово, справились.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали такие слова Хом и Хим? Может это чьи-то имена?
- А сегодня к нам в гости пришли клоуны, которых так и зовут Хом и Хим.
- Они такие хвастунишки, утверждают, что всё обо всех знает. Давайте, спросим у них, с какого звука начинаются их имена. (Дети спрашивают у клоунов)
Беру в руки клоунов и проигрываю с начало за одного, потом за другого.
-Меня зовут Ком, а меня Ким. (ошибаются и говорят со звука [к]).
Воспитатель: Ребята, а правильно ли они назвали свои имена? Вы согласны с ними? А какой первый звук слышится в их именах? (звук [х]).
Посмотрите, Хом и Хим загрустили, они не знают какой первый звук у них в именах и не умеют проговаривать его. Поможем им? А как мы это сделаем? Что помогает нам, проговаривать звуки? (губы, зубы, язычок)
Поиграем с язычком и научим наших клоунов Хома и Хима, как это делать.
2.Практический.
Артикуляционная гимнастика.
«Массаж язычка». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке.
«Чистим нижние зубки». Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону, потом сверху вниз.
«Горка» (Кошка сердиться, выгнула спинку).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!
Воспитатель: Ребята, а какой первый звук вы слышите в слове Хом? А в слове Хим? (ответы детей)
- Одинаково они произносятся? Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Научим клоунов проговаривать эти звуки, чтобы они правильно произносили свои имена.
Характеристика звука.
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым.
[х′] – согласный, глухой, мягкий.
(Вывешиваю карточки синего и зеленого цвета)
Воспитатель: Для того, чтобы Хома и Хим научились говорить звуки [х] и [х′], давайте поучим их слышать в речи. Поиграем в игру «Поймай звук». Если слышите эти звуки , хлопайте в ладоши.
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, хи, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, орехи, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Воспитатель: Покажем клоунам ,как мы умеем играть? Под музыку дети двигаются, как только затихает, говорю [х] или [х′], ребята должны построится в круг у обруча определенного цвета. (зеленого или синего)
- Присаживайтесь на места. У вас на столах лежат картинки, где есть звук [х] и карточки зеленого и синего цвета, которые обозначают твердость и мягкость звуков. Ваша задача, определить какой звук [х] на картинке твердый или мягкий и соотнести к карточке нужного цвета. Молодцы, справились.
Воспитатель: Давайте поучим Хому и Химу придумывать слова на звук [х] и [х′].
Выходите на коврик и образуем круг. Кидаю мяч и говорю ребятам звук [х] твердый или мягкий, они придумывают слова.
- Молодцы, хорошо справились, присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Ребята, какой буквой, можно обозначить звуки [х] и [х′]? А чем отличаются звуки от букв?
Выставляю картинку как пишется буква Х
— На что похожа буква «Х»?
- Из каких элементов состоит эта буква? (из двух палочек)
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.
- Ребята у каждого стола, есть материал, выложите букву Х. (шишки, фасоль, семечки, бобы)
Воспитатель: Ой, посмотрите, а клоуны повеселели. Они научились проговаривать звуки в начале своих имен. Давайте спросим, как их зовут. Как вас зовут?
(Меня Хим, а меня Хом. Спасибо, ребята, что научили нас проговаривать звуки [х] и [х′] в своих именах. На прощанье, мы вам дарим сундучок с сюрпризом).
Работа на листочках.
3.Рефлексия.
-Кто к нам приходил? А что они не умели? С какого звука начинаются их имена?
- Какой буквой эти звуки обозначаются? На что похожа буква Х?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных звуках....
Конспект организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте
Конспект организации совместной деятельности по обучению грамоте«Волшебный сундучок Деда Грамотея»...
Организация совместной деятельности с детьми старшей подготовительной группы на тему: «Букет для мамы» с использованием образовательных технологий:
Задачи:· закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – рисование губкой;· формировать композиционные навыки;· развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четки...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)
Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте .Буква и звук Г
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Буква и звук Г....
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство со звуками (Х-Хь)"
Сопроводительное письмо к конспекту занятия «Знакомство со звуком Х и Хь»Дорогие коллеги, давайте вспомним, как мы с вами впервые начали проводить занятия по обучению грамоте. Лично ...
Совместная деятельность педагога с детьми в подготовительной группе по обучению грамоте на на 2022 – 2023 учебный год на тему: «Солнечные ступеньки веселой грамматики»
Актуальность данной программы: современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности ...