Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство со звуками (Х-Хь)"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Сопроводительное письмо к конспекту занятия «Знакомство со звуком Х и Хь»
Дорогие коллеги, давайте вспомним, как мы с вами впервые начали проводить занятия по обучению грамоте. Лично у меня, по организации именно этих занятий больше всего возникало вопросов. Хорошо, что в коллективе, были более опытные воспитатели, которые на общественных началах безропотно мне помогали. Поэтому, сегодня публикую конспект такого занятия. Создавая этот конспект, я использовала Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я» и Рабочую тетрадь для детей 5-6 лет автора Е.В. Колесниковой.
Мы, воспитатели, больше работаем со звуком, а не с буквой. Как не запутаться, не называя правильно букву (правильно, в алфавите она называется «Ха»), провести это занятие? Об этом в моём конспекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukom_h.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию
(подготовка к обучению грамоте)
Тема: «Звуки Х и Хь»
Обозначение этих звуков буквой Х. Чтение слогов, слов, предложений Подготовительная к школе группа
Подготовила: методист Фомина Г.М..
МКДОУ Сортавальского МР РК
ДС№23, корпус 5
Цель: Знакомство со звуками «Х-Хь».
Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия; познакомить с печатной буквой Х и звуками Х – Хь; учить писать печатную букву, читать слоги с буквой Х; совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений; учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение); учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Словарная работа: активизировать словарь детей: звук, буква, слог, слово, предложение.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, это педагоги школы. Татьяна Александровна – учитель младших классов и Ирина Михайловна – завуч школы п. Хаапалампи. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь.
Мы будем очень стараться? (Да, конечно).
Занятие наше называется подготовка к обучению грамоте. И сегодня мы познакомимся с Хитрым звуком. Почему Хитрым? Потому, что этот звук есть в слове хитрый. Находится он вначале слова. Кто догадался, что это за звук? Правильно, это звук «Хь». Произносится он мягко или твердо? (Правильно, мягко). Молодцы!
Воспитатель:
- Послушайте загадку на спортивную тему:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
Называюсь я..... (Хоккей). Какой звук первый в слове Хоккей? (дети отвечают) Правильно, звук Х. Этот звук твердый или мягкий? (дети отвечают). Правильно, твердый.
А теперь загадка на Новогоднюю тему:
Хлоп! И конфета стреляет, как пушка.
И каждому ясно: что это....Хлопушка!. В этом слове звук Х находится вначале, середине или в конце слова? (Произносит несколько раз Х-лопушка).
Молодцы, правильно!
Сегодня мы выделяем, находим, произносим, звук Х и Хь. И я вам покажу, что этот звук обозначается символом или буквой Х (выставляет на доску). На что похожа эта буква? (палочки или лыжи скрестились. Руки можно поставить крест накрест.) Молодцы!
Две доски я накрест сбил
Стул себе я смастерил.
Он похож на букву Ха
Но конструкция плоха.
Вот такая вот наша буква Х (показывает на доске) которая обозначает наш звук.
А теперь, откройте, пожалуйста, тетрадь на странице 46 (4 и 6. Дети открывают).
Смотрим на страницу и видим, что загадки мы отгадали верно, а Юлия Александровна хотела, чтобы вы не подсказкой пользовались, а думали!
На этой странице видим много букв Х, обозначающий наш любимый с вами звук.
- Перед нами – Слоговый домик, в котором 2 столбика.
Слева написана буква Х рядом с гласным звуком, а справа– её шуточное изображение, как будто бы мы, смеёмся над этим звуком..
Давайте напишем эту букву и слева в столбике и справа, а потом попробуем прочитать то, что написали.
(дети пишут, а Юлия Александровна выставляет готовый вариант, проверяет правильность написания).
Воспитатель:
Все справились. Молодцы!
Пробуем прочесть.
Сначала слева
ХА, произносим твёрдо а теперь справа ХЯ, как будто бы смеёмся.
по аналогии:
ХО ХЁ (смеёмся)
ХУ ХЮ
ХЫ ХИ
ХЭ ХЕ
А теперь мы допишем нашу новую букву в слове
Хлеб (где у нас звук Х) - в начале слова Халва (где у нас звук Х) – вначале слова. СаХар. (где у нас звук Х)?– в середине
Физкультминутка.
Х ома, Хома, Хомячок (дети шагают)
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает (потягиваются, руки вверх, на носочках)
Щечки моет, шейку трет (поглаживает по лицу, по шее)
Подметает Хомка хатку (делает вид, что подметают)
И выходит на зарядку (шагают)
Раз-два-три-четыре-пять-
Хомка хочет сильно спать! (ладони вместе, под голову, глаза закрывают)
- А теперь, мы попробуем записать слово. А какое слово, мы сейчас с вами разгадаем (догадывается, что художник здесь пошутил)
Белка грызёт. Что грызёт? О-Р-Е-Х-И.
В первой клеточке какую букву напишем? Орехи, после О, что напишем?
оРехи
орЕхи
ореХ и
орехи
Воспитатель: А теперь пробуем прочитать. Правильно написали? Читает Катя. Читает Соня….
Молодцы!
Отгадываем следующее слово.
У слона есть. Что есть у слона? (вместо носа) ХО-БОТ
В первой клеточке напишем какую букву? Х. и т.д.
(Чтение рассказа)
- А теперь новое задание нужно найти слова, где есть звук Х.
Я читаю несколько предложений. Вы слушаете.
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звук рожка (в каких словах звучат звуки Х и Хь?).
Кто это играет? Это пастух, он пасёт колхозные стада.
Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост.
- Ребята, наше занятие заканчивается. Если ваши мамы или папы спросят вас, что вы на занятии сегодня делали? Что вы им ответите?
Ответы детей: (воспитатель следит за тем, чтобы ответы были полными)
- сегодня мы находили в словах звук Х и Хь;
- разгадывали загадки, где в словах есть звук Х и Хь;
- мы узнали, как обозначается эти звуки;
- мы читали слоги, где есть Х и Хь;
Воспитатель: Молодцы! А я сегодня скажу вашим родителям, что вы хорошо занимались и я горжусь вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в зимний лес. Звук и буква С"
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по закреплению знаний о звуке и букве С с использованием мультимедийной презентации....
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звуки окружающего мира»
Cформировать представление о шумовых звуках; познакомить с понятием «звук»; развивать навык звукового анализа и синтеза; учить ориентировке на плоскости тетрадного листа; учить прави...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Буква А, а, звук а»
Закрепить у детей понятие «звук»; учить распознавать на слух звук а, дать понятие, что звук а –гласный, познакомить с буквой А, а. Учить зрительно узнавать букву А, а. Учить оп...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звуки [П] , [П’] и буква П».
Цель: познакомить с новыми звуками, с буквой П; учить определять первый звук в словах; дать характеристику звуков [П], [П’]; познакомить с графическим изображением буквы П п; учить читать слоги,...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звук [О] и буква О».
Задачи: познакомить детей с новым звуком [О], учить определять место звука [О]. Закреплять умение определять звук (А, У, О) по артикуляции. Учить читать букву О о. Учить писать печатную букву О о....
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звуки [С] , [С’] и буква С».
Задачи: познакомить с новыми звуками [С],[ С’], учить определять место звука в трёх позициях (начале, середине, конце); познакомить с буквой Сс; учить давать характеристику звуку ( согласный, гл...
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...
- Мне нравится (1)