№ п/п | Этапы занятия и временная реализация | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | Мотивационный этап Игра «Теремок» (совершенствование умения классифицировать объекты живой природы) Мотивация. | Педагог привлекает внимание детей. - Стоит в поле теремок-теремок, кто – кто в теремочке живет? Я назову – трава, береза, малина. А ты что назовёшь? - Я назову бабочка, комар, муха. А ты что назовёшь? И т.д.
|
Дети называют представителей заданного царства и заходят в теремок. |
Словесная игра «Да-нет» (совершенствование умения детей сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления основных отличительных признаков) | - Я загадаю представителя живого мира, а вы задавайте вопросы, называя главные отличия. Примерные вопросы: - Это может самостоятельно передвигаться? (да) - Это добывает пищу из солнечной энергии и воды? (нет) - Они питаются растительными остатками? (да) - Это грибы? (нет) - Это умеет летать? (да) - Это птицы? (да) - Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, ее приметах. Скажите, что происходит в жизни птиц осенью? - Как называют таких птиц? |
Дети задают вопросы педагогу.
Дети. Птицы улетают в теплые края. Дети. Перелетные. |
II этап | Деятельностный этап Игра «Кто лишний?» (развитие речевого слуха, мышления, связной речи)
| Педагог предлагает детям сесть на ковер, обращает их внимание на магнитную доску, на которой вывешены картинки. - Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
- Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?
- Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
- Правильно. Молодцы! |
Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние. Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные. Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.
|
Дидактическая игра «Гнездо и птица» (уточнение значения предлогов, их дифференциации и формирование умения правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи) | Педагог вывешивает на магнитной доске изображение гнезда и иволги. – Что это? – А это? – Это иволга. Где сидит иволга?
– Откуда вылетела иволга?
– Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда). При проговаривании предложений акцентируем внимание на предлогах, выделяя голосом. |
Дети. Гнездо. Дети. Птица. Дети. Иволга сидит в гнезде. Дети. Иволга вылетела из гнезда. |
Упражнение «Составь схему» (совершенствование навыка анализа предложений) | Педагог убирает птицу, проговаривая предложение: - Иволга улетела из гнезда. Из – это предлог или как мы еще называем короткое слово. Сейчас я вам предлагаю выполнить анализ этого предложения. - Какое первое слово? - Назовите второе слово. - Какое третье слово? - Какое слово мы еще не назвали? - Сколько слов в предложении?
Педагог приглашает детей пройти за столы. На доске выставляется символ слова — полоска. - Полоской мы обозначаем слово. В предложении несколько слов. Чтобы составить предложение, нам хватит одной полоски – слова?
- Правильно. Напомните мне, пожалуйста, в предложении первое слово всегда пишется с какой буквы? - Покажите, каким символом мы обозначаем первое слово в предложении. - Правильно, мы обозначаем его полоской с уголком – первое слово в предложении (заглавную букву). Далее слова предложения обозначаются символами слов — полосками без уголков. Педагог демонстрирует символы и снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву, первое слово. - Давайте составим с вами схему предложения: иволга улетела из гнезда. Короткое слово из – предлог, мы обозначаем квадратом. - Давайте посчитаем, сколько слов в предложении. При подсчете слов в предложении лучше всего подключать пальцы, загибая их на каждое слово. - Назовите первое слово, второе, третье и четвертое. Какой полоской мы обозначим первое слово (полоской с уголком), второе, третье, четвертое? Педагог выкладывает схему предложения на доске.
- В конце каждого предложения всегда ставится… - Молодцы, вы справились с этим заданием. |
Дети. Иволга. Дети. Вылетела. Дети. Из. Дети. Гнезда. Дети. В предложении 4 слова. Дети.
Дети. Не хватит, потому что в предложении несколько слов. Дети. С большой буквы. Дети демонстрируют символ первого слова в предложении.
Дети выкладывают схему предложения на своих рабочих местах.
Дети. Точка. |
Физминутка «Перелетные птицы» (развитие общей моторики) | Педагог приглашает детей стать около своих стульев и отдохнуть. Птички прыгают, летают | Дети прыгают | Крошки птички собирают. | «Клюют». | Пёрышки почистили, Клювики почистили. | Движения по тексту | Птички летают, поют | Машут руками | Зёрнышки клюют. | Наклоняются | Дальше полетели И на место сели | «Улетают», садятся на свои места. |
|
Дети выполняют движения по словесному сопровождению педагога.
|
| Игра «Громко хлопай» (развитие фонематического восприятия)
| - Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других. Под зонтом гуляет Зоя, Зоя прячется от зноя. - Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с этим звуком. Давайте произнесем звук [з] все вместе.
- Почувствуйте - когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] — гласный или согласный? - Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? - Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой? - Твердый или мягкий? - Верно, это согласный твердый звонкий звук. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з]. 3, с, д, з, ж, з, т, и, з, с. За, ду, со, зу, жа, зо, то. Зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, добрый, светлый. - Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок. |
Дети. Звук [з]
Дети вместе с логопедом произносят звук [з].
Дети. Согласный.
Дети. Синим.
Дети. Он звонкий. Дети. Твердый.
Дети слушают и хлопают, услышав звук [з] |
| Упражнение «Кто скорее?» (развитие навыков звукового анализа и синтеза) | - А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку, У победителя должно быть фишек больше всех. 3. а. Что получилось? - Верно. Получи фишку. 3, о, Что получилось? - Правильно. Возьми фишку. Аналогично проводится работа по синтезу слогов: зу, зи, ваза Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой. |
1-й ребенок. За. 2-й ребенок. Зо
|
| Работа в кассах букв (знакомство с буквой Зз. развитие фонематического восприятия, связной речи)
| Педагог предлагает детям открыть кассы букв и вывешивает картинку к стихотворению. - Посмотрите на картинку, я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз. Под зонтом гуляет Зоя, Зоя прячется от зноя. - В каких словах этого стихотворения есть звук [з]? Педагог вывешивает буквы Зз и звуковые фишки под ними. - Правильно. А теперь посмотрите на эти буквы. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы идите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
- В каком замке будет жить буква З?
- Молодцы! А теперь подвиньте к себе тарелочки с фасолью и составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны? - Как они расположены?
- Составьте букву З из фасоли. | Дети открывают кассы букв.
Дети. Зонтом, Зоя, зноя.
Дети. Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з']. Дети. В синеем и зеленом, потому что в букве З живут мягкий и твердый звуки. Дети. Два полукруга. Дети. Они повернуты влево и стоит один на другом. Дети составляют букву. |
III этап | Контрольный этап
| Педагог оценивает деятельность каждого ребенка. | По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. |
IV этап | Рефлексия Игра «Добавь слово» (обогащение и активизация словаря по теме) | - А сейчас мы поиграем с вами в игру «Добавь слово». У человека квартира, а у птицы … гнездо. У зверей шерсть, а у птицы … перья. У человека нос, а у птицы … клюв. У человека руки, а у птицы … крылья. У человека ребенок, а у птицы … птенец. | Дети подбирают слова. |