Технологическая карта занятия № 6
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тема недели. Перелетные птицы. Подготовка к отлету.

Тема занятия. Звуки [з], [з‘] и буква Зз.

Цель: совершенствование умения классифицировать объекты живой природы,  сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления основных отличительных признаков; систематизация знаний о перелетных птицах, уточнение и активизация словаря по теме; знакомство со звуками [з], [з‘] и буквой Зз; уточнение значения предлогов, их дифференциации и формирование умения правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи; совершенствование навыка анализа предложений; развитие навыков звукового  анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, речевого слуха, мышления, связной речи, общей моторики; формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответст­венности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_6.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 6

Тема недели. Перелетные птицы. Подготовка к отлету.

Тема занятия. Звуки [з], [з‘] и буква Зз.

Цель: совершенствование умения классифицировать объекты живой природы,  сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления основных отличительных признаков; систематизация знаний о перелетных птицах, уточнение и активизация словаря по теме; знакомство со звуками [з], [з‘] и буквой Зз; уточнение значения предлогов, их дифференциации и формирование умения правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи; совершенствование навыка анализа предложений; развитие навыков звукового  анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, речевого слуха, мышления, связной речи, общей моторики; формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование: изображение гнезда и иволги; картинки перелетных птиц, домашних птиц, снегиря; магнитная доска; схемы анализа предложений для каждого ребенка и для демонстрации; кассы букв на каждого ребенка с выложенной буквой Зз; буквы Зз и звуковые фишки для демонстрации; картинка к стихотворению; фасоль для составления буквы З на каждого ребенка.

№ п/п

Этапы  занятия и временная реализация

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Мотивационный  этап

Игра «Теремок»

(совершенствование умения классифицировать объекты живой природы)

Мотивация.

Педагог привлекает внимание детей.

- Стоит в поле теремок-теремок, кто – кто в теремочке живет?  Я назову – трава, береза, малина. А ты что назовёшь?

- Я назову бабочка, комар, муха. А ты что назовёшь?

И т.д.

Дети называют представителей заданного царства и заходят в теремок.

Словесная игра «Да-нет»

(совершенствование умения детей сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления основных отличительных признаков)

- Я загадаю представителя живого мира, а вы задавайте вопросы, называя главные отличия.

Примерные вопросы:

- Это может самостоятельно передвигаться? (да)

- Это добывает пищу из солнечной энергии и воды? (нет)

- Они питаются растительными остатками? (да)

- Это грибы? (нет)

- Это умеет летать? (да)

- Это птицы? (да)

- Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, ее приметах. Скажите, что происходит в жизни птиц осенью?

- Как называют таких птиц?

Дети задают вопросы педагогу.

Дети. Птицы улетают в теплые края.

Дети. Перелетные.

II этап

Деятельностный этап

Игра «Кто лишний?» 

(развитие речевого слуха, мышления, связной речи)

Педагог предлагает детям сесть на ковер, обращает их внимание на магнитную доску, на которой вывешены картинки.

- Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Кто лишний?» Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

- Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

- Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

- Правильно. Молодцы!

Дети. Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.

Дети. Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.

Дети. Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.

Дидактическая игра «Гнездо и птица»

(уточнение значения предлогов, их дифференциации и формирование умения правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи)

Педагог вывешивает на магнитной доске изображение гнезда и иволги.

– Что это?

– А это?

– Это иволга. Где сидит иволга?

– Откуда вылетела иволга?

– Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).

При проговаривании предложений акцентируем внимание на предлогах, выделяя голосом.

Дети. Гнездо.

Дети. Птица.

Дети. Иволга сидит в гнезде.

Дети. Иволга вылетела из гнезда.

 

Упражнение «Составь схему»

(совершенствование навыка анализа предложений)

Педагог убирает птицу, проговаривая предложение:

- Иволга улетела из гнезда. Из – это предлог или как мы еще называем короткое слово. Сейчас я вам предлагаю выполнить анализ этого предложения.

- Какое первое слово?

- Назовите второе слово.

- Какое третье слово?

- Какое слово мы еще не назвали?

- Сколько слов в предложении?

Педагог приглашает детей пройти за столы. На доске выставляется символ слова — полоска.

- Полоской мы обозначаем слово. В предложении несколько слов. Чтобы составить предложение, нам хватит одной полоски – слова?

- Правильно. Напомните мне, пожалуйста, в предложении первое слово всегда пишется с какой буквы?

- Покажите,  каким символом мы обозначаем первое слово в предложении.

- Правильно, мы обозначаем его полоской с уголком – первое слово в предложении (заглавную букву). Далее слова предложения обозначаются символами слов — полосками без уголков.

Педагог демонстрирует символы и снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву, первое слово.

- Давайте составим с вами схему предложения: иволга улетела из гнезда.  Короткое слово из – предлог, мы обозначаем квадратом.

- Давайте посчитаем, сколько слов в предложении.

При подсчете слов в предложении лучше всего подключать пальцы, загибая их на каждое слово.

- Назовите первое слово, второе, третье и четвертое. Какой полоской мы обозначим первое слово (полоской с уголком), второе, третье, четвертое?

Педагог выкладывает схему предложения на доске.

- В конце каждого предложения всегда ставится…

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

Дети. Иволга.

Дети. Вылетела.

Дети. Из.

Дети. Гнезда.

Дети. В предложении 4 слова.

Дети.

Дети.  Не хватит, потому что в предложении несколько слов.

Дети. С большой буквы.

Дети демонстрируют символ первого слова в предложении.

Дети выкладывают схему предложения на своих рабочих местах.

Дети. Точка.

Физминутка «Перелетные птицы»

(развитие общей моторики)

Педагог приглашает детей стать около своих стульев и отдохнуть.

Птички прыгают, летают

Дети прыгают

Крошки птички собирают.

«Клюют».

Пёрышки почистили,
Клювики почистили.  

Движения по тексту

Птички летают, поют

Машут руками

Зёрнышки клюют.

Наклоняются

Дальше полетели
И на место сели  

«Улетают», садятся на свои места.

Дети выполняют движения по словесному сопровождению педагога.

Игра «Громко хлопай» 

(развитие фонематического восприятия)

- Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Под зонтом гуляет  Зоя,

Зоя прячется от зноя.

- Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с этим звуком. Давайте   произнесем звук [з]  все вместе.

- Почувствуйте - когда мы произносим этот  звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами.  Значит,  во  рту  есть  преграда  из зубов. Как вы думаете, звук [з] — гласный или согласный?

- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

- Приложите руку к  горлышку, произнесите этот звук и определите,  он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Верно, это  согласный твердый звонкий звук.  А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з].

3, с, д, з, ж, з, т, и, з, с.

За, ду, со, зу, жа, зо, то.

Зубы, сова, коса, ваза,  жужжать, звенеть, звонкий, добрый, светлый.

- Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

Дети. Звук [з]  

Дети вместе с логопедом произносят  звук [з].

Дети. Согласный.

Дети. Синим.

Дети. Он звонкий.

Дети. Твердый.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [з]

Упражнение  «Кто скорее?»  (развитие навыков звукового  анализа и синтеза) 

- А сейчас игра «Кто скорее?»  Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку, У победителя должно быть фишек больше всех. 3. а. Что получилось?

- Верно. Получи фишку. 3, о, Что получилось?

- Правильно.  Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по  синтезу  слогов:  зу,  зи,  ваза

Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой.

 

1-й ребенок.  За.

2-й ребенок. Зо

Работа в кассах букв

(знакомство с буквой Зз. развитие фонематического восприятия,  связной речи)

Педагог предлагает детям открыть кассы букв и вывешивает картинку к стихотворению.

- Посмотрите на картинку, я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

- В каких словах этого стихотворения есть звук [з]?

Педагог вывешивает буквы Зз и звуковые фишки под ними.

- Правильно. А теперь посмотрите на эти буквы.  Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы идите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

- В каком замке будет жить буква З?

- Молодцы! А теперь подвиньте к себе тарелочки с фасолью и составим  новую букву. Какие элементы  вам  для этого нужны?

- Как они расположены?

- Составьте букву З из фасоли.

Дети открывают кассы букв.

Дети. Зонтом, Зоя, зноя.

Дети. Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з'].

Дети. В синеем и зеленом, потому что в букве З живут мягкий и твердый звуки.

Дети. Два полукруга.

Дети.   Они повернуты влево и стоит один на другом.

Дети составляют букву.

III этап

Контрольный этап

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

По  просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали  нового и интересного.

IV

этап

Рефлексия

Игра «Добавь слово»

(обогащение и активизация словаря по теме)

- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Дети подбирают слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...