№ п/п | Этапы занятия и временная реализация | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | Мотивационный этап Мимическое упражнение «Вкусные фрукты» (развитие мимической мускулатуры)
Дыхательное упражнение «Ах, как пахнет!» (развитие речевого дыхания) Мотивация. | Педагог вносит в группу корзину с муляжами фруктов. - Ребята, я вам принесла фрукты. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, какой он по вкусу. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, грейпфрут, абрикоса и покажите ваши ощущения. Во время перечисления фруктов педагог демонстрирует их, доставая из корзинки. Педагог предлагает детям представить, как пахнут фрукты: дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!», в последующем увеличивая фразу: «Ах, как пахнет!», «Ах, как вкусно пахнет!» Педагог следит за тем, чтобы во время вдоха дети не поднимали плечи. - Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв, в путешествие по нашим звуковым замкам, где живут изученные нами звуки и буквы. Но перед путешествием я предлагаю вам подкрепиться, а для этого надо что-нибудь приготовить. |
Дети выполняют мимическое упражнение.
Дети выполняют дыхательное упражнение. |
II этап | Деятельностный этап Упражнение «Маленькие повара» (совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных), развитие фонематических представлений) | Педагог раскладывает на столе картинки фруктов. - Сейчас мы с вами опять превратимся в поваров, и будем готовить сладкое угощение. Педагог вывешивает на магнитной доске картинки вазу и банку. - Те из вас, кто захочет готовить варенье, выбирает картинку фрукта и кладет ее возле вазы, рассказывая, как оно будет называться, если кто-то захочет готовить компот, кладет выбранный фрукт возле банки, так же рассказывая, как он будет называться.
|
Дети выбирают картинки фруктов и кладут возле выбранной посуды. 1 ребенок. Я буду готовить яблочный компот. 2 ребенок. Я буду готовить сливовый джем. И т.д. |
Игра «Путешествие по звуковым замкам» (активизация знаний о звуках и буквах родного языка) | - Пора в путешествие. Раз – два, раз – два, шагает дружно детвора. Шире шаг, не зевай в путешествие не опоздай! - Вот и первая наша остановка – Красный замок. Напомните, что находится в этом замке?
- Почему они называются гласными?
- О гласных звуках есть очень интересное стихотворение, послушайте: Гласные тянутся песенкой звонкой И - и - и - и. А - Могут заплакать и застонать: О - о - о - у - у - у. Могут качать в колыбели Аленку: А - а - а - а. Могут, как эхо, в лесу закричать: Ау! Ау! Ау! Могут летать высоко в синеву: А, о, у, и, э, ы. Не желают свистеть и ворчать. - Назовите гласные буквы, которые мы с вами уже выучили.
|
Дети с педагогом подходят к красному звуковому замку. Дети. В красном замке находятся гласные буквы, в которых живут гласные звуки. Дети. Потому что их можно пропеть и прокричать.
Дети называют выученные гласные буквы. |
Игра «Назови звук в начале слова» (развитие фонематического восприятия) | - Сейчас я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук: арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д. Игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре. |
Дети называют первый звук в слове. |
Физминутка «Отдохнем» (развитие речевого дыхания, силы голоса) | Педагог предлагает детям встать и закрыть глаза. Открываем мы глаза, Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне) Утром солнышко взошло, Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением) Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне) Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением) | Дети встали, закрыли глаза. Выполняют упражнение под руководством педагога.
|
| - Отправляемся дальше. Раз – два, раз – два, шагает дружно детвора. Шире шаг, не зевай в путешествие не опоздай! - Вот вторая наша остановка – Синий замок. Напомните, что находится в этом замке?
- Почему эти звуки называются согласными?
- Правильно, молодцы. Согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. - Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, другие глухо. Назовите все согласные твердые звуки, которые мы с вами уже изучили. - Как можно определить звонкость и глухость согласных звуков? |
Дети. В этом замке находятся согласные буквы, звуки в них живут согласные, твердые. Дети. Потому что их нельзя пропеть и прокричать.
Дети называют звуки. Дети. Нужно приложить руку к горлу, если горло дрожит, вибрирует, то это звонкий звук, а если нет – глухой. |
| Упражнение «Угадай, какой звук» (развитие фонематического слуха) | Педагог раздает детям колокольчики. - Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. Педагог называет согласные звуки.
- Вы и с этим заданием справились. А теперь дальше в путь.
|
Дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков. |
| Раз – два, раз – два, шагает дружно детвора. Шире шаг, не зевай в путешествие не опоздай! - Последняя наша остановка – Зеленый замок. Что находится в этом замке?
- Назовите все согласные мягкие звуки, которые мы с вами уже изучили. |
Дети. В этом замке тоже живут согласные звуки, но они мягкие. Дети называют звуки. |
Игра "Какое слово задумала? " (развитие фонематических представлений)
| Педагог показывает картинку с изображением мишки и говорит: Это...ишка.
Педагог соглашается: я же и говорю: ...ишка.
- Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?
- Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... ила, второе слово – еньги. Что же это за слова, подскажите мне дети? Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? | Дети улыбаются и поправляют: мишка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука [м‘]: ммммишка. Дети. Да. Вы пропускаете звук [м‘].
Дети. Пила и деньги. Вы не назвали первые звуки этих слов – [п‘], [д‘]. |
| Игра «Компот» (совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие общих речевых навыков) | - Молодцы, надо передохнуть и охладиться. Давайте все вместе сварим фруктовый компот. Педагог вывешивает картинку кастрюли. - Вы кладете в кастрюлю те фрукты, что у вас есть, и делите их названия на слоги.
| Дети берут картинки фруктов. 1 ребенок. Я-бло-ки. В этом слое три слога. 2 ребенок. Гру-ши. В этом слове 2 слога. И т.д. |
III этап | Контрольный этап
| - Ну а нам пора возвращаться обратно. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы? - На какие две группы делятся звуки речи? - Как отличить гласный звук от согласного звука? Назовите гласные звуки.
- Какими бывают согласные звуки?
- Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по звуковым замкам. |
Дети. Гласные и согласные. Дети. Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя. Дети. Твердые/мягкие, звонкие/глухие.
|
IV этап | Рефлексия | Педагог предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка. | Дети вспоминают, чем они занимались на занятии. |