тематическое планирование Развитие речи в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа)
Развитие речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_razvitie_rechi_podg.gr_.docx | 199.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
в подготовительной к школе группе
«Развитие речи детей 5-7 лет»
Автор: О.С. Ушакова
на 2022 – 2023 учебный год
Образовательная область: Речевое развитие.
Вид деятельности: Развитие речи.
Неделя | Тема | Задачи | Методическая литература |
Сентябрь | |||
3 неделя вторник | Занятие 1 Пересказ сказки «Лиса и рак» | — связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; — словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой — маленький, сильный — слабый, быстро — медленно)', — звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 1 стр. 25 |
3 неделя четверг | Занятие 2 Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | — связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; — словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 2 стр. 26 |
4 неделя вторник | Занятие 3 Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» | — связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; — словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; — звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 3 стр. 32 |
4 неделя четверг | Занятие 4 Составление рассказа по скороговорке | — связная речь: формировать навыки связной речи; — словарь и грамматика: учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 4 стр. 33 |
5 неделя вторник | Занятие 5 Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» | — связная речь: учить выразительно пересказывать текст; — словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное но звучанию с названием взрослых животных. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 5 стр. 38 |
5 неделя четверг | Занятие 6 Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» | — связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; — словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 6 стр. 41 |
Октябрь | |||
2 неделя вторник | Занятие 7 Составление рассказов на темы стихотворений | — связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; — словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; — звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 7 стр. 44 |
2 неделя четверг | Занятие 8 Составление рассказа на заданную тему | — связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; — словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; — звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 8 стр. 48 |
3 неделя вторник | Занятие 9 Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» | связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; — словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; — звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 9 стр. 50 |
3 неделя четверг | Занятие 10 Составление рассказа по картине «Ежи» | — связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); — словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч’1, [щ’], выделять их в словах. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 10 стр. 52 |
4 неделя вторник | Занятие 11 Составление рассказа на тему «Домашнее Животное» | — связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; — словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)\ воспитывать умение задавать друг другу вопросы; — звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч’] и [щ’1, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 11 стр. 55 |
4 неделя четверг | Занятие 12 Составление описательного рассказа о предметах посуды | связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; — словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий)', закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)\ учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 12 стр. 58 |
5 неделя вторник | Занятие 13 Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» | связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; — словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек)\ обратить внимание на формы изменения глагола хотеть', — звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 13 стр. 61 |
5 неделя четверг | Занятие 14 Составление рассказа по картине «Река замерзла» | — связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; — словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; — звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части — слоги. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 14 стр. 64 |
Ноябрь | |||
1неделя вторник | Занятие 15 Составление рассказа на тему «Игры зимой» | — связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; — словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением; — звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 15 стр. 67 |
1 неделя четверг | Занятие 16 Составление рассказа на темы скороговорок | связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; — словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; — звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж] ; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 16 стр. 70 |
2 неделя вторник | Занятие 17 Пересказ сказки «Петух да собака» | — связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; — словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака', учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; — звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 17 стр. 74 |
2 неделя четверг | Занятие 18 Составление рассказа по картине «Северные олени» | связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; — словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и[ц]; | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 18 стр. 76 |
3 неделя вторник | Занятие 19 Составление описательного рассказа на тему «Зима» | — связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные); — словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); — звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч’], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 19 стр. 79 |
3 неделя четверг | Занятие 20 Ознакомление с предложением | — словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; — звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 20 стр. 84 |
4 неделя вторник | Занятие 21 Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | — связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; — словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; — звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая) | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 21 стр. 88 |
Декабрь | |||
1 неделя четверг | Занятие 22 Составление рассказа по картине «Лошадь с Жеребенком» | — связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины; — словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; — звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 22 стр. 90 |
2 неделя вторник | Занятие 23 Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» | — связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; — словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; — звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 23 стр. 92 |
2 неделя четверг | Занятие 24 Составление рассказа на заданную тему | — связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; — словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 24 стр. 94 |
3 неделя вторник | Занятие 25 Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» | — связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов; — словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; — звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистотоворок). | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 25 стр. 97 |
3 неделя четверг | Занятие 26 Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | — связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; — словарь и грамматика.; учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов — самостоятельно; — звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с]— [с*], [щ*] в словах, четко произносить слова с этими звуками. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 26 стр. 99 |
4 неделя вторник | Занятие 27 Сочинение на тему «Приключения зайца» | — связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; — словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц\ учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; — звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с]—[с’], [щ’], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 27 стр. 101 |
4 неделя четверг | Занятие 28 Составление рассказа на предложенную тему | — связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; — словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]—[л’], [р]—|р’], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 28 стр. 103 |
5 неделя вторник | Занятие 29 Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» | — связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует — взрослый записывает); — словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 29 стр. 106 |
5 неделя четверг | Занятие 30 Составление рассказа по картине «Зайцы» | — связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; — словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать — продавец) и прилагательных (веселый — весельчак); — звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 30 стр. 108 |
Январь | |||
3 неделя вторник | Занятие 31 Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» | — связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; — словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов — названий профессий. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 31 стр. 110 |
3 неделя четверг | Занятие 32 Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» | — связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; — словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 32 стр. 111 |
4 неделя вторник | Занятие 1 Пересказ сказки «Лиса и козел» | — связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; — словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; — звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 1 стр. 133 |
4 неделя четверг | Занятие 2 Составление рассказа по картине «В школу» | — связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; — словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 2 стр. 135 |
5 неделя вторник | Занятие 3 Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре Желания» | — связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; — словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; — звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 3 стр. 137 |
5 неделя четверг | Занятие 4 Составление текста-рассуждения | — связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений; — словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 4 стр. 139 |
6 неделя вторник | Занятие 5 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | — связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; — словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; — звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 5 стр. 141 |
Февраль | |||
1 неделя четверг | Занятие 6 Составление рассказа по картинам по теме «Домашние Животные» | связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; — словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать; — звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 6 стр. 143 |
2 неделя вторник | Занятие 7 Составление рассказа по серии сюжетных картин | — связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; — словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; — звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 7 стр. 145 |
2 неделя четверг | Занятие 8 Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» | — связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; — словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании; — звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и (ч’], отрабатывать четкую дикцию. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 8 стр. 147 |
3 неделя вторник | Занятие 9 Составление текста-поздравления | — связная речь: учить составлять текст-поздравление; — звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 9 стр. 150 |
3 неделя четверг | Занятие 10 Сочинение cкaзкu на тему «Как ежик выручил зайца» | — связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; — словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; — звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 10 стр. 153 |
4 неделя вторник | Занятие 11 Сочинение ckaзku на тему «День рождения зайца» | — связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; — словарь и грамматика: учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных; — звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 11 стр. 155 |
4 неделя четверг | Занятие 12 Составление рассказа с использованием антонимов | — связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; — словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 12 стр. 157 |
5 неделя вторник | Занятие 13 Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» | — связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; — словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании; — звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 13 стр. 159 |
Март | |||
1 неделя четверг | Занятие 14 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | — связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; — словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 14 стр. 161 |
2 неделя вторник | Занятие 15 Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» | — связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; — словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова; — звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [с]—[с’], [з]—[з’], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 15 стр. 163 |
2 неделя четверг | Занятие 16 Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | — связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; — словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; — звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф]. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 16 стр. 165 |
3 неделя вторник | Занятие 17 Пересказ сказки «У страха глаза велики» | — связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; — словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 17 стр. 167 |
3 неделя четверг | Занятие 18 Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» | — связная речь: учить развивать предложенный сюжет; — словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных надежах; — звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 18 стр. 171 |
4 неделя вторник | Занятие 19 Сочинение сказки на предложенный сюжет | — связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет; — словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 19 стр. 173 |
4 неделя четверг | Занятие 20 Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | — связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; — словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 20 стр. 175 |
5 неделя вторник | Занятие 21 Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин | — связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; — словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; — звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 21 стр. 178 |
5 неделя четверг | Занятие 22 Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин | — связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения; — словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 22 стр. 181 |
Апрель | |||
2 неделя вторник | Занятие 23 Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин | — связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; — словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; — звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 23 стр. 183 |
2 неделя четверг | Занятие 24 Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин | — связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями; — словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 24 стр. 186 |
3 неделя вторник | Занятие 25 Составление рассказа о Животных по сюжетным картинам | — связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; — словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; — звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 25 стр. 188 |
3 неделя четверг | Занятие 26 Пересказ рассказа М. Пришвина «ЕЖ». Составление рассказа на тему из личного опыта | — связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную; — словарь и грамматика: познакомить со значениями слова игла', — звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 26 стр. 192 |
4 неделя вторник | Занятие 27 Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» | связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует — взрослый записывает); — словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 27 стр. 193 |
4 неделя четверг | Занятие 28 Сочинение сказки на заданную тему | — связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; — словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование; — звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 28 стр. 196 |
5 неделя вторник | Занятие 29 Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | — связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; — словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; — звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш1, [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 29 стр. 199 |
5 неделя четверг | Занятие 30 Описание пейзажной картины | связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом; — словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; — звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 30 стр. 200 |
Май | |||
1 неделя вторник | Занятие 31 Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; — словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; — звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки (р]—[р’], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р]—[р’]; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 31 стр. 202 |
1 неделя четверг | Занятие 32 Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» | — связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; — словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе; — звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 32 стр. 206 |
2 неделя вторник | Занятие 33 Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами» | — связная речь: учить составлять связный рассказ по картине; — словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 33 стр. 208 |
2 неделя четверг | Занятие 34 Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | — связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; — словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Занятие 34 стр. 210 |
Литература: Развитие речи детей 5—7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 272 с. — (Развиваем речь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Коммуникация». Развитие речи в подготовительной группе.
Планирование по ФГТ....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа
Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.
Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...
календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа
календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа...
Комплексно-тематическое планирование Развитие речи/ чтение художественной литературы 2017-2018 уч.год средняя группа по программе "Детство"
ООД (вид деятельности) Развитие речи/ чтение художественной литературыВозрастная группа Средняя группа №1Часть программы: Вариативная_______ ...
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В предлагаемом материале освещен план работы на учебный год в группе детей с ТНР...