НООД по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

НООД по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

НООД по речевому развитию и обучению грамоте в старшей группе

«Путешествие в страну слов»

Цели:

Дидактические: Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. За-крепить понятие «Слово», различие слов. Расширить словарный запас, формировать грамматический строй речиразвивать слуховое внимание.

Развивающие : Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слу-шать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользовать-ся антонимами, подбирать однокоренные слова, соотносить родовые и видовые по-нятия.

Словарная работа : Дать конкретное объяснение слов в речевых играх.

Предварительная работа: 1. Игра «Я знаю 5 названий», 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки».

Материалдемонстрационный : конверт с письмом от Незнайки (задания).

Раздаточный: карандаши, картинки из серии – «мебель»«посуда»

Планируемые результаты: Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (кто? Что).

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я») с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные, грубые, ласковые, обидчивые…

1. Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.

Воспитатель: ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в Страну слов. Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно и много плохого. Но мы должны узнать о словах как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Скажем вместе.

Девиз нашего занятия :

Дети: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Дети выполняют действие с хлопками).

Воспитатель: Где живут наши звуки?

Дети: В ротике.

Воспитатель: Что помогает правильно произносить звуки и слова?

Дети: Зубы, язык, горло, уши, глаза, легкие.

Воспитатели: Воспитатель проводит фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка.

Как тикают часы?

Как подзывают цыплят?

Как чикают ножницы?

Как говорят, когда рыба срывается с крючка?

Как жжужит жук?

Как воет волк?

Как паровоз выпускает пар?

Как поют комарики?

Как рычит мотор?

Как просит сказать врач?

Как фыркает кот?

Как выходит воздух из шара?

Как пыхтит каша?

Как шипит змея?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом) :

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель«Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка).

Воспитатель: Хочу научиться читать и много знать, помогите.

- Воспитатель достает портфель и говорит: «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

Игра«Доктор звуков».

У слона фобот. Положи в чай сафар.

Какой звук я произнесла неправильно?

Игра«Слова родственники».

Я назову слова, а вы словакоторые могут быть похожими:

Лес – лесной,

Дерево – деревянный,

Стекло – стеклянный,

Железо – железный,

Пластмасса – пластмассовый.

Слова – превращения.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил – дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал – домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил – домишко.

Старый мудрый гном – гномище

Выстроил большой домище.

Был он стар, и был он сед

И большой был домосед.

А за печкой, за трубой,

Жил у дома – домовой.

Игра«Кто знает, пусть продолжает».

Мебель –

Посуда –

Рыбы –

Одежда –

Семья –

Овощи –

Фрукты –

А сейчас отдохнем:

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…

Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

Игра«Скажи наоборот».

Высокий дуб – низкий дуб.

Острый нож – тупой нож.

Сильный – слабый.

Сладкий – горький.

Злой – добрый.

Белый – черный.

Аккуратный – грязный.

Составление рассказа по схеме «о себе».

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается).

Составление рассказа детьми.

Воспитатель: «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке.

У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель: Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе

 Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»Программное содержание: закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять в ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По речевому развитию и обучению грамоте В старшей группе «Весна идёт»

Цель: Закрепить полученные знания детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие»...

Конспект НООД по речевому развитию "Наши помощники - бытовая техника" (старшая группа)

Конспект НООД по речевому развитию "Наши помощники - бытовая техника" (старшая группа)...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [ф], [ф’] и буква Ф»

Конспект обучающего занятия. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»

Конспект ООД «Развитие речи»(обучение грамоте)В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]&raq...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...